Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В извещении при размещении закупки на ремонт автомобильной дороги неверно указан код бюджетной классификации в плане оплаты исполнения контракта за счет бюджетных средств. В заявке на финансирование для оплаты контракта по капитальному ремонту автомобильной дороги также был указан неверный код бюджетной классификации. Аукционная документация и заявка на финансирование подготовлена (заявка на финансирование подписана) должностным лицом - руководителем отдела, ответственного за выполнение мероприятий муниципальной программы, в рамках которой заключен контракт, средства поступили по заявке по разделу подразделу 0503, оплата услуг произведена с раздела подраздела 0503, а требовалось с раздела подраздела 0409. Является ли неправильное применение бюджетной классификации нецелевым расходованием? Кого могут привлечь к ответственности в случае квалификации данного нарушения как нецелевое использование бюджетных средств: руководителя, того, кто составил аукционную документацию и подписал заявку на финансирование, главного бухгалтера или юридическое лицо?

В извещении при размещении закупки на ремонт автомобильной дороги неверно указан код бюджетной классификации в плане оплаты исполнения контракта за счет бюджетных средств. В заявке на финансирование для оплаты контракта по капитальному ремонту автомобильной дороги также был указан неверный код бюджетной классификации. Аукционная документация и заявка на финансирование подготовлена (заявка на финансирование подписана) должностным лицом - руководителем отдела, ответственного за выполнение мероприятий муниципальной программы, в рамках которой заключен контракт, средства поступили по заявке по разделу подразделу 0503, оплата услуг произведена с раздела подраздела 0503, а требовалось с раздела подраздела 0409.
Является ли неправильное применение бюджетной классификации нецелевым расходованием? Кого могут привлечь к ответственности в случае квалификации данного нарушения как нецелевое использование бюджетных средств: руководителя, того, кто составил аукционную документацию и подписал заявку на финансирование, главного бухгалтера или юридическое лицо?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Неправильное применение бюджетной классификации при планировании расходов не может быть квалифицировано в качестве нецелевого использования бюджетных средств.

Обоснование вывода:
При планировании объема финансирования, а также направления расходования средств казенные учреждения обязаны руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н).
В соответствии со статьей 179.4 БК РФ дорожный фонд - в частности, часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования. В соответствии с п. 3.2 раздела III Указаний N 65н расходы на ремонт автомобильной дороги отражаются по подразделу 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)". Кроме того, по данному подразделу подлежат отражению расходы на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, предоставление субсидий бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на указанные цели, осуществляемые за счет средств дорожного фонда (смотрите также письма Минфина России от 20.09.2017 N 02-05-11/60913, 21.06.2017 N 02-05-11/38911).
Одним из основополагающих принципов бюджетной системы РФ, установленных ст. 28 БК РФ, является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Данный принцип означает, что бюджетные ассигнования и лимиты доводятся до конкретных получателей с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).
Правовым основанием предоставления бюджетных средств являются:
1) закон (решение) о бюджете;
2) сводная бюджетная роспись, бюджетная роспись;
3) бюджетная смета;
4) договор (соглашение);
5) иные документы.
Направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, рассматривается в качестве нецелевого использования бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ). Нецелевое использование бюджетных средств влечет:
а) применение бюджетных мер принуждения в соответствии с БК РФ (п. п. 2, 3 ст. 306.4 БК РФ);
б) ответственность по ст. 15.14 КоАП РФ;
в) ответственность по УК РФ по ст. 285.1 УК РФ.
Определенно, что бюджетные средства, подлежащие направлению по конкретному подразделу, фактически направленные должностным лицом по иному разделу, квалифицируются в качестве нецелевого использования бюджетных средств в рамках ст. 15.14 КоАП РФ. Данный вывод полностью согласуется с положениями ст. 15.14 КоАП РФ и подтверждается судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 29.07.2016 N 302-КГ16-8791, постановление Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19.07.2016 по делу N 4А-286/2016).
В то же время в рассматриваемой ситуации неверно указан подраздел не только в части оплаты, но и в заявке на финансирование. Неправильное определение должностными лицами получателя бюджетных средств составной части кода бюджетной классификации при формировании бюджетной заявки и последующее расходование доведенных по соответствующему коду бюджетной классификации бюджетных средств в соответствии с условиями их предоставления административно-наказуемым деянием согласно действующему законодательству не является, а сами такие действия по смыслу диспозиции ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ не образуют объективной стороны нецелевого использования бюджетных средств (Постановление N 4А-76/2014 от 24.03.2014 по делу N 4А-76/2014). Соответственно, неправильное применение бюджетной классификации при планировании расходов не может быть квалифицировано в качестве нецелевого использования бюджетных средств.
Вместе с тем назначение кодов бюджетной классификации РФ не может производиться в произвольном порядке, а осуществляется исключительно согласно Указаниям N 65н и в соответствии с принципами единства, стабильности (преемственности), открытости назначения кодов (п. 2 Раздела I Указаний N 65н). В свою очередь, принцип единства означает назначение кодов бюджетной классификации на условиях единства для бюджетов бюджетной системы РФ структуры кодов, порядка их формирования, а также применения в части кодов бюджетной классификации РФ, их составных частей, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ.
В частности, при формировании кода бюджетной классификации РФ обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ при дополнительной детализации отдельных составных частей кода бюджетной классификации с учетом общих требований, установленных Указаниями N 65н.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации при планировании объема финансирования было допущено нарушение в части применения методологии, предусмотренной Указаниями N 65н, что, в свою очередь, может послужить поводом для предъявления административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.15.7 КоАП РФ. Отметим, что в настоящее время массовой судебной практики по вопросам привлечения учреждений по данной статье по причине неправильного применения бюджетной классификации при планировании не сформировано.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

24 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.