Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере На балансе бюджетного учреждения имеется отдельно стоящее здание гаража (год ввода в эксплуатацию - 1988). При проведении планового обследования, выяснили, что необходима замена въездных ворот с целью обеспечения теплосбережения, так как в процессе эксплуатации произошла деформация ворот. Планируется заключение контракта на поставку и монтаж секционных гаражных ворот (ворота в составе здания). Какими документами будет подтверждаться исполнение контракта (акт, накладная), пока неизвестно. По какой статье расходов и КОСГУ учреждению следует провести поставку и монтаж?

На балансе бюджетного учреждения имеется отдельно стоящее здание гаража (год ввода в эксплуатацию - 1988). При проведении планового обследования, выяснили, что необходима замена въездных ворот с целью обеспечения теплосбережения, так как в процессе эксплуатации произошла деформация ворот. Планируется заключение контракта на поставку и монтаж секционных гаражных ворот (ворота в составе здания). Какими документами будет подтверждаться исполнение контракта (акт, накладная), пока неизвестно. По какой статье расходов и КОСГУ учреждению следует провести поставку и монтаж?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае если контракт не будет содержать существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение на основании актов и иных документов будет принимать работы по установке ворот гаража, в стоимость которых будет включена цена изготовленных подрядчиком ворот, то расходы вполне обоснованно могут быть отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ в полном объеме.
Если в рамках одного договора выделены поставка ворот и выполнение монтажных работ по их установке, а по результатам исполнения обязательств оформляются первичные документы, подтверждающие соответствующие расходы (товарные накладные, акты выполненных работ), то расходы следует относить на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ:
- 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (в части стоимости ворот);
- 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (в части стоимости монтажа).

Обоснование вывода:
При отнесении расходов на тот или иной код бюджетной классификации учреждения государственного сектора должны руководствоваться Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), исходя из экономического содержания хозяйственной операции. В свою очередь, экономическое содержание операции определяется на основании предмета договора (контракта).
Таким образом, при отнесении расходов на определенную статью (подстатью) КОСГУ принципиальное значение имеет квалификация конкретных операций в соответствии с положениями действующего законодательства.
В то же время нередко формулировки, содержащиеся в договорах, счетах, актах, накладных и иных документах, не позволяют четко определить статьи (подстатьи) КОСГУ, соответствующие обязательствам, которые принимает учреждение. В таких случаях при обосновании своей позиции должностные лица, по нашему мнению, должны определить характер обязательств, руководствуясь положениями гражданского законодательства.
При этом предусмотренный порядок документального оформления расходов, во избежание разногласий с контролирующими органами, должен подтверждать, что учреждение принимает именно те работы (материальные ценности, услуги), выполнение (поставка, оказание) которых было обозначено в качестве предмета договора (контракта).
Отметим, что ст. 421 ГК РФ устанавливает свободу договора. Так, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например, договоров поставки, подряда, возмездного оказания услуг и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. В большинстве случаев суды при определении природы договора и отнесении его к смешанному договору исходят из того, что он должен содержать все существенные условия соответствующих договоров.
По нашему мнению, заключение учреждением одного смешанного договора, предусматривающего осуществление нескольких отличных по экономическому содержанию расходов, не может служить основанием для отражения всех этих расходов по какому-либо одному коду бюджетной классификации, если условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ.
Иными словами, если договор содержит все существенные условия как договора поставки, так и договора подряда, то он может быть признан смешанным. И если иное не будет вытекать из содержания договора, к отношениям сторон по такому договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах поставки и подряда. Отметим, что такой подход должен подтверждаться и соответствующим порядком документального оформления результатов исполнения обязательств, то есть результаты осуществления поставки и приемка результатов работ оформляются различными первичными документами.
Напомним, что согласно положениям п.п. 99, 117 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, готовые к установке ворота являются готовыми к установке строительными конструкциями и учитываются в качестве материальных запасов. В свою очередь, расходы на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам, осуществляются в соответствии с Указаниями N 65н за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Соответственно, в случае если порядок документального оформления расходов однозначно позволяет подтвердить факт поставки учреждению ворот, их следует принять к учету в качестве материальных запасов на счете 0 105 04 000 "Строительные материалы", а также отразить в бухгалтерском учете операцию по передаче ее подрядчику для выполнения работ по установке. При этом следует учитывать, что в силу п. 1 ст. 220 ГК РФ при передаче материалов заказчиком подрядчику право собственности на них остается у заказчика. Согласно п. 116 Инструкции N 157н передача (возврат) материальных запасов подрядчикам, исполнителям работ или пользователям отражается в бухгалтерском учете организаций госсектора в качестве внутреннего перемещения материального запаса без списания передаваемых объектов с балансового учета с одновременным их отражением на соответствующих забалансовых счетах. В этом случае выбытие ворот для гаража со счета 0 105 04 000 "Строительные материалы" может быть отражено после подписания сторонами акта выполненных работ, подтверждающего факт установки ворот подрядчиком в помещении заказчика. При этом согласно Указаниям N 65н расходы на монтаж ворот вполне обоснованно могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
В случае если порядок документального оформления результатов выполнения обязательств в рамках договора не позволяет подтвердить факт поставки ворот, а по результатам выполнения обязательств оформляется акт выполненных работ, в стоимость которых включены расходы подрядчика на изготовление ворот, оснований для отражения расходов на приобретение нефинансовых активов у учреждения не возникает.
Согласно Указаниями N 65н на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, в том числе полученных в аренду или безвозмездное пользование. Соответственно, вся сумма расходов, осуществленных в рамках такого договора, может быть отнесена на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

К сведению:
Во избежание каких-либо разногласий с органами финансового контроля должностным лицам учреждения желательно избегать при составлении (согласовании содержания) договоров, счетов, актов, накладных и иных документов формулировок, не позволяющих четко определить расходные статьи (подстатьи) КОСГУ. Для решения подобной задачи необходимо наладить соответствующее взаимодействие с поставщиками и подрядчиками.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Подстатья 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ;
- Энциклопедия решений. Применение КОСГУ при оплате монтажных работ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

20 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.