Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Бюджетным учреждением был перечислен задаток в обеспечение заявки на участие в открытом аукционе по приобретению права на заключение договора водопользования. Операция отражена бухгалтерскими проводками: Дебет 210 05 560 Кредит 201 11 610 (код вида расхода - 853). Аукцион признан несостоявшимся, и с учреждением как с единственным участником был заключен договор водопользования. Сумма задатка Министерством природных ресурсов и экологии РФ учреждению не возвращена, а зачтена как оплата приобретенного на аукционе права на заключение договора. По какому виду расходов и статье КОСГУ следует отразить приобретение права на заключение договора: 853 (статья 290) или 244 (статья 226)? Какими бухгалтерскими проводками отразить исправительные операции в учете?

Бюджетным учреждением был перечислен задаток в обеспечение заявки на участие в открытом аукционе по приобретению права на заключение договора водопользования. Операция отражена бухгалтерскими проводками: Дебет 210 05 560 Кредит 201 11 610 (код вида расхода - 853). Аукцион признан несостоявшимся, и с учреждением как с единственным участником был заключен договор водопользования. Сумма задатка Министерством природных ресурсов и экологии РФ учреждению не возвращена, а зачтена как оплата приобретенного на аукционе права на заключение договора.
По какому виду расходов и статье КОСГУ следует отразить приобретение права на заключение договора: 853 (статья 290) или 244 (статья 226)? Какими бухгалтерскими проводками отразить исправительные операции в учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения расходы по приобретению права на заключение договора водопользования следует отразить с применением кода видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" в увязке с подстатьей 224 "Арендная плата за пользование имуществом" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). В соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ при проведении конкурсов и аукционов устанавливаются требования к обеспечению заявок и к обеспечению исполнения контракта (ст.ст. 44, 96 Закона N 44-ФЗ). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией (ст. 44 Закона N 44-ФЗ).
Положениями п. 5.1 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), прямо предусмотрено, что с применением элемента видов расходов 853 "Уплата иных платежей" отражаются платежи в целях внесения получателями бюджетных средств денежных средств в качестве обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов на поставку товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. При этом бюджетные учреждения в соответствии с положениями ст. 6 БК РФ получателями бюджетных средств не являются. Специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях неоднократно указывали, что, принимая во внимание характер средств, перечисляемых в качестве денежного залога, в том числе в обеспечение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), при проведении конкурса и закрытого аукциона, в обеспечение исполнения контракта, а также в иных случаях, по своей экономической сущности вышеуказанные выплаты не являются расходами бюджетного учреждения (смотрите, в частности, письма Минфина России от 01.08.2016 N 02-06-10/45133, от 27.04.2015 N 02-07-07/24261).
В соответствии с положениями раздела V Указаний 65н операции, приводящие к уменьшению (увеличению) денежных средств и не относящиеся к расходам (доходам) учреждений, в том числе выбытие (поступление) денежных средств в виде денежного залога (возврата денежного залога) в бухгалтерском учете и отчетности бюджетного учреждения, отражаются с применением статьи 510 "Поступление на счета бюджетов" (610 "Выбытие со счетов бюджетов") КОСГУ.
Удержание задатка в обеспечение заявки на участие в открытом аукционе в счет оплаты приобретенного на аукционе права на заключение договора относится к операциям по исполнению денежных обязательств, осуществляемых без движения денежных средств, отражаемым в учете в качестве некассовых операций (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 01.03.2017 N 02-06-10/11569).
Согласно ст. 12 Водного кодекса РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные гражданским законодательством, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.
Поэтому согласно прямым нормам Указаний N 65н в учете бюджетного учреждения расходы по договору водопользования следует отразить с применением кода видов расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" в увязке с подстатьей 224 "Арендная плата за пользование имуществом" КОСГУ.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации согласно положениям Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражению подлежат следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 4 210 05 560 Кредит 4 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 (аналитический код выбытий 610, код 610 КОСГУ)
- перечислен задаток в обеспечение заявки на участие в аукционе;
2. Дебет 4 302 24 830 (4 206 24 560)*(1) Кредит 4 210 05 660
- отражен зачет ранее предоставленного обеспечения в счет погашения обязательств по контракту.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

15 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Выбор счета учета расчетов зависит от сроков принятия решения о зачете предоставленного обеспечения в счет оплаты обязательств по контракту. В случае если решение принято ранее даты возникновения обязательств в рамках контракта, то некассовая операция отражается с применением счета 4 206 24 000).