Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В бюджетном учреждении (уровень бюджета - республиканский) с предыдущих отчетных периодов (2016, 2017 годы) на счете 101.30 числится имущество по КФО 2 по цене, превышающей 50 000,00 руб. Однако данное имущество должно отражаться на счетах 101.20. Каким образом произвести перенос со счета 101.30 на 101.20 в текущем финансовом году?

В бюджетном учреждении (уровень бюджета - республиканский) с предыдущих отчетных периодов (2016, 2017 годы) на счете 101.30 числится имущество по КФО 2 по цене, превышающей 50 000,00 руб. Однако данное имущество должно отражаться на счетах 101.20.
Каким образом произвести перенос со счета 101.30 на 101.20 в текущем финансовом году?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения перенос основных средств из состава иного движимого имущества в состав ОЦДИ следует отразить в порядке исправления ошибок прошлых лет с применением специальных счетов, предназначенных для этих целей.

Обоснование вывода:
Движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено, в установленном порядке относится к особо ценному движимому имуществу (далее - ОЦДИ) (п. 11 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).
Конкретный порядок отнесения имущества к ОЦДИ определяется с учетом положений постановления Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 (далее - Постановление N 538). При этом главным критерием является балансовая стоимость имущества. Так, согласно п. 4 Постановления N 538 бюджетными учреждениями субъекта РФ в состав ОЦДИ должно включаться движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 тыс. рублей до 500 тыс. рублей либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя (смотрите также письмо Минфина России от 22.03.2017 N 02-06-10/16540).
В отношении рассматриваемой ситуации нормативным документом, регулирующим порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений Республики Адыгея и перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений Республики Адыгея, является постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.12.2010 N 251 (далее - Постановление N 251). В соответствии с пп. 2 п. 1 Постановления N 251 при определении видов и перечней ОЦДИ бюджетных учреждений Республики Адыгея, в состав такого имущества подлежит включению, в том числе, движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тысяч рублей. Отметим, что Постановление N 251 действует с 1 января 2011 года.
В рассматриваемой ситуации необходимость переноса объектов имущества в иную аналитическую группу синтетического счета обусловлена не дополнением перечня ОЦДИ такими объектами, а ошибочным их отражением в учете учреждения в качестве иного движимого имущества.
В целях отражения в бухгалтерском учете выявленной ошибки следует руководствоваться порядком, установленным п. 18 Инструкции N 157н. Обратим внимание, что с 2018 года исправление ошибок прошлых лет осуществляется с использованием специальных счетов, в частности: 304 86 "Иные расчеты года, предшествующего отчетному", 304 96 "Иные расчеты прошлых лет", 401 18 "Доходы финансового года, предшествующего отчетному", 401 19 "Доходы прошлых лет", 401 28 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному", 401 29 "Расходы прошлых лет". Однако детальный порядок применения указанных счетов положениями Инструкции N 174н не урегулирован. Поэтому в случае необходимости исправления ошибок прошлых лет конкретное применение данных счетов бюджетному учреждению следует определить в рамках учетной политики и согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции N 174н.
При разработке схемы корреспонденций счетов следует исходить из того, что при исправлении ошибок прошлых лет, влияющих на финансовый результат, формируемый по операциям прошлых лет, в части расходов используются счета 401 28, 401 29, в части доходов - 401 18 и 401 19. Оформление исправительных записей, не влияющих на финансовый результат деятельности учреждения, можно отражать с применением счетов 304 86 или 304 96 в зависимости от периода, в котором совершена ошибка.
Исправления способом "Красное сторно", а также дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок необходимо оформить Бухгалтерской справкой (ф. 0504833), в которой делаются ссылка на номер и дату исправляемого журнала операций, документа, обоснование внесения исправления. При этом бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бюджетном учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В рассматриваемой ситуации допущенная в учете бюджетного учреждения ошибка не повлияла на финансовый результат деятельности учреждения в прошлые периоды. Полагаем, что в этом случае исправительные записи могут быть отражены с использованием счетов 304 86 или 304 96:
1. Дебет 0 101 3Х 310 Кредит 0 304 86 730 (0 304 96 730)*(1)
- способом "Красное сторно" отражено выбытие основных средств из состава иного движимого имущества в состав ОЦДИ;
2. Дебет 0 104 3Х 411 Кредит 0 304 86 730 (0 304 96 730)*(1)
- дополнительной бухгалтерской записью списана начисленная амортизация на объекты иного движимого имущества;
3. Дебет 0 101 2Х 310 Кредит 0 304 86 730 (0 304 96 730)*(1)
- дополнительной бухгалтерской записью основные средства учтены в составе ОЦДИ;
4. Дебет 0 304 86 830 (0 304 96 830) Кредит 0 104 2Х 411*(1)
- дополнительной бухгалтерской записью отражена начисленная амортизация на основные средства, учтенные как ОЦДИ.
Отметим, что учет расчетов бюджетных учреждений с органом власти, осуществляющим в их отношении функции и полномочия учредителя, осуществляется на счете 210 06 "Расчеты с учредителем" (п. 238 Инструкции N 157н). Из содержания Инструкции N 174н следует, что на счете 210 06 подлежит отражению стоимость того имущества, которым бюджетное учреждение не может отвечать по своим обязательствам и распоряжаться только по согласованию с собственником. К такому имуществу относится, в том числе и особо ценное движимое имущество. Поэтому следует иметь в виду, что перенос основных средств из состава иного движимого имущества в состав ОЦДИ будет требовать корректировки показателей по счету 210 06.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Особо ценное движимое имущество.
- Энциклопедия решений. Перемещение имущества между группами и видами (для госсектора).
- Энциклопедия решений. Исправление ошибок прошлых лет в учете нефинансовых активов (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

13 декабря 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Если в 22, 23 разрядах номера счета бухгалтерского учета указано "ХХ" или "Х", а также в 24-26 разрядах указано "ХХХ", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, а также коды КОСГУ, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.