Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На начало 2018 года в муниципальном казенном учреждении числится дебиторская задолженность за ФСС России. Фонд задолженность не вернул. Заявление в налоговую инспекцию о возврате не предоставлялось. Бухгалтер производит перечисление страховых взносов с учетом перерасчета задолженности (как взаимозачет). Так как это дебиторская задолженность прошлого года, то использовать эти средства нельзя и их необходимо вернуть в доход бюджета. Какие корреспонденции счетов необходимо применить для отражения операций по перечислению с лицевого счета получателя бюджетных средств на лицевой счет администратора доходов бюджета в размере дебиторской задолженности прошлых лет за счет лимитов бюджетных обязательств текущего года?

На начало 2018 года в муниципальном казенном учреждении числится дебиторская задолженность за ФСС России. Фонд задолженность не вернул. Заявление в налоговую инспекцию о возврате не предоставлялось. Бухгалтер производит перечисление страховых взносов с учетом перерасчета задолженности (как взаимозачет).
Так как это дебиторская задолженность прошлого года, то использовать эти средства нельзя и их необходимо вернуть в доход бюджета.
Какие корреспонденции счетов необходимо применить для отражения операций по перечислению с лицевого счета получателя бюджетных средств на лицевой счет администратора доходов бюджета в размере дебиторской задолженности прошлых лет за счет лимитов бюджетных обязательств текущего года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Корреспонденции счетов, применяемые для отражения операций по перечислению с лицевого счета получателя бюджетных средств на лицевой счет администратора доходов бюджета в размере дебиторской задолженности прошлых лет за счет лимитов бюджетных обязательств текущего года, необходимо определить по согласованию с финансовым органом муниципального образования.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации учреждению целесообразно обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) для последующего перечисления возвращенной дебиторской задолженности в доход бюджета.

Обоснование вывода:
По общему правилу операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря (п. 1 ст. 242 БК РФ). Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета (п. 4 ст. 242 БК РФ).
При этом бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (п. 3 ст. 242 БК РФ).
Соответственно, любые суммы, поступающие казенному учреждению в рамках расчетов, вытекающих из расходных операций прошлых лет, независимо от причины возврата не могут быть использованы при исполнении бюджетной сметы текущего финансового года и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. При этом в бюджетном учете доходы от возврата дебиторской задолженности прошлых лет относятся на подстатью 136 "Доходы бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет" КОСГУ.
Положения главы 12 НК РФ в отношении сумм излишне уплаченных страховых взносов предусматривают механизм зачета и возврата. Однако применять данную норму казенным учреждениям с учетом особенностей их правового положения (ст. 161 БК РФ) необходимо во взаимосвязи с положениями ст. 242 БК РФ. В связи с чем механизм зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов в отношении сумм, излишне перечисленных казенным учреждением в прошлом году, применен быть не может.
Обязательства по уплате страховых взносов, начисленных на выплаты и иные вознаграждения, произведенные в текущем году, должны быть исполнены за счет лимитов бюджетных обязательств текущего года. А в отношении переплаченных в прошлом году сумм страховых взносов казенному учреждению необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@. Факт отсутствия обращения за возмещением излишне уплаченных страховых взносов может рассматриваться органами финансового контроля в качестве финансового нарушения (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.07.2016 N Ф04-2351/16 по делу N А67-6304/2015).
Положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), не предусмотрен порядок отражения операций по "зачету" дебиторской задолженности прошлых лет в счет погашения кредиторской задолженности текущего года по аналогичным обязательствам с последующим перечисление денежных средств в доход бюджета за счет лимитов бюджетных обязательств текущего года (без возврата дебиторской задолженности прошлых лет непосредственно контрагентом). В случае, если осуществление подобных операций не противоречит порядку санкционирования расходов получателей бюджетных средств, установленному на уровне публично-правового образования, необходимые корреспонденции счетов могут быть определены финансовым органом или главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с положениями п. 2 Инструкции N 162н.
При этом учитывая, что при перечислении в текущем году задолженности по страховым взносам с учетом дебиторской задолженности прошлых лет взаиморасчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, учитываемые на счете 0 303 02 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", закрываются, а требование о применении счета 1 303 05 000 Инструкцией N 162н не установлено, операция по перечислению в доход бюджета средств за счет лимитов бюджетных обязательств текущего года может быть отражена в бюджетном учете казенного учреждения по дебету счета 1 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" в корреспонденции с кредитом счета 1 304 05 000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом".
Однако факт перечисления в текущем году задолженности по страховым взносам с учетом дебиторской задолженности прошлых лет не в полной мере соответствует бюджетному законодательству. Поэтому в целях избежания претензий со стороны контролирующих органов казенному учреждению следует обратиться в налоговый орган с заявлением о возмещении излишне уплаченных страховых взносов.
Отметим, что в рассматриваемой ситуации у учреждения по состоянию на 01.01.2018 отсутствует необходимость перевода дебиторской задолженности прошлых лет по налогам на счет 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (смотрите, к примеру, письмо Минфина России от 18.05.2018 N 02-06-05/33813). Поэтому при наличии на счете 0 303 02 000 показателей дебиторской задолженности прошлых лет казенному учреждению необходимо продолжать учитывать такую задолженность на указанном счете.
Суммы дебиторской задолженности прошлых лет по налогам могут быть напрямую перечислены налоговым органом на лицевой счет администратора доходов бюджета, открытый казенному учреждению. Для осуществления данных операций в заявлении о возврате суммы излишне уплаченного налога необходимо указать реквизиты соответствующего лицевого счета.
Поступление сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством напрямую на лицевой счет администратора доходов бюджета отражается следующей корреспонденцией счетов:
Дебет КДБ 1 210 02 136 Кредит КРБ 1 303 02 730.
Однако возможность применения такой корреспонденции счетов Инструкцией N 162н также не предусмотрена, соответственно, ее необходимо определить в соответствии с требованиями п. 2 Инструкции N 162н.
Рекомендуем ознакомиться с Примером заполнения Заявления о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в налоговые органы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

19 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.