Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетным учреждением 09.01.2017 было заключено соглашение на предоставление субсидии на выполнение государственного задания, например, 20 руб. - на 2017 год, 30 руб. - на 2018 год и 40 руб. - на 2019 год. 9 января 2018 года заключено соглашение на предоставление субсидии на выполнение государственного задания, например, 35 руб. - на 2018 год, 45 руб. - на 2019 год и 55 руб. - на 2020 год. Какие бухгалтерские записи, в том числе и по счетам санкционирования, и на какие суммы должно сделать учреждение в 2017 и 2018 гг.?

Бюджетным учреждением 09.01.2017 было заключено соглашение на предоставление субсидии на выполнение государственного задания, например, 20 руб. - на 2017 год, 30 руб. - на 2018 год и 40 руб. - на 2019 год.
9 января 2018 года заключено соглашение на предоставление субсидии на выполнение государственного задания, например, 35 руб. - на 2018 год, 45 руб. - на 2019 год и 55 руб. - на 2020 год. Какие бухгалтерские записи, в том числе и по счетам санкционирования, и на какие суммы должно сделать учреждение в 2017 и 2018 гг.?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для учета сумм доходов по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) предназначен счет 4 401 40 130 "Доходы будущих периодов от оказания платных услуг". Перевод доходов будущих периодов в доходы текущего года следует осуществлять постепенно согласно Графику перечисления субсидии, прилагаемому к соглашению о предоставлении субсидии.

Обоснование вывода:
В соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).
По общему правилу субсидии на выполнение задания предоставляются бюджетным учреждениям на основании соглашения, заключенного между бюджетным учреждением и органом-учредителем. Указанное соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.
Неотъемлемой частью соглашения о доведении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (далее - Соглашение) является график перечисления денежных средств (далее - График).
В бухгалтерском учете расчеты по средствам субсидий на выполнение задания учитываются на счете 4 205 31 000 "Расчеты с плательщиками по доходам от оказания платных работ, услуг" (п. 21 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
В соответствии с п. 72 Инструкции N 174н поступление средств субсидий на выполнение задания на лицевой счет учреждения отражается по дебету счета 4 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства" и кредиту счета 4 205 31 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг".
В то же время в зависимости от того, к какому периоду относится субсидия для целей ее начисления, Инструкцией N 174н предусмотрено два способа, а именно: в корреспонденции со счетом 4 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" или 4 401 40 130 "Доходы будущих периодов от оказания платных услуг". Критерии и порядок отнесения доходов к доходам будущих периодов, а также их признание в составе доходов текущего периода следует урегулировать учетной политикой бюджетного учреждения.
Обратите внимание, что п. 157 проекта Приказа N 174н "О внесении изменений в приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н...", подготовленным Минфином России, предусмотрено, что признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов осуществляется при наступлении даты предоставления субсидий в соответствии с условиями Соглашений.
В любом случае факт начисления субсидии в бухгалтерском учете на счете 4 205 31 000 может отражаться на основании подписанного Соглашения. Ключевым моментом для определения способа отражения субсидии может являться не только дата заключения Соглашения, но и даты перечисления субсидии, определенные условиями соглашения.
Таким образом, учетной политикой учреждения может быть предусмотрен способ, при котором общая сумма по Соглашению, заключенному 09.01.2017, о доведении субсидии на выполнение задания на 2017, 2018 и 2019 годы, в бухгалтерском учете может быть отражена с отнесением к доходам будущих периодов, кроме суммы, подлежащей перечислению в соответствии с Графиком в 2017 году. При этом по Графику текущими доходами может быть признана либо общая сумма субсидии на 2017 год, либо поэтапное признание в соответствии с графиком доведения платежей, например, поквартально.
По факту наступления даты получения субсидии, определенной Соглашением, отражается перенос показателей со счета 4 401 40 130 на счет 4 401 10 130.
В рассматриваемой ситуации на основании Соглашения, заключенного 09.01.2017, в бухгалтерском учете следовало отразить всю сумму субсидии в качестве дебиторской задолженности на счете 4 205 31 000 (90 рублей). При этом сумму субсидии на 2017 год следовало отразить в корреспонденции со счетом 4 401 10 130 в сумме 30 рублей или в сумме первого платежа по графику платежей. Конкретный вариант учета в данном случае следует закрепить учетной политикой. Если в составе доходов текущего периода согласно учетной политике признается только первый платеж, определенный графиком, то оставшаяся сумма субсидии должна быть отражена в корреспонденции со счетом 4 401 40 130. Сумма субсидии, определенная на 2018 и 2019 годы, однозначно должна была быть отнесена к доходам будущих периодов, и ее начисление следовало производить в корреспонденции со счетом 4 401 40 130.
Доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленные доходы будущих периодов в виде субсидии на госзадание признаются при наступлении даты предоставления субсидий в соответствии с условиями Соглашения, вне зависимости от факта перечисления субсидии на госзадание. В бухгалтерском учете указанная операция отражается по дебету счета 4 401 40 130 и кредиту счета 4 401 10 130.
Дебиторская задолженность, отраженная на счете 4 205 31 560, будет уменьшаться только по мере поступления от учредителя средств субсидии на лицевой счет бюджетного учреждения или же изменения объема доведенной субсидии (внесении изменений в соглашение, заключение нового соглашения и т.д.).
Рассмотрим вариант отражения в учете сумм субсидии на выполнение задания исходя из критериев, изложенных в вопросе, при условии, что учетной политикой учреждения предусмотрено отнесение всей суммы субсидии на 2017 год единовременно с доходами текущего года датой заключения Соглашения:
1. 09.01.2017 начислены доходы от получения субсидии на выполнение задания по Соглашению, в том числе:
1.1. Дебет 4 205 31 560 Кредит 4 401 10 130 - с отнесением к текущим доходам в части суммы субсидии на 2017 год (20,00 руб.);
1.2. Дебет 4 205 31 560 Кредит 4 401 40 130 - с отнесением к доходам будущих периодов в части субсидии на 2018 и 2019 гг. (70,00 руб.);
2. 09.01.2018 года сделаны бухгалтерские записи по начислению доходов от получения субсидии на основании Соглашения от 09.01.2018:
2.1. Дебет 4 401 40 130 Кредит 4 401 10 130 - отражено признание дохода будущих периодов доходом текущего года в отношении субсидии на 2018 год согласно положениям учетной политики на сумму 30,00 руб.;
2.2. Дебет 4 205 31 560 Кредит 4 401 10 130 - отражено увеличение субсидии на 2018 год на основании Соглашения на 5,00 руб.;
2.3 Дебет 4 205 31 560 Кредит 4 401 40 130 - отражены доходы будущих периодов в отношении субсидии на 2019 и 2020 гг. в соответствии с Соглашением на сумму 60,00 руб. (55 руб. - на 2020 год и 5 руб. - увеличение субсидии на 2019 год).
Кроме того, согласно п. 168 Инструкции N 174н на счете 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" следует отразить информацию об исполнении бюджетным учреждением плановых назначений. Вместе с этим обобщение информации о сумме денежных средств, предусмотренных в пределах плановых назначений по доходам (поступлениям), утвержденных Планом ФХД бюджетного учреждения к поступлению в соответствующем финансовом году, отражается на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения". Поэтому в соответствии с положениями Инструкции N 174н суммы доходов бюджетного учреждения в виде субсидии на выполнение задания на текущий финансовый год (плановый период) отражаются на основании данных Плана ФХД по дебету счета 4 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" в корреспонденции с кредитом счета 4 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" с указанием в 24-26 разрядах номера счета соответствующего кода КОСГУ в разрезе финансовых периодов (п. 177 Инструкции N 174н).
Таким образом, отражение суммы доходов бюджетного учреждения, утвержденных Планом ФХД на три года, на счетах санкционирования следует отразить следующими записями:
1.1. Дебет 4 507 10 130 Кредит 4 504 10 130 - на текущий финансовый год в сумме 20,00 руб.;
1.2. Дебет 4 507 20 130 Кредит 4 504 20 130 - на первый год, следующий за текущим, в сумме 30,00 руб.;
1.3. Дебет 4 507 30 130 Кредит 4 504 30 130 - на второй год, следующий за текущим, в сумме 40,00 руб.
2. В соответствии с п. 312 Инструкции N 157н показатели (остатки, обороты) по соответствующим аналитическим счетам счета 0 507 00 000 и 0 504 00 000, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов. В частности, показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим, переносятся на счета санкционирования текущего финансового года и т.д:
2.1. Перенос показателей санкционирования доходов первого года, следующего за текущим, на счета санкционирования текущего финансового года в сумме 30 руб.:
2.1.1. Дебет 4 504 20 130 Кредит 4 504 10 130;
2.1.2. Дебет 4 507 10 130 Кредит 4 507 20 130.
2.2. Перенос показателей санкционирования доходов второго года, следующего за текущим, на счета санкционирования очередного года в сумме 40 руб.:
2.2.1. Дебет 4 504 30 130 Кредит 4 504 20 130;
2.2.2. Дебет 4 507 20 130 Кредит 4 507 30 130.
Однако для отражения в бухгалтерском учете сумм субсидии в соответствии с Соглашением на 2018 год этих операций недостаточно. В связи с тем, что показатели в Соглашении 2018 года поменялись по отношению к суммам, указанным в Соглашении на 2017 год, изменения в учете бюджетного учреждения следует отразить как изменения в сторону увеличения дополнительной бухгалтерской записью. В конкретном примере проводки будут выглядеть следующим образом:
1. Дебет 4 507 10 130 Кредит 4 504 10 130 - отражена сумма изменения планового показателя на 2018 год в части увеличения на 5,00 руб.;
2. Дебет 4 507 20 130 Кредит 4 504 20 130 - отражена сумма изменения планового показателя на 2019 год в части увеличения на сумму 5,00 руб.;
3. Дебет 4 507 30 130 Кредит 4 504 30 130 - отражена сумма планового показателя субсидии на 2020 года в сумме 55,00 руб.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

19 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.