Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В субъекте РФ утверждено примерное положение об оплате труда работников учреждений здравоохранения (постановление Правительства Ивановской области от 30.12.2015 N 642-п "О системе оплаты труда работников государственных учреждений Ивановской области, подведомственных Департаменту здравоохранения Ивановской области"). За счет какой статьи расходов КОСГУ бюджетное учреждение здравоохранения может выплачивать работникам "Единовременную выплату в связи с награждением работника", "Единовременную выплату к юбилейным датам работникам" и "Выплату к праздничным дням" (предусмотренные коллективным договором или положением об оплате труда) в 2018 году? Входят ли эти выплаты в состав заработной платы? Можно ли осуществлять расходы на указанные выплаты за счет средств обязательного медицинского страхования?

В субъекте РФ утверждено примерное положение об оплате труда работников учреждений здравоохранения (постановление Правительства Ивановской области от 30.12.2015 N 642-п "О системе оплаты труда работников государственных учреждений Ивановской области, подведомственных Департаменту здравоохранения Ивановской области").
За счет какой статьи расходов КОСГУ бюджетное учреждение здравоохранения может выплачивать работникам "Единовременную выплату в связи с награждением работника", "Единовременную выплату к юбилейным датам работникам" и "Выплату к праздничным дням" (предусмотренные коллективным договором или положением об оплате труда) в 2018 году? Входят ли эти выплаты в состав заработной платы? Можно ли осуществлять расходы на указанные выплаты за счет средств обязательного медицинского страхования?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поименованные в вопросе выплаты могут быть отнесены к подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ. В то же время возможность применения указанной подстатьи КОСГУ не указывает на законность осуществления учреждением тех или иных расходов за счет конкретного источника финансового обеспечения деятельности учреждения. Осуществление указанных расходов за счет средств ОМС значительно увеличивает риски квалификации их в качестве нецелевого использования средств ОМС.

Обоснование вывода:
1. Порядок и условия предоставления работникам государственных учреждений здравоохранения выплат, указанных в вопросе, установлен п. 5 Положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Ивановской области, подведомственных Департаменту здравоохранения Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 30.12.2015 N 642-п. При этом можно сделать вывод о том, что данные выплаты могут быть отнесены к поощрению за труд (ст. 191 ТК РФ). Позиция Конституционного Суда РФ сформулирована в Определение от 18.07.2017 N 1554-О. В частности, указано, что ч. 1 ст. 191 ТК РФ предоставляет работодателю право поощрять работника за добросовестный и эффективный труд, в том числе путем выдачи премии. Такая премия в соответствии с буквальным смыслом указанной нормы является одним из видов поощрения, применение которого относится к дискреции работодателя. Оспариваемая норма не затрагивает вопросов установления заработной платы и определения ее составляющих, направлена на обеспечение эффективного управления трудовой деятельностью.
2. Средства, получаемые медицинскими учреждениями по программе ОМС, являются финансовым обеспечением государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (п. 5 ч. 2 ст. 20, ст. 27, ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", далее - Закон N 326-ФЗ).
По общему правилу в качестве нецелевого использования средств ОМС квалифицируется осуществление за счет указанных средств расходов:
- не относящихся к видам медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС;
- не входящих в структуру тарифов на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы.
Согласно пп. 17.2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73, проверка использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы ОМС, включает проверку по структуре тарифа, в том числе осуществления расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда: правильность начисления и выплаты заработной платы в соответствии с установленными ставками, должностными окладами и фактически отработанным временем, обоснованность выплат различных надбавок и доплат за совмещение профессий и должностей и т.д. (проверяются все документы, подтверждающие обоснованность производимых выплат: штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов, графики работы структурных подразделений и сотрудников, приказы по личному составу, трудовые соглашения, коллективный договор, положение об оплате труда и т.д.).
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Методика). Согласно пп. 1 п. 157 Методики тариф на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты. В соответствии с п.п. 158, 158.1, 158.4 Методики в расчет тарифов на оплату медицинской помощи включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные c оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), в том числе затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, как принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), так и не принимающего непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги)).
Пунктом 158.4 Методики предусмотрены стимулирующие выплаты. В то же время критерии отнесения тех или иных выплат к стимулирующим непосредственно Методикой не установлены.
На практике осуществление единовременных выплат, включая выплаты к праздничным и юбилейным датам, за счет средств ОМС квалифицируется в качестве нецелевых расходов (смотрите, например, Апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 10.04.2014 по делу N 33-3090/2014, решение Арбитражного суда Костромской области от 05.09.2016 по делу N А31-5894/2015, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.05.2016 N Ф04-1115/16 по делу N А75-7454/2015, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.01.2017 N 02АП-9663/16).
Учитывая, что согласно п. 3 постановления Правительства Ивановской области от 30.12.2015 N 642-п источником финансового обеспечения мероприятий, связанных с реализацией указанного постановления, являются не только средства бюджета ТФОМС Ивановской области, но и за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, осуществление за счет средств ОМС единовременных выплат, которые однозначно нельзя квалифицировать в качестве стимулирующих, значительно увеличивает риски квалификации их в качестве нецелевого использования средств ОМС.
3. Перечень кодов КОСГУ, применяемых в настоящее время, приведен в Приложении N 4 к Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н). Порядок применения статей (подстатей) КОСГУ определяется положениями Раздела V Указаний N 65н.
Согласно Указаниям N 65н на подстатью 211 "Заработная плата" КОСГУ относятся иные выплаты:
- выплаты поощрительного, стимулирующего характера, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, премии, материальная помощь;
- выплата материальной помощи за счет фонда оплаты труда, не относящаяся к выплатам поощрительного, стимулирующего характера;
- другие аналогичные расходы.
Таким образом, поименованные в вопросе выплаты могут быть отнесены к подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ.
В то же время необходимо учесть, что Указания N 65н (в том числе их раздел "Классификация операций сектора государственного управления") не устанавливают законность осуществления организациями госсектора тех или иных расходов (письма Минфина России от 15.08.2014 N 02-05-11/40969, от 17.10.2014 N 02-05-10/52622). Законность осуществления тех или иных расходов определяется путем анализа соответствия фактически проведенных расходов положениям правовых актов, обуславливающих возникновение расходных обязательств (письмо Минфина России от 26.05.2015 N 02-10-10/30084).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

1 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.