Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Администрация поселения является главным распорядителем бюджетных средств. Вправе ли муниципальное казенное учреждение ("Служба комплексного обслуживания органов местного самоуправления") возложить на себя функции по ведению централизованного бухгалтерского учета и сдачи консолидированной бухгалтерской отчетности по получателям бюджетных средств и администрации поселения?

Администрация поселения является главным распорядителем бюджетных средств. Вправе ли муниципальное казенное учреждение ("Служба комплексного обслуживания органов местного самоуправления") возложить на себя функции по ведению централизованного бухгалтерского учета и сдачи консолидированной бухгалтерской отчетности по получателям бюджетных средств и администрации поселения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Муниципальное казенное учреждение "Служба комплексного обслуживания органов местного самоуправления" вправе исполнять функции по ведению централизованного бюджетного учета только при наличии в его учредительном документе соответствующих целей и видов деятельности.
Передача полномочий по ведению централизованного бюджетного учета не освобождает администрацию поселения как главного распорядителя бюджетных средств от обязанности по формированию сводной бюджетной отчетности.

Обоснование вывода:
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) ведение бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. При этом руководитель учреждения вправе ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности передать в соответствии с законодательством Российской Федерации по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии) (ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ, п. 5 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Вариант передачи ведения бухгалтерского учета является правом руководителя экономического субъекта и может быть осуществлен путем (письма Минфина России от 29.05.2015 N 02-07-10/31406, от 18.04.2014 N 02-01-11/18098):
- возложения на любое должностное лицо экономического субъекта;
- возложения на структурное подразделение экономического субъекта (без образования юридического лица) с предварительным предусмотрением обязанности по ведению учета положением о структурном подразделении;
- заключения договора с иной организацией.
Создание централизованных бухгалтерий, в том числе создание единых централизованных информационных систем учета и отчетности в организациях госсектора публично-правового образования, является важной составляющей деятельности по оптимизации расходов бюджета (смотрите, в частности, Раздел III Рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 01.12.2014 N 06-03-05/61507).
Централизованные бухгалтерии могут создаваться как казенные учреждения (письма Минфина России от 11.03.2016 N 02-07-05/13954, от 18.02.2016 N 02-07-05/9219). В то же время, по мнению специалистов финансового ведомства, решение о создании такого учреждения должно быть экономически оправданно.
Подчеркнем, что предметом и целями деятельности создаваемых специализированных учреждений является осуществление ведения бухгалтерского учета, формирования отчетности созданных публично-правовым образованием Российской Федерации учреждений (письма Минфина России от 11.03.2016 N 02-07-05/13954, от 18.02.2016 N 02-07-05/9219).
В то же время муниципальное казенное учреждение "Служба комплексного обслуживания" создается, как правило, с целью осуществления комплексного обслуживания и обеспечения бесперебойного функционирования казенных учреждений, представительных и исполнительных органов местного самоуправления, финансируемых за счет средств местного бюджета, также для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления.
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения установлены ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ. Ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности в названной норме не поименованы.
Виды деятельности, осуществляемые службами комплексного обслуживания для достижения целей и задач, ради которых они созданы, закрепляются в соответствующем учредительном документе (уставе). При этом казенные учреждения могут осуществлять виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации и соответствующие целям их деятельности, которые предусмотрены учредительными документами (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ).
Следовательно, муниципальное казенное учреждение "Служба комплексного обслуживания органов местного самоуправления" не может исполнять функции по ведению централизованного бюджетного учета получателей бюджетных средств, подведомственных администрации поселения, если данная цель и соответствующие виды деятельности не предусмотрены в его учредительном документе (уставе).
Относительно составления консолидированной отчетности отметим следующее.
Выше было указано, что предметом и целями деятельности создаваемых специализированных учреждений (централизованных бухгалтерий) наряду с осуществлением ведения бухгалтерского учета является также формирование отчетности. При этом необходимо отметить, что в данном контексте речь шла о формировании отчетности учреждений на основании данных бюджетного учета, ведение которого осуществляется централизованными бухгалтериями.
Отметим, что п. 3.1 ст. 158 БК РФ не предусмотрена возможность передачи полномочий главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств полномочий по составлению консолидированной отчетности другому учреждению. Соответственно, составление сводной бюджетной отчетности является полномочием главных распорядителей бюджетных средств. Данная отчетность составляется главными распорядителями бюджетных средств на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств (пп. 12 п. 1 ст. 158, п. 1 ст. 264.2 БК РФ).
Передача полномочий по ведению бюджетного учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) не освобождает орган местного самоуправления от осуществления иных бюджетных полномочий, в том числе полномочий по составлению сводной отчетности, установленных положениями БК РФ в отношении него как главного распорядителя бюджетных средств.
Соответственно, принимая решение о передаче органом местного самоуправления (администрацией поселения) полномочий по ведению бюджетного учета иной организации (централизованной бухгалтерии), следует понимать, что передача указанных полномочий не освобождает орган местного самоуправления как главного распорядителя бюджетных средств от обязанности по формированию сводной бюджетной отчетности, установленной положениями ст. 158 БК РФ, а также от обязанности по осуществлению в соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

11 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.