Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В автономном учреждении соглашение о предоставлении субсидии на выполнение муниципального задания на 2018 год было подписано 29.12.2017. Главный бухгалтер начисленную сумму субсидии отразил с применением счета 401 40 "Доходы будущих периодов". Таким образом, увеличил актив баланса примерно на 20 млн. руб. Правомерно ли применение данного счета? Если правомерно, то на каких основаниях? Какой датой следовало отразить начисление субсидии?

В автономном учреждении соглашение о предоставлении субсидии на выполнение муниципального задания на 2018 год было подписано 29.12.2017. Главный бухгалтер начисленную сумму субсидии отразил с применением счета 401 40 "Доходы будущих периодов". Таким образом, увеличил актив баланса примерно на 20 млн. руб. Правомерно ли применение данного счета? Если правомерно, то на каких основаниях? Какой датой следовало отразить начисление субсидии?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете автономного учреждения начисление суммы субсидии на выполнение задания необходимо было отразить в 2017 году датой подписания соглашения, то есть 29.12.2017, с использованием счета 4 401 40 130 "Доходы будущих периодов от оказания платных услуг".

Обоснование вывода:
Финансовое обеспечение выполнения автономным учреждением муниципального задания осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"). Такие субсидии предоставляются в соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
По общему правилу субсидии на выполнение задания предоставляются автономным учреждениям на основании соглашения, заключенного между учреждением и органом-учредителем. Указанное соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.
При отражении на счетах бухгалтерского учета информации о заключенном соглашении следует помнить, что в соответствии с п. 3 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), организации государственного сектора ведут бухгалтерский учет методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Соответственно, все доходы признаются в бухгалтерском учете автономного учреждения по факту получения учреждением информации о возникновении в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, договором (контрактом), иным документом, подтверждающим право на получение дохода, независимо от фактического получения денежных средств. Иными словами, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение, то есть датой подписания сторонами соглашения о доведении субсидии на выполнение задания.
При этом доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов и отражаются с использованием счета 401 40 "Доходы будущих периодов" (п. 301 Инструкции N 157н).
Кроме того, п. 96 Инструкции N 183н в 2017 году было прямо установлено, что на основании заключенного с учредителем соглашения о доведении субсидии на выполнение задания в учете автономного учреждения отражается начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение задания. Следует отметить, что если соглашение было заключено сроком на три года, то учреждению необходимо было отразить всю сумму, определенную соглашением, в качестве доходов будущих периодов.
Таким образом, информацию о заключенном 29.12.2017 соглашении о доведении субсидии на выполнение задания в 2018 году необходимо было отразить в регистрах бухгалтерского учета в 2017 году с применением корреспонденции по дебету счета 4 205 30 000 и кредиту счета 4 401 40 130 (абзац 16 п. 96 Инструкции N 183н в редакции от 16.11.2016 N 209н).
Действительно, подобное отражение рассматриваемой хозяйственной ситуации приведет к увеличению актива баланса, что в полной мере согласуется с действующей методологией бухгалтерского учета. Вместе с тем причины, повлекшие увеличение дебиторской задолженности и актива баланса, целесообразно раскрыть в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760).
Обратите внимание, что данный порядок начисления субсидий не изменился в 2018 году и не планируется к изменению в связи с началом применения с 2019 года положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы", утвержденного приказом Минфина России от 27.02.2018 N 32н (далее - СГС "Доходы"). Так, в соответствии с п.п. 40, 54 СГС "Доходы" субсидии на выполнение муниципального задания будут и далее признаваться в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

31 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.