Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В п. 99 Инструкции 157н, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, установлено, что к материальным запасам относятся инвалидная техника и средства передвижения инвалидов, приобретаемые для целей передачи их соответствующей социальной группе населения. По какой статье КОСГУ автономному учреждению следует отразить приобретение инвалидных колясок для целей передвижения инвалидов по территории учреждения (приобретаемые автономным учреждением инвалидные коляски инвалидам передаваться не будут)?

В п. 99 Инструкции 157н, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, установлено, что к материальным запасам относятся инвалидная техника и средства передвижения инвалидов, приобретаемые для целей передачи их соответствующей социальной группе населения.
По какой статье КОСГУ автономному учреждению следует отразить приобретение инвалидных колясок для целей передвижения инвалидов по территории учреждения (приобретаемые автономным учреждением инвалидные коляски инвалидам передаваться не будут)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Исходя из технических характеристик и назначения материальных ценностей, профильной комиссией автономного учреждения может быть принято вполне обоснованное решение об учете инвалидных колясок в составе основных средств и отражению расходов на их приобретение по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Обоснование вывода:
При принятии решения об отнесении имущества к той или иной группе нефинансовых активов комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения (далее - профильная комиссия) необходимо руководствоваться положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства"), а также нормами Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п.п. 7, 8 СГС "Основные средства", п.п. 38, 39, 41 Инструкции N 157н. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества, при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет. При этом согласно п. 41 Инструкции N 157н объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. Кроме того, в соответствии с положениями СГС "Основные средства" объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
Важным новшеством является то, что теперь в составе объектов основных средств может быть учтена материальная ценность при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности, как объекта бухгалтерского учета, можно надежно оценить (п. 8 СГС "Основные средства").
Таким образом, начиная с 2018 года при принятии решения об отнесении актива к соответствующей категории нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) профильной комиссии следует руководствоваться не только Инструкцией N 157н, но и нормами федерального стандарта. От выбранного решения будет зависеть и применение КОСГУ для целей бухгалтерского учета.
Действительно, до внесения изменений в Инструкцию N 157н приказом Минфина России от 31.03.2018 N 64н вся инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов независимо от их стоимости и срока службы относились к материальным запасам. В настоящее время безусловно к материальным запасам относится только та инвалидная техника, которая приобретается для целей передачи их соответствующей социальной группе населения.
В рассматриваемой ситуации инвалидные коляски планируются к приобретению учреждением не для передачи их населению. Поэтому в конкретном случае решение об отнесении имущества к той или иной группе нефинансовых активов должно приниматься профильной комиссией, исходя из конкретных характеристик объектов и их предназначения.
Инвалидная коляска представляет собой средство передвижения для людей, не имеющих возможности передвигаться самостоятельно как временно, так и постоянно. Данное определение говорит о том, что инвалидная коляска предназначена для выполнения определенной самостоятельной функции. Кроме того, в соответствии с нормами приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.02.2018 N 85н "Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены" средний срок пользования рассматриваемых в вопросе материальных ценностей составляет не менее пяти лет. Исходя из этого можно предположить, что срок полезного использования инвалидных колясок будет составлять более одного года.
На основании вышеизложенного, по нашему мнению, инвалидная коляска соответствуют критериям, перечисленным в п.п. 7, 8 СГС "Основные средства", п.п. 38, 39, 41 Инструкции N 157н, в частности, автономное учреждение может прогнозировать от ее использования получение полезного потенциала, предназначена для выполнения определенной самостоятельной функции, может использоваться неоднократно или постоянно, срок полезного использования предположительно составляет более 12 месяцев. Поэтому профильной комиссией может быть принято вполне обоснованное решение об учете инвалидных колясок в составе основных средств и отражении расходов на их приобретение по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
Однако отметим, что любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества, с учетом специфики и интенсивности эксплуатации каждого объекта. Более того, специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях также указывают, что такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534). Данный принцип не изменился и после вступления в силу федеральных стандартов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

26 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.