Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение является заказчиком выполнения работ по ремонту, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Оплата стоимости выполненных работ подрядным организациям происходит в рамках соглашения о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения госзадания по организации вышеперечисленных работ. С подрядными организациями заключены договоры на выполнение работ, согласно которым расчеты за выполненные работы производятся за вычетом возвратных сумм стоимости материалов, которые остаются в распоряжении подрядчика. Возвратная стоимость фактически полученных от разборки материалов и конструкций определяется на основании двухстороннего акта. Возвратными материалами могут быть металлолом, дрова. Форма КС-3 и КС-2 предоставляется подрядной организацией на всю сумму выполненных работ, стоимость возвратных материалов указана "в том числе". То есть изначально эти материальные запасы принадлежат бюджетному учреждению на праве оперативного управления, при этом физически на склад не поступают. По факту подписания двухстороннего акта осуществляется передача права собственности на материалы к подрядчику. При этом сумма НДС по возвратным материалам бюджетным учреждением не рассчитывается. Как отразить указанную ситуацию в бухгалтерском учете бюджетного учреждения?

Бюджетное учреждение является заказчиком выполнения работ по ремонту, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Оплата стоимости выполненных работ подрядным организациям происходит в рамках соглашения о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения госзадания по организации вышеперечисленных работ.
С подрядными организациями заключены договоры на выполнение работ, согласно которым расчеты за выполненные работы производятся за вычетом возвратных сумм стоимости материалов, которые остаются в распоряжении подрядчика. Возвратная стоимость фактически полученных от разборки материалов и конструкций определяется на основании двухстороннего акта.
Возвратными материалами могут быть металлолом, дрова. Форма КС-3 и КС-2 предоставляется подрядной организацией на всю сумму выполненных работ, стоимость возвратных материалов указана "в том числе". То есть изначально эти материальные запасы принадлежат бюджетному учреждению на праве оперативного управления, при этом физически на склад не поступают. По факту подписания двухстороннего акта осуществляется передача права собственности на материалы к подрядчику. При этом сумма НДС по возвратным материалам бюджетным учреждением не рассчитывается.
Как отразить указанную ситуацию в бухгалтерском учете бюджетного учреждения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Детальный порядок отражения в учете бюджетного учреждения исполнения обязательств неденежным способом положениями действующих инструкций по ведению учета не установлен. Соответственно, необходимые для отражения ситуации бухгалтерские записи бюджетному учреждению в данном случае необходимо согласовать в порядке п. 4 Инструкции N 174н и закрепить положениями учетной политики.
Материалы, которыми бюджетное учреждение погашает обязательство перед подрядчиком, подлежат учету на аналитических счетах учета счета 2 105 00 000 "Материальные запасы". В целях отражения расчетов по реализации возвратных материалов бюджетным учреждением в рассматриваемой ситуации может применяться счет 2 209 89 000 "Расчеты по иным доходам". А дальнейший зачет стоимости возвратных материалов в стоимость оплаты выполненных подрядчиком работ может быть отражен с применением счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами".

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения в целях определения бухгалтерских записей для отражения в учете хозяйственных ситуаций руководствуются, в первую очередь, положениями:
- Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н);
- Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н).
Сама возможность исполнения обязательств неденежным способом предусмотрена, в частности, пунктом 24 Инструкции N 157н. Вместе с тем детальный порядок отражения в учете исполнения обязательств указанным образом положениями Инструкций NN 157н, 174н не установлен. Соответственно, необходимые для отражения ситуации бухгалтерские записи, не предусмотренные Инструкцией N 174н, бюджетному учреждению в данном случае необходимо согласовать в порядке п. 4 Инструкции N 174н и закрепить положениями учетной политики.
Работы по ремонту, капитальному ремонту и содержанию имущества отражаются с применением подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (п. 3 раздела V Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н). То есть расчеты с подрядчиками по указанным в вопросе работам отражаются в учете бюджетного учреждения с применением счета 302 25 "Расчеты по работам, услугам по содержанию имущества" (п. 256 Инструкции N 157н).
Сами договоры с подрядчиками заключаются бюджетным учреждением в рамках субсидии на выполнение государственного задания (КФО 4). В то же время образовавшиеся в ходе проведения работ возвратные материалы бюджетному учреждению следует учитывать по КФО 2 (подробнее данный вопрос освещен в разделе "Признание доходов по КФО 2" Энциклопедии решений. Какие операции можно учитывать только по коду финобеспечения 2 "Приносящая доход деятельность"?). Соответственно, возвратные материалы, которыми бюджетное учреждение погашает обязательство перед подрядчиком, подлежат учету на аналитических счетах учета счета 2 105 00 000 "Материальные запасы".
В целях отражения расчетов по реализации возвратных материалов бюджетным учреждением в рассматриваемой ситуации может применяться счет 2 209 89 000 "Расчеты по иным доходам" (п. 221 Инструкции N 157н, абз. 9 п. 150 Инструкции N 174н). А в целях расчетов по зачету стоимости возвратных материалов в стоимость оплаты подрядных работ может применяться счет 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" (п. 281 Инструкции N 157н, абз. 5 п. 147 Инструкции N 174н).
Учитывая изложенное, а также положения Инструкции N 174н, после выставления подрядчиком актов по формам КС-2 и КС-3 и отражения соответствующей задолженности на счете 4 302 25 000 в учете бюджетного учреждения в данном случае могут быть оформлены следующие операции:
1. Дебет 2 105 ХХ 340 Кредит 2 401 10 189
- на основании актов КС-2, КС-3 и двухстороннего акта в учете бюджетного учреждения отражена постановка на учет возвратных материалов, образовавшихся в ходе проведения подрядных работ (абз. 12 п. 34 Инструкции N 174н);
2. Дебет 2 209 89 560 Кредит 2 401 10 172
- начислены доходы от реализации возвратных материалов на основании двухстороннего акта (абз. 9 п. 150 Инструкции N 174н);
3. Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 105 ХХ 440
- отражено списание возвратных материальных запасов в связи с зачетом их стоимости по договору с подрядчиком (абз. 5 п. 37 Инструкции N 174н);
4. Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 209 89 660;
Дебет 4 302 25 830 Кредит 4 304 06 730
- отражен зачет дебиторской задолженности по доходам от реализации возвратных материалов в счет оплаты работ подрядчика (абз. 2 п. 146, абз. 5 п. 147 Инструкции N 174н).

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Поступление материальных запасов по результатам ремонта или списания (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

9 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.