Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Государственному казенному учреждению (далее - ГКУ) в декабре 2016 года на праве оперативного управления распоряжением Минземимущества передано нежилое помещение. Помещение не зарегистрировано и учитывается на забалансовом счете 01. В декабре 2017 года от ГКУ "Х" актом передано оборудование, установленное в ходе ремонта в этом здании. Имущество передано безвозмездно, так как Министерством строительства были выделены деньги на капитальный ремонт и покупку данного оборудования ГКУ "Х". Учреждению предоставляется акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов по форме 0504101 (извещение не предоставляется). Данным актом казенному учреждению передаются вложения в основные средства (счет 106 31) по четырем позициям: пульт контроля и управления охранно-пожарный, прибор приемно-контрольный охранной сигнализации, являющиеся частями ОПС, ящик ВРУ, мини-АТС. В разделе 2 акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов указывается, что был проведен капитальный ремонт помещений здания с приобретением оборудования, инвентаря. ГКУ и ГКУ "Х" подведомственны разным государственным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета. Какими проводками учесть безвозмездно переданное оборудование, если ящик ВРУ идет как неотделимое дооборудование, то есть увеличивает первоначальную стоимость нежилого помещения, находящегося на забалансовом счете?

Государственному казенному учреждению (далее - ГКУ) в декабре 2016 года на праве оперативного управления распоряжением Минземимущества передано нежилое помещение. Помещение не зарегистрировано и учитывается на забалансовом счете 01. В декабре 2017 года от ГКУ "Х" актом передано оборудование, установленное в ходе ремонта в этом здании. Имущество передано безвозмездно, так как Министерством строительства были выделены деньги на капитальный ремонт и покупку данного оборудования ГКУ "Х".
Учреждению предоставляется акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов по форме 0504101 (извещение не предоставляется). Данным актом казенному учреждению передаются вложения в основные средства (счет 106 31) по четырем позициям: пульт контроля и управления охранно-пожарный, прибор приемно-контрольный охранной сигнализации, являющиеся частями ОПС, ящик ВРУ, мини-АТС. В разделе 2 акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов указывается, что был проведен капитальный ремонт помещений здания с приобретением оборудования, инвентаря.
ГКУ и ГКУ "Х" подведомственны разным государственным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета.
Какими проводками учесть безвозмездно переданное оборудование, если ящик ВРУ идет как неотделимое дооборудование, то есть увеличивает первоначальную стоимость нежилого помещения, находящегося на забалансовом счете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Безвозмездная передача казенному учреждению капитальных вложений в основные средства от иного казенного учреждения, подведомственного другому ГРБС одного уровня бюджета, отражается в бюджетном учете на счете 1 106 31 000 в корреспонденции со счетом 1 401 10 180.
Основания для увеличения стоимости нежилого помещения, учитываемого на забалансовом счете 01 до регистрации в отношении него в установленном порядке права оперативного управления, отсутствуют.

Обоснование вывода:
1. Прежде всего отметим, что когда речь идет о передаче имущества между учреждениями одного уровня бюджета бюджетной системы РФ, казенное учреждение отражает принятие показателей по счету бюджетного учета, на котором объекты нефинансовых активов были учтены передающей стороной. То есть если казенному учреждению передаются вложения в основные средства - иное движимое имущество, учитываемое у передающей стороны на момент передачи на счете 0 106 31 000, то оно принимается к учету принимающей стороной так же на счете 0 106 31 000 "Вложения в основные средства - иное движимое имущество учреждения". Данный вывод объясняется тем, что коды корреспондирующих счетов у передающей и принимающей сторон, отражаемые в графе 9 Справок по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) при приеме-передаче активов, должны быть идентичными. Расхождения в части кодов КОСГУ по увеличению (уменьшению) активов в Справках по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) не допускается, так как не позволяет корректно сформировать соответствующему пользователю консолидированную бюджетную отчетность (п. 1.3 письма Минфина России и Федерального казначейства от 02.02.2017 NN 02-07-07/5669, 07-04-05/02-120).
Соответственно, безвозмездная передача на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) казенному учреждению вложений в основные средства - иное движимое имущество (пульт контроля и управления охранно-пожарный и прибор приемно-контрольный охранной сигнализации, являющиеся частями ОПС, Ящик ВРУ, Мини АТС) от иного казенного учреждения, подведомственного другому ГРБС того же бюджета бюджетной системы РФ, отражается в бюджетном учете в порядке, предусмотренном абзацем вторым п. 32 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
В дальнейшем вложения в иное движимое имущество, отраженные казенным учреждением на счете 0 106 31 000, принимаются к учету на счет 0 101 00 000 на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия), оформленного Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином РФ (п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
При принятии данного решения Комиссия должна руководствоваться положениями п.п. 38, 39, 41, 45 Инструкции N 157н.
При этом отметим, что согласно п. 45 Инструкции N 157н внутренние сигнализационные сети входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование таких систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства, средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники.
Таким образом, смонтированная в помещении ОПС не принимается к учету в качестве объекта основного средства. Ее наличие отражается в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов помещения (ф. 0504031). В качестве самостоятельных инвентарных объектов к учету принимаются оконечные устройства, удовлетворяющие критериям отнесения к основным средствам, перечисленным в п.п. 38, 39, 41, 45 Инструкции N 157н.
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации казенному учреждению следует принять в качестве вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения все четыре позиции, обозначенные в Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). В бюджетном учете при этом отражаются следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет КРБ 1 106 31 310 Кредит КДБ 1 401 10 180
- отражено принятие к учету полученных нефинансовых активов по Акту о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);
2. Дебет КРБ 1 101 3Х 310 Кредит КРБ 1 106 31 310
- отражено принятие к учету объектов, являющихся основными средствами в соответствии с решением Комиссии.
2. Пунктом 27 Инструкции N 157н предусмотрен исчерпывающий перечень мероприятий, приводящих к увеличению первоначальной (балансовой) стоимости объекта нефинансовых активов. Это модернизация, дооборудование, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение. При этом должно выполняться условие улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.) по результатам проведенных работ.
Фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение, отраженные в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются на основании Извещения (ф. 0504805) с приложением документов, подтверждающих объем произведенных капитальных вложений по завершенным работам (этапам работ), балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлены (завершены) данные мероприятия в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта.
В свою очередь, ремонт не увеличивает стоимость объектов нефинансовых активов. Однако в случае возникновения в результате произведенных работ объектов нефинансовых активов, передача произведенных вложений в объекты нефинансовых активов производится с применением счета 1 106 00 000 (письмо Минфина России от 01.09.2014 N 02-02-07/43705).
Таким образом, для увеличения первоначальной (балансовой) стоимости помещения у казенного учреждения должны быть соответствующие основания: Извещение (ф. 0504805) и документы, подтверждающие проведение работ по дооборудованию, модернизации, реконструкции или техническому перевооружению. Кроме того, Извещением (ф. 0504805) должны передаваться капитальные вложения, учтенные на счете 0 106 10 000 "Вложения в недвижимое имущество учреждения".
Наряду с этим, если Комиссией учреждения принимается решение о том, что установка ящика ВРУ является дооборудованием помещения, то капитальные вложения, принятые казенным учреждением по Акту и учтенные на счете 0 106 31 000, могут быть переведены на счет 0 106 11 000 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения". На данном счете они будут учитываться до тех пор, пока на помещение в установленном порядке не будет зарегистрировано право оперативного управления и оно не будет принято к балансовому учету на счет 0 101 12 000 "Нежилые помещения - недвижимое имущество учреждения". Следовательно, стоимость нежилого помещения может быть увеличена на сумму дооборудования только после принятия его к балансовому учету. При этом основания для увеличения стоимости нежилого помещения, учитываемого на забалансовом счете 01 до регистрации в отношении него в установленном порядке права оперативного управления, у принимающей стороны отсутствуют.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

14 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.