Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетное учреждение по уставу занимается текущим ремонтом и обслуживанием сетей наружного освещения города для бесперебойного освещения улиц за счет средств субсидии (КФО 4). Нарушителем дорожного движения сбита опора уличного освещения (столб). Данное имущество находится в оперативном управлении бюджетного учреждения. Согласно п. 4.6.5 стандарта РФ ГОСТ 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы" от 11.10.1993 N 221 учреждение восстановило опору и понесло затраты на восстановление по КФО 4. Ущерб возмещен путем внесения денежных средств на лицевой счет учреждения по КФО 2, статье 144 КОСГУ и отражен на счете 209 40, а затраты по восстановлению произведены за счет КФО 4. Как в бухгалтерском учете учреждения отражать следующие ситуации, начиная с установления факта сбития опоры: - ущерб возмещен физическим (юридическим) лицом в добровольном порядке и по решению суда; - ущерб физическим (юридическим) лицом не возмещен? Можно ли откорректировать сумму ущерба?

Бюджетное учреждение по уставу занимается текущим ремонтом и обслуживанием сетей наружного освещения города для бесперебойного освещения улиц за счет средств субсидии (КФО 4). Нарушителем дорожного движения сбита опора уличного освещения (столб). Данное имущество находится в оперативном управлении бюджетного учреждения. Согласно п. 4.6.5 стандарта РФ ГОСТ 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы" от 11.10.1993 N 221 учреждение восстановило опору и понесло затраты на восстановление по КФО 4. Ущерб возмещен путем внесения денежных средств на лицевой счет учреждения по КФО 2, статье 144 КОСГУ и отражен на счете 209 40, а затраты по восстановлению произведены за счет КФО 4.
Как в бухгалтерском учете учреждения отражать следующие ситуации, начиная с установления факта сбития опоры:
- ущерб возмещен физическим (юридическим) лицом в добровольном порядке и по решению суда;
- ущерб физическим (юридическим) лицом не возмещен?
Можно ли откорректировать сумму ущерба?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения суммы возмещения ущерба подлежат отражению на счете 209 40 "Расчеты по суммам принудительного изъятия" с применением подстатьи 144 "Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)" КОСГУ. При этом в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно действующему законодательству сумма дебиторской задолженности, отраженная на счете 209 00, может уточняться.
Списание с балансового учета начисленной задолженности по возмещению ущерба производится в случае ее признания безнадежной к взысканию в порядке, установленном учетной политикой учреждения.

Обоснование вывода:
1. В соответствии с п.п. 220, 221 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), для отражения расчетов по возмещению ущерба или компенсации расходов применяется счет 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам". Нормы Инструкции N 157н прямо предусматривают применение счета 209 00 для учета расчетов, в том числе, по суммам причиненного ущерба имуществу учреждения, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, по суммам принудительного изъятия, а также по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.
При определении размера ущерба с целью отражения на счете 209 00 следует исходить из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под текущей восстановительной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов (п. 220 Инструкции N 157н).
Однако по той или иной причине размер задолженности может измениться. Например, решением суда может быть определена меньшая (большая) сумма к возмещению. Поэтому нормой абз. 3 п. 220 Инструкции N 157н установлена возможность корректировки сумм предъявленного к возмещению ущерба в соответствии с решением суда, исполнительным листом либо по иным основаниям согласно действующему законодательству.
В соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, доходы от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба имуществу учреждения отражаются по подстатье 144 "Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)". Поступления от возмещения виновными лицами ущерба, причиненного имуществу бюджетного учреждения, признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в бухгалтерском учете с кодом вида финансового обеспечения "2" (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 09.11.2016 N 02-06-10/65506). Соответственно, независимо от того, в рамках какого вида деятельности осуществлялись расходы по восстановлению опоры, начисление доходов в сумме ущерба следует производить по приносящей доход деятельности, то есть по коду вида финансового обеспечения "2" (далее - КФО).
Отметим, что поступление сумм возмещения ущерба по КФО 2 не является препятствием для организации дальнейшего расходования этих средств на цели, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. Для обособления таких сумм может быть организован отдельный аналитический учет.
Учитывая вышеизложенное, а также положения Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, операции по начислению и поступлению на лицевой счет бюджетного учреждения сумм возмещения ущерба отражаются следующими корреспонденциями счетов:
1) Дебет 2 209 40 560 Кредит 2 401 10 144
- начислена сумма возмещения ущерба учреждению;
2) Дебет 2 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВД 140, 144 КОСГУ) Кредит 2 209 40 660
- сумма возмещения ущерба перечислена на лицевой счет учреждения в добровольном (принудительном) порядке.
2. Порядок отражения данных операций на счетах бухгалтерского учета не зависит от того каким образом будет производиться возмещение ущерба: в добровольном порядке или по суду.
3. В отношении ситуации, когда ущерб не возмещен и дебиторская задолженность продолжает учитываться на счете 209 00, отметим следующее.
Согласно п. 339 Инструкции N 157н решение о списании дебиторской задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Списание дебиторской задолженности должно быть не только своевременным, но и обоснованным. Поэтому бюджетному учреждению следует разработать локальный нормативный акт, регламентирующий контроль (наблюдение) за дебиторской задолженностью в учреждении, а также порядок списания дебиторской задолженности с балансового учета (смотрите, например, письмо Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776).
Согласно пункту 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности, в том числе той, по которой истек срок исковой давности, числящейся на балансе учреждения, устанавливает Инвентаризационная комиссия при проверке документов о состоянии расчетов учреждения. Суммы дебиторской задолженности, признанные в соответствии с законодательством РФ нереальными к взысканию (в том числе при условии признания дебитора, в установленном законодательством РФ порядке неплатежеспособным), подлежат списанию с балансового учета (письмо Минфина России от 01.10.2013 N 02-06-10/40714).
В зависимости от причин списания задолженности с балансового учета в учреждении могут быть оформлены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 209 40 660
- суммы, списаны с баланса в связи с не установлением виновных лиц, с их уточнениями решениями судов.
2. Дебет 2 401 10 173 Кредит 2 209 40 660
- суммы, списаны с балансового учета в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным.
По общему правилу, списанная с балансовых счетов дебиторская задолженность далее учитывается на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов". Списание задолженности с забалансового учета осуществляется также на основании решения профильной комиссии учреждения о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ. Однако отметим, что при отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством РФ, списанная с балансового учета учреждения задолженность, признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету не принимается.
Обратите внимание, что Минфин России подготовил поправки во все Инструкции по применению планов счетов, обусловленные вступлением в силу с 1 января 2018 года федеральных стандартов бухгалтерского учета, в частности в Инструкцию N 157н и Инструкцию N 174н. Проектом приказа в Инструкцию N 174н счет аналитического учета 209 40 "Расчеты по суммам принудительного изъятия" планируется детализировать. Если данные изменения будут приняты, то после внесения изменений в Инструкцию N 174н счет 209 40 необходимо будет уточнить в установленном порядке на счет 209 44 "Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)".

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расчетов по ущербу и иным доходам. Счет 209 00 (для госсектора).
- Энциклопедия решений. Списание задолженности неплатежеспособных дебиторов (для госсектора)
- Энциклопедия решений. Определение текущей восстановительной стоимости материальных ценностей (для госсектора)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

2 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.