Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В представлении КСП по результатам проверки автономного учреждения отражено следующее: автономному учреждению необходимо обеспечить возврат в доход бюджета средств в сумме 50 тыс. руб., необоснованно перечисленных подрядчику в связи с завышением (завышены расценки) стоимости работ по договору за ремонт помещения (денежные средства были перечислены в предыдущем году). Вместе с тем перед заключением договора с подрядчиком на проведение ремонта автономное учреждение заключило договор на услуги контроля локального сметного расчёта (в том числе и правильность применения расценок) со специализированной организацией, которая по результатам сметного контроля выдала автономному учреждению соответствующее письменное заключение, в том числе и о правильности применения расценок. Во исполнение представления автономным учреждением была предъявлена претензия подрядчику и подготовлено письменное обращение в КСП "О продлении срока исполнения преставления". КСП письмом продлило срок исполнения представления. Сроки представления нарушены не были. В настоящее время автономным учреждением принято решение о возврате денег в бюджет из средств платной деятельности автономного учреждения (подрядчик денежные средства пока не вернул). На какую статью (подстатью) КОСГУ отнести возврат в бюджет данной суммы и какими бухгалтерскими проводками оформить? Были ли нарушены нормы ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ в части того, что автономное учреждение сразу не перечислило в доход бюджета данную сумму из собственных средств?

В представлении КСП по результатам проверки автономного учреждения отражено следующее: автономному учреждению необходимо обеспечить возврат в доход бюджета средств в сумме 50 тыс. руб., необоснованно перечисленных подрядчику в связи с завышением (завышены расценки) стоимости работ по договору за ремонт помещения (денежные средства были перечислены в предыдущем году).
Вместе с тем перед заключением договора с подрядчиком на проведение ремонта автономное учреждение заключило договор на услуги контроля локального сметного расчёта (в том числе и правильность применения расценок) со специализированной организацией, которая по результатам сметного контроля выдала автономному учреждению соответствующее письменное заключение, в том числе и о правильности применения расценок.
Во исполнение представления автономным учреждением была предъявлена претензия подрядчику и подготовлено письменное обращение в КСП "О продлении срока исполнения преставления". КСП письмом продлило срок исполнения представления. Сроки представления нарушены не были. В настоящее время автономным учреждением принято решение о возврате денег в бюджет из средств платной деятельности автономного учреждения (подрядчик денежные средства пока не вернул).
На какую статью (подстатью) КОСГУ отнести возврат в бюджет данной суммы и какими бухгалтерскими проводками оформить?
Были ли нарушены нормы ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ в части того, что автономное учреждение сразу не перечислило в доход бюджета данную сумму из собственных средств?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возврат в доход бюджета денежных средств по представлению контрольно-счетной палаты может быть оплачен по элементу видов расходов 853 "Уплата иных платежей" в увязке со статьей 290 "Прочие расходы" КОСГУ и отражен с применением счета 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
Если учреждение не нарушило установленные с учетом продления согласно регламенту работы контрольно-счетной палаты конкретного публично-правового образования сроки для исполнения представления, то нормы ст. 270.2 БК РФ не нарушены.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать:
1) информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля;
2) требования:
- о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений
или
- о возврате предоставленных средств бюджета;
3) срок для обязательного рассмотрения объектом контроля (если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения).
Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения (п. 2 ст. 298 ГК РФ). Следовательно, в автономном учреждении может быть принято решение о перечислении в доход бюджета средств по представлению контрольно-счетной палаты (далее - КСП) за счет собственных доходов. Более того, на оплату непроизводительных расходов за счет внебюджетных средств указывали специалисты Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России*(1). Отметим, что в данном случае речь идет именно о расходных обязательствах автономного учреждения, исполнение которых должно осуществляться по соответствующему коду расходов.
Автономные учреждения относят расходы на коды бюджетной классификации в соответствии с положениями Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н). В частности, на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ относятся расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, нужд государственных (муниципальных) учреждений, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений, предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, в том числе уплата разного рода платежей в бюджеты всех уровней. А расходы по уплате иных платежей, не отнесенных к другим подгруппам и элементам группы видов расходов 800 "Иные бюджетные ассигнования", осуществляются по элементу видов расходов 853 "Уплата иных платежей" (пп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III, п. 3 раздела V Указаний N 65н).
Поэтому исходя из экономического смысла возврат в доход бюджета денежных средств по представлению КСП может быть оплачен по элементу видов расходов 853 в увязке со статьей 290 КОСГУ и отражен с применением счета 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" (п.п. 259, 263 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, п. 158 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н).
На основании изложенного рассматриваемая ситуация может быть отражена в бухгалтерском учете автономного учреждения следующими записями:
1) Дебет 2 401 20 290 Кредит 2 303 05 000 - отражено начисление обязанности по перечислению в доход бюджета средств по представлению КСП;
2) Дебет 2 303 05 000 Кредит 2 201 11 000, с одновременным увеличением забалансового счета 18 (853 КВР, 290 КОСГУ) - отражено перечисление в доход бюджета средств по представлению КСП.
За невыполнение в предусмотренный срок законного представления предусмотрена ответственность (ст. 19.5 КоАП РФ).
Представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Представление Счетной палаты должно быть выполнено в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения (п. 2 ст. 270.2 БК РФ).
К примеру, на федеральном уровне действует Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", согласно п. 4 ст. 26 которого срок выполнения представления может быть продлен по решению Коллегии Счетной палаты, но не более одного раза.
Таким образом, для определения возможности продления срока выполнения представления КСП необходимо проанализировать порядок работы КСП конкретного публично-правового образования. При должным образом оформленном продлении срока исполнения представления КСП оно должно быть исполнено в течение указанного (продленного) срока.
При этом названные нормы не содержат указания на "быстроту" исполнения представления: принято ли сразу решение об оплате средств по представлению за счет собственных средств при их наличии, либо принято решение о перечислении средств после их поступления от фактически виновного лица. Главное, чтобы предписание было исполнено в срок, с учетом продления, оформленного в установленном порядке.
Таким образом, если учреждение не нарушило установленные с учетом продления согласно регламенту работы КСП конкретного публично-правового образования сроки для исполнения представления, то нормы ст. 270.2 БК РФ не нарушены.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

25 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите интервью с С.С. Бычковым, заместителем директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России, подготовлено специально для системы ГАРАНТ, август 2016.