Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В результате проверки в 2018 году в бюджетном учреждении выявлено нецелевое расходование средств субсидии за 2017 год по КФО 5 (не выполнены работы в полном объеме). Как отразить в балансовом и забалансовом учете бюджетного учреждения задолженность подрядчика за невыполненные работы с дальнейшим зачислением средств на счет учреждения и возврат их в доход бюджета?

В результате проверки в 2018 году в бюджетном учреждении выявлено нецелевое расходование средств субсидии за 2017 год по КФО 5 (не выполнены работы в полном объеме). Как отразить в балансовом и забалансовом учете бюджетного учреждения задолженность подрядчика за невыполненные работы с дальнейшим зачислением средств на счет учреждения и возврат их в доход бюджета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для учета расчетов с контрагентом по возмещению ущерба может быть применен счет 2 209 34 000 "Расчеты по компенсации затрат". Корреспонденции счетов, применяемые для отражения операций по направлению средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности, на погашение задолженности перед бюджетом, учреждению необходимо предусмотреть в рамках учетной политики в порядке, предусмотренном абзацем вторым п. 4 Инструкции N 174н.

Обоснование вывода:
Необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, устанавливается соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями. Возврат средств в бюджет в таком случае обеспечивает восстановление средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению. В случаях, когда факт нецелевого использования средств целевых субсидий выявлен после завершения отчетного периода, в котором учреждению была предоставлена субсидия, денежные средства подлежат возврату в бюджет в порядке, аналогичном порядку возврата в бюджет остатков неиспользованных остатков субсидий прошлых лет (письмо Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436).
Обратим внимание, что операции по возврату в бюджет средств целевых субсидий в случаях нарушения порядка их использования отражаются в рамках того же вида финобеспечения деятельности учреждения, в рамках которого отражаются операции с указанными средствами (письма Минфина России от 27.01.2017 N 02-07-10/4445, от 01.04.2016 N 02-06-07/19436). Отражение операции по возврату остатка субсидии на иные цели, образовавшегося в связи выявлением факта несоблюдения условий использования такой субсидии, в рамках приносящей доход деятельности не обеспечивает корректного формирования Отчета об исполнении учреждением его Плана ФХД (ф. 0503737).
Расчеты по компенсации расходов прошлых лет учитываются бюджетным учреждением с применением счета 0 209 34 000 "Расчеты по компенсации затрат" (п.п. 220, 221 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н, п.п. 108, 109 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее - Инструкция N 174н). Данный счет был введен приказом Минфина России от 31.03.2018 N 66н, положения которого применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета начиная с 2018 года.
По общему правилу, начисление сумм компенсаций в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следует отражать по КФО 2. Поэтому операции по переносу суммы компенсации между КФО "2" и "5" осуществляются с применением счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" (п. 281 Инструкции N 157н).
Отметим, что порядок отражения операций по перечислению денежных средств, поступивших на основной лицевой счет бюджетного учреждения, на отдельный лицевой счет для последующего их возврата в доход бюджета, положениями Инструкции N 174н не установлен. Применяемую схему корреспонденций счетов учреждению необходимо определить в рамках учетной политики в порядке, предусмотренном абзацем вторым п. 4 Инструкции N 174н.
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в соответствии с нормами Инструкции N 174н могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 5 401 10 183 Кредит 5 303 05 730
- отражена задолженность перед бюджетом;
2. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
- отражена сумма выявленного в результате нецелевого использования средств субсидии ущерба;
3. Дебет 2 401 20 ХХХ Кредит 2 304 06 730*(1)
- отнесена на уменьшение финансового результата сумма средств, являющихся источником погашения задолженности перед бюджетом;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 34 660
увеличение счета 17, АнКВД 130, КОСГУ 134
- отражено поступление денежных средств от контрагента;
5. Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 201 11 610
увеличение счета 18, АнКВИ 610, КОСГУ 610
- перечислены средства на отдельный лицевой счет для последующего возврата в бюджет;
6. Дебет 5 304 06 830 Кредит 5 401 10 183
- отражено увеличение задолженности на сумму компенсации на отдельном лицевом счете, являющейся источником погашения задолженности перед бюджетом;
7. Дебет 5 201 11 510 Кредит 5 304 06 730
увеличение счета 17, АнКВИ 510, КОСГУ 510
- зачислена сумма компенсации на отдельный лицевой счет;
8. Дебет 5 303 05 830 Кредит 5 201 11 610
увеличение счета 18, АнКВД 180, КОСГУ 183
- погашена задолженность по возврату средств субсидии в бюджет.
В случае, если денежные средства от контрагента поступят непосредственно на отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, в бухгалтерском учете могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 5 401 10 183 Кредит 5 303 05 730
- отражена задолженность перед бюджетом;
2. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
- отражена сумма выявленного в результате нецелевого использования средств субсидии ущерба;
3. Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 209 34 660
- отражено погашение дебиторской задолженности по расчетам с контрагентом при поступлении средств на отдельный лицевой счет учреждения;
4. Дебет 5 201 11 510 Кредит 5 304 06 730
увеличение счета 17, АнКВИ 510, КОСГУ 510
- отражено зачисление средств на отдельный лицевой счет;
5. Дебет 5 304 06 830 Кредит 5 401 10 183
- отражено увеличение задолженности на сумму компенсации на отдельном лицевом счете, являющейся источником погашения задолженности перед бюджетом;
6. Дебет 5 303 05 830 Кредит 5 201 11 610 (Увеличение счета 18, АнКВД 180, КОСГУ 183)
- погашена задолженность по возврату средств субсидии в бюджет;
7. Дебет 2 401 20 ХХХ Кредит 2 304 06 730
- отражено "закрытие" расчетов по направлению средств от приносящей доход деятельности на погашение задолженности по возврату остатка субсидии прошлого года в доход бюджета.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных и автономных учреждений. Формирование Отчетов (ф.ф. 0503737, 0503723) в части операций по возврату в бюджет целевых субсидий прошлых лет в случае их нецелевого использования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

19 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Если в 22, 23 разрядах номера счета бухгалтерского учета указано "ХХ" или "Х", а также в 24-26 разрядах указано "ХХХ", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, а также коды КОСГУ, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.