Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На балансе органа местного самоуправления (ГРБС) с 2008 года числится кредиторская задолженность на счете 1 205 81 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям" в сумме 212 046 руб. При объединении района с городом данная сумма была передана органу местного самоуправления без уточнения наименований контрагентов и их реквизитов. Уточнить сумму не представляется возможным. Как в бюджетном учете органа местного самоуправления можно списать эту задолженность на забаланс? Какие документы могут служить основанием для списания данной задолженности?

На балансе органа местного самоуправления (ГРБС) с 2008 года числится кредиторская задолженность на счете 1 205 81 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям" в сумме 212 046 руб. При объединении района с городом данная сумма была передана органу местного самоуправления без уточнения наименований контрагентов и их реквизитов. Уточнить сумму не представляется возможным. Как в бюджетном учете органа местного самоуправления можно списать эту задолженность на забаланс? Какие документы могут служить основанием для списания данной задолженности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бюджетном учете органа местного самоуправления списание кредиторской задолженности с балансового учета оформляется по дебету счета 1 205 81 560 и кредиту счета 1 401 10 173. Одновременно задолженность учреждения, невостребованная кредиторами, отражается на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами".
Кредиторская задолженность списывается в соответствии с оформленным решением профильной комиссии на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833). В качестве обоснования решения комиссии могут быть приложены: инвентаризационное описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089), документы, подтверждающие истечение срока давности, документы, подтверждающие ликвидацию юридического лица и индивидуального предпринимателя, иные документы, предусмотренные порядком списания кредиторской задолженности.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что порядок списания задолженности, невостребованной кредиторами, органу местного самоуправления необходимо разработать и установить самостоятельно в учетной политике или в виде отдельного локального документа учреждения (п. 371 Инструкции N 157н). В рамках данного документа рекомендуется также утвердить порядок контроля за наличием кредиторской задолженности - как одного из элементов внутреннего контроля.
Списание кредиторской задолженности должно быть своевременным и обоснованным. Несвоевременное списание кредиторской задолженности, невостребованной кредиторами, может привести к существенному искажению показателей бюджетной отчетности. В свою очередь, обоснованность списания кредиторской задолженности устанавливается комиссией (инвентаризационной комиссией) (п. 371 Инструкции N 157н).
Основной критерий списания кредиторской задолженности с баланса - задолженность не является обязательством. Такое требование согласуется с положениями Закона N 402-ФЗ: на балансе учреждения госсектора подлежит отражению не вся задолженность перед юридическими и физическими лицами, а лишь та, которая относится к обязательствам. Согласно п. 39 СГС "Концептуальные основы..." для целей бюджетного учета обязательством признается задолженность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды.
Поэтому решение о списании кредиторской задолженности с балансового учета должно приниматься в отношении той задолженности, погашение которой не приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды.
В бюджетном учете кредиторская задолженность, независимо от того, возникла она в рамках доходных или расходных операций, списывается в кредит счета 1 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" (абзац 24 п. 78 Инструкции N 162н). Одновременно, задолженность учреждения, невостребованная кредиторами, отражается на забалансовом счете 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами". Задолженность учреждения, невостребованная кредитором, принимается к забалансовому учету для наблюдения в течение срока исковой давности в сумме задолженности, списанной с балансового учета. Если срок исковой давности истек и основания для возобновления процедуры взыскания задолженности отсутствуют, то списанную с баланса задолженность принимать к забалансовому учету не нужно.
Основаниями для принятия решения о списании кредиторской задолженности с баланса являются:
- неподтверждение ее кредитором по результатам инвентаризации (п. 371 Инструкции N 157н, смотрите также разъяснения Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 10.06.2011 "Порядок списания кредиторской задолженности");
- истечение срока исковой давности.
К документам, послужившим основанием для принятия решения о списании кредиторской задолженности, относятся:
- инвентаризационное описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);
- документы, подтверждающие истечение срока давности (договоры, акты, счета, платежные документы, выписки из лицевых счетов);
- документы, подтверждающие ликвидацию юридического лица и индивидуального предпринимателя;
- иные документы, предусмотренные порядком списания задолженности, разработанным органом местного самоуправления.
В свою очередь, в бухгалтерском учете списание кредиторской задолженности производится на основании первичного документа - Бухгалтерской справки (ф. 0504833), сформированной на основании решения комиссии (акта, протокола и т.п.). Документы, подтверждающие обоснованность решения комиссии (его соответствие установленным критериям), оцениваются профильными специалистами (членами комиссии). Именно члены комиссии несут ответственность за законность принятия решения о списании задолженности.
В бюджетном учете органа местного самоуправления рассматриваемую в вопросе хозяйственную ситуацию можно отразить следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет КДБ 1 205 81 560 Кредит КДБ 1 401 10 173 - отражено списание кредиторской задолженности по доходам с балансового учета;
2. Увеличение забалансового счета 20 - кредиторская задолженность принята к забалансовому учету.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Списание задолженности, невостребованной кредиторами (для госсектора).
- Энциклопедия решений. Счет 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

23 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.