Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Директор бюджетного учреждения, находясь в командировке, перенес авиарейс с утра на вечер в связи с изменением программы совещания и оплатил авиакомпании штраф в размере 3000 руб. В квитанции указано: штраф за переоформление билета. Авиабилеты для проезда в командировку приобретались работником (руководителем) как физическим лицом, стоимость затрат возмещалась за счет средств учреждения. Хозяйственная операция по обмену авиабилета также совершалась от имени работника как пассажира. Какие КВР и КОСГУ применить в проводках по авансовому отчету и при возмещении директору расходов?

Директор бюджетного учреждения, находясь в командировке, перенес авиарейс с утра на вечер в связи с изменением программы совещания и оплатил авиакомпании штраф в размере 3000 руб. В квитанции указано: штраф за переоформление билета.
Авиабилеты для проезда в командировку приобретались работником (руководителем) как физическим лицом, стоимость затрат возмещалась за счет средств учреждения. Хозяйственная операция по обмену авиабилета также совершалась от имени работника как пассажира.
Какие КВР и КОСГУ применить в проводках по авансовому отчету и при возмещении директору расходов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Произведенные работником бюджетного учреждения расходы, связанные с переоформлением обратного билета из командировки, в том числе оплату штрафа, взимаемого авиаперевозчиком по обменной операции, следует отнести к возмещаемым иным командировочным расходам с отражением по аналитическому коду вида расходов 112 в увязке с подстатьей 226 КОСГУ.

Обоснование вывода:
Перечень командировочных расходов, подлежащих возмещению, определен статьей 168 ТК РФ, а также пунктом 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение N 749).
Одним из видов возмещаемых расходов являются расходы по проезду (в рассматриваемом случае - это авиаперелет) к месту командировки и обратно. Учитывая, что проездные билеты, как правило, приобретаются заранее, на практике допустимо возникновение хозяйственных ситуаций, требующих или возврата ранее купленных билетов (например, командировка была отменена), или внесения изменений в дату и (или) время вылета (например, изменение сроков командировки). За выполнение таких операций, в зависимости от тарифной политики компании-перевозчика, может взиматься:
- неустойка за возврат билета, то есть за прекращение действия договора воздушной перевозки*(1) по инициативе пассажира (п. 97 приказа Минтранса РФ от 25.09.2008 N 155 "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации");
- дополнительная плата за выполнение операций (транзакций) по переоформлению проездного билета на другую дату или время (п. 112 приказа Минтранса РФ от 25.09.2008 N 155 "Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации").
Эти расходы за переоформление авиабилета не поименованы в статье 168 ТК РФ или пункте 11 Положения N 749. Однако указанными документами предусмотрена возможность возмещения работодателем иных расходов работника во время командировки. Учитывая, что список таких расходов на законодательном уровне не определен, бюджетное учреждение имеет право своим локальным актом (например, Коллективным договором или Положением о командировочных расходах) предусмотреть дополнительные виды возмещаемых расходов в командировках, их предельные суммы, документальное подтверждение необходимости и осуществления таких расходов, источник их возмещения*(2).
Основными условиями, которые должны выполняться в обязательном порядке для принятия к возмещению иных расходов, являются:
- наличие разрешения или иного подтверждения согласия работодателя на осуществление таких расходов. Например, это может быть оформленная служебная записка или норма локального акта учреждения, на основании которых работнику предоставлялось право вносить изменения в дату и (или) время вылета из командировки, а также внесенные изменения в приказ о командировании;
- наличие целевого характера расхода и эффективного использования денежных средств учреждения. Например, сравнение стоимости процедуры переоформления обратного билета на другое время вылета (оплата штрафных санкций) и возможной стоимости вновь приобретаемого билета на нужную дату и время.
В рассматриваемом случае работник*(3) бюджетного учреждения произвел обмен билета в связи с продлением срока командировки. Необходимость в переносе времени вылета возникла не по вине работника (например, опоздание на рейс), а во исполнение командировочного задания - увеличение временного интервала совещания, на которое работник был направлен. При этом неустойка в виде штрафа за переоформление была предъявлена не учреждению, а работнику - пассажиру, принявшему решение об обмене авиабилета. По нашему мнению, такую хозяйственную операцию следует рассматривать как иные расходы работника во время командировки, возмещение которых производится на основании документов, предусмотренных локальным актом бюджетного учреждения.
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации организации государственного сектора применяют положения:
- приказа Минфина России от 08.06.2018 N 132н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - Порядок N 132н) в части кодов бюджетной классификации, в том числе кодов видов расходов (далее - КВР);
- приказа Минфина России от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - Порядок N 209н) в части определения кода классификации операции сектора государственного управления (далее - КОСГУ).
Согласно п. 51.1.1.2 Порядка N 132н расходы на осуществление работодателем в соответствии с законодательством РФ выплат в пользу работников, не относящихся к заработной плате пособий, компенсаций и иных дополнительных выплат, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом получателей, отражаются по элементу видов расходов 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда".
Возмещение работникам всех расходов, в том числе и иных, связанных со служебными командировками (за исключением суточных), относится на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (абзацы 65-68 п. 10.2.6 Порядка N 209н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

Ответ прошел контроль качества

26 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (п. 2 статьи 786 ГК РФ).
*(2) Указания на необходимость определения прочих расходов в локальных актах учреждения содержатся в письмах Минфина России, например, от 04.09.2018 N 02-05-10/62979 и от 30.11.2016 N 02-05-10/70981.
*(3) При этом следует понимать, что руководитель в случае направления в командировку выступает в качестве "работника" учреждения, а не в качестве "работодателя". Это следует из понятия "работодателя", раскрываемого в ст. 20 ТК РФ.