Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Руководитель Централизованной бухгалтерии и главный бухгалтер Централизованной бухгалтерии наделены правом первой и второй электронно-цифровой подписи обслуживаемых учреждений. Каким образом руководитель (главный распорядитель) обслуживаемого учреждения будет контролировать расходование бюджетных средств?

Руководитель Централизованной бухгалтерии и главный бухгалтер Централизованной бухгалтерии наделены правом первой и второй электронно-цифровой подписи обслуживаемых учреждений. Каким образом руководитель (главный распорядитель) обслуживаемого учреждения будет контролировать расходование бюджетных средств?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок организации контроля руководителем обслуживаемого учреждения (главным распорядителем) расходования бюджетных средств устанавливается Соглашением, заключаемым между данным учреждением и Централизованной бухгалтерией.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. На возможность передачи полномочий по ведению учета и составлению отчетности руководителем учреждения на основании договоров (соглашений) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии) указывает п. 5 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Пунктом 26 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), установлено, что документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц. При этом прямых ограничений относительно круга лиц, которым могут быть переданы полномочия по подписанию таких документов, законодательство не предусматривает*(1).
В то же время необходимо учитывать, что передача полномочий по ведению учета и составлению отчетности не предполагает возможность передачи функций по осуществлению наличных расчетов (смотрите, в частности, письма Минфина России от 18.01.2017 N 02-08-05/1949, от 30.06.2017 N 02-02-05/42411).
Согласно п. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 24 СГС "Концептуальные основы" лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг (соглашение о передаче полномочий) по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. То есть за соответствие поступивших от обслуживаемых учреждений первичных документов, подлежащих оплате, свершившимся фактам хозяйственной жизни должностные лица централизованной бухгалтерии ответственности не несут. Объем их ответственности при передаче прав первой и второй электронно-цифровых подписей по документам, оформляемым через территориальный орган Федерального казначейства, определяется Соглашением (иным договором), заключенным между обслуживаемым учреждением и централизованной бухгалтерией.
Так, к примеру, при формировании платежного документа именно в Централизованной бухгалтерии может быть проконтролирована достаточность средств на лицевом счете по определенным кодам бюджетной классификации для совершения платежа. В равной степени и порядок контроля руководителем обслуживаемого учреждения расходования бюджетных средств устанавливается данным Соглашением. К примеру, поступающие в Централизованную бухгалтерию первичные документы могут быть завизированы руководителем как подлежащие оплате. Руководитель обслуживаемого учреждения может с установленной периодичностью получать копии отчетов о состоянии лицевых счетов. Во избежание взаимных претензий между Централизованной бухгалтерией и обслуживаемыми учреждениями в Соглашение следует включить как можно более подробный порядок документооборота, обязанности и ответственность сторон Соглашения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

6 июня 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

--------------------------------------------------------
*(1) Механизм наделения должностных лиц Централизованной бухгалтерии правом первой и второй подписи в Карточке образцов подписей для ведения операций на лицевых счетах обслуживаемых учреждений может быть разработан Федеральным казначейством, финансовым органом, в которых открыты лицевые счета учреждения. Для примера можно ознакомиться с п. 3.13 Порядка, утвержденного приказом Министерства финансов Омской области от 20.12.2011 N 86.