Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере В учреждении был выявлен факт неправильного указания сроков полезного использования зданий. Ранее административное здание старой постройки учитывалось в качестве одного инвентарного объекта. В 2016 году по результатам технической инвентаризации здание было разделено на литеры. В связи с этим в бухгалтерском учете учреждения отражено выбытие инвентарного объекта и принятие к учету нескольких новых инвентарных объектов. Первоначальная стоимость нефинансовых активов после разделения не изменилась. Есть необходимость исправления сроков полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете вместе с новым ОКОФ. Каков порядок определения срока полезного использования новых инвентарных объектов? Может ли срок полезного использования новых инвентарных объектов быть меньше срока полезного использования старого инвентарного объекта?

В учреждении был выявлен факт неправильного указания сроков полезного использования зданий. Ранее административное здание старой постройки учитывалось в качестве одного инвентарного объекта. В 2016 году по результатам технической инвентаризации здание было разделено на литеры. В связи с этим в бухгалтерском учете учреждения отражено выбытие инвентарного объекта и принятие к учету нескольких новых инвентарных объектов. Первоначальная стоимость нефинансовых активов после разделения не изменилась. Есть необходимость исправления сроков полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете вместе с новым ОКОФ.
Каков порядок определения срока полезного использования новых инвентарных объектов?
Может ли срок полезного использования новых инвентарных объектов быть меньше срока полезного использования старого инвентарного объекта?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Срок полезного использования принятых по результатам разукрупнения (разделения) к учету объектов основных средств определяется комиссией по поступлению и выбытию активов в порядке, предусмотренном абзацами третьим-девятым п. 44 Инструкции N 157н.
В случае если нормативные показатели функционирования принятых по результатам разукрупнения (разделения) к учету объектов основных средств отличаются от нормативных показателей функционирования ранее учитываемого объекта, сроки их полезного использования в целях начисления амортизации могут оказаться различными.

Обоснование вывода:
Порядок определения срока полезного использования объектов основных средств в целях принятия их к учету и начисления амортизации для организаций госсектора установлен положениями п. 44 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н). Согласно абзацу одиннадцатому п. 44 Инструкции N 157н основанием для пересмотра комиссией по поступлению и выбытию активов срока полезного использования ранее учтенного объекта основных средств является изменение его первоначально принятых нормативных показателей функционирования.
В то же время ни Инструкцией N 157н, ни Инструкциями, утвержденными приказами Минфина России от 06.12.2010 N 162н, от 16.12.2010 N 174н, от 23.12.2010 N 183н, не предусмотрено специального порядка бухгалтерского учета, определения первоначальной стоимости, срока полезного использования по объектам основных средств, возникшим в результате разукрупнения (разделения) объекта, ранее принятого к учету.
Объекты недвижимого имущества, права на которые подлежат обязательной государственной регистрации, принимаются к учету при наличии выписки из ЕГРН (п. 36 Инструкции N 157н, ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно действовавшей до 01.01.2017 редакции п. 9 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" возникновение в результате кадастрового учета объектов, имеющих самостоятельные кадастровые номера, свидетельствует о появлении новых инвентарных объектов основных средств. В соответствии с абзацем двенадцатым п. 44 Инструкции N 157н при поступлении объекта основных средств, ранее бывшего в эксплуатации, дата окончания срока полезного использования определяется в порядке, предусмотренном абзацами третьим-девятым п. 44 Инструкции N 157н, с учетом срока фактической эксплуатации поступившего объекта. Соответственно, при разукрупнении (разделении) объекта основных средств срок полезного использования каждого из вновь принимаемых к учету инвентарных объектов определяется на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов по общим правилам: исходя из нормативных показателей функционирования таких объектов основных средств, но с учетом срока фактической эксплуатации указанных объектов до проведения разукрупнения (разделения).
Таким образом, в случае если нормативные показатели функционирования принятых по результатам разукрупнения (разделения) к учету объектов основных средств отличаются от нормативных показателей функционирования ранее учитываемого объекта, сроки их полезного использования в целях начисления амортизации могут оказаться различными.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Срок полезного использования основных средств (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шпиганович Елизавета

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

19 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.