Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В 2018 году был начислен штраф контрагенту за нарушение условий контракта. Поступление данных сумм отражено в бюджетном учете с применением счета 209 41 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)". Главный распорядитель бюджетных средств указывает на то, что в данных операциях должен применяться счет 205. Какими бухгалтерскими записями и по каким кодам бюджетной классификации отражаются операции по выставленным контрагентам штрафам за нарушение условий контракта?

В 2018 году был начислен штраф контрагенту за нарушение условий контракта. Поступление данных сумм отражено в бюджетном учете с применением счета 209 41 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)".
Главный распорядитель бюджетных средств указывает на то, что в данных операциях должен применяться счет 205.
Какими бухгалтерскими записями и по каким кодам бюджетной классификации отражаются операции по выставленным контрагентам штрафам за нарушение условий контракта?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Доходы от поступления сумм штрафов за нарушение условий контракта в 2018 году могли отражаться в бюджетном учете с применением счета 209 41 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)" и могли быть зачислены в соответствующий бюджет по агрегированному коду бюджетной классификации 000 1 16 90000 00 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба".

Обоснование вывода:
В соответствии с положениями Указаний N 65н, применявшихся учреждениями госсектора в 2018 году, доходы в виде суммы неустойки (штрафы, пени и т.п.) учитывались организациями государственного сектора по аналитической группе подвида доходов бюджетов 140 "Суммы принудительного изъятия" и относились на подстатью 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" КОСГУ (пп. 4.1.1 п. 4.1 раздела II, п. 3 раздела V Указаний N 65н).
Суммы задолженности по штрафам, начисленным за нарушение условий договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, отражаются с применением счета 1 209 41 000 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)" в порядке п. 86 Инструкции N 162н (п. 221 Инструкции N 157н, п. 85 Инструкции N 162н). Следовательно, для отражения данных операций счет 1 205 00 000 "Расчеты по доходам" не применяется.
Для учета учреждением, выполняющим функции администратора доходов бюджета, операций по поступлению в бюджет администрируемых им платежей предназначен счет 0 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" (п. 227 Инструкции N 157н).
Таким образом, операции по начислению и поступлению штрафов за нарушение условий контракта в 2018 году могли отражаться в бюджетном учете с применением следующих корреспонденций счетов.
1. Дебет КДБ 1 209 41 560 Кредит КДБ 1 401 10 141
- отражено начисление пени за просрочку обязательств по договорам аренды;
2. Дебет КДБ 1 210 02 141 Кредит КДБ 1 209 41 660
- отражено поступление денежных средств на лицевой счет администратора доходов бюджета.
Анализ Приложения N 1.1 к Указаниям N 65н позволяет сделать вывод, что доходы в виде штрафов за нарушение условий контракта в 2018 году могли быть зачислены в соответствующий бюджет по агрегированному коду бюджетной классификации 000 1 16 90000 00 0000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба" (смотрите также письмо Минфина России от 17.09.2015 N 02-08-07/53443).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

25 января 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.