Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере У заместителя руководителя произошли непроизводственные расходы (перерасход сотовой связи), которые были внесены в кассу учреждения. Необходимо ли сумму перерасхода от установленного лимита перечислить в доход федерального бюджета?

У заместителя руководителя произошли непроизводственные расходы (перерасход сотовой связи), которые были внесены в кассу учреждения. Необходимо ли сумму перерасхода от установленного лимита перечислить в доход федерального бюджета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Внесенные в кассу денежные средства являются компенсацией затрат государства и подлежат зачислению в доход федерального бюджета.

Обоснование вывода:
Положения п. 2.5.4 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, предусматривают возможность учета в качестве восстановления кассовой выплаты суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя бюджетных средств в текущем финансовом году. При этом в реквизите "Назначение платежа" расчетного документа должна содержаться ссылка на номер и дату расчетного документа органа Федерального казначейства, которым ранее была осуществлена кассовая выплата, либо указаны иные причины возврата средств, а также могут быть указаны коды бюджетной классификации, по которым ранее была произведена кассовая выплата.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие и учет бюджетных и денежных обязательств.
Согласно п. 24 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н (далее - Порядок N 221н), постановка на учет денежного обязательства и внесение изменений в поставленное на учет денежное обязательство осуществляются в соответствии со Сведениями о денежном обязательстве, сформированными на основании документов, предусмотренных в графе 3 Перечня, на сумму, указанную в документе, в соответствии с которым возникло денежное обязательство. При этом Сведения о денежном обязательстве направляются в орган Федерального казначейства (далее - ТОФК) с приложением копии документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства (п. 27 Порядка N 221н).
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации речь идет о бюджетном обязательстве, принятом путем заключения государственного контракта, отражение на лицевом счете получателя средств федерального бюджета операции по восстановлению кассовой выплаты возможно при одновременном выполнении условий:
- в реквизите "Назначение платежа" расчетного документа, на основании которого будет отражено восстановление кассовой выплаты, должна содержаться ссылка на номер и дату расчетного документа, на основании которого ранее была отражена кассовая выплата;
- получатель бюджетных средств располагает документом, являющимся основанием для внесения изменений в поставленное ранее на учет денежное обязательство.
Иными словами, получателю средств федерального бюджета необходимо подтвердить наличие дебиторской задолженности по расходам, образовавшейся в рамках конкретного бюджетного обязательства (в рамках расчетов с конкретным контрагентом) и учитываемой в соответствии с положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), на соответствующем счете аналитического учета счета 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам". В иных случаях, даже после зачисления денежных средств, внесенных в кассу получателя бюджетных средств, на лицевой счет получателя бюджетных средств в ТОФК основания для увеличения показателей неисполненных денежных обязательств в рамках конкретного бюджетного обязательства отсутствуют.
В рассматриваемой ситуации поступление денежных средств в кассу получателя бюджетных средств не является основанием для внесения изменений в ранее исполненные в рамках государственного контракта денежные обязательства, так как деньги поступают от другого дебитора (сотрудника учреждения) на иных основаниях. В бюджетном учете дебиторская задолженность в сумме компенсации стоимости услуг связи отражается путем начисления доходов от компенсации затрат по дебету счета КДБ 1 209 30 560 "Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат" в корреспонденции с кредитом счета КДБ 1 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг".
Приложением 2 к Инструкции N 162н предусмотрена возможность отражения на счете 1 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" дебиторской задолженности по расходам (с указанием в 1-17 разрядах номера счета аналитического учета классификации расходов бюджетов). Поступившие от поступления такой дебиторской задолженности контрагентом денежные средства могут быть использованы в текущем году для оплаты денежных обязательств. Однако подобный порядок применим в ситуации, когда речь идет о суммах дебиторской задолженности, образовавшейся в результате расторжения государственных (муниципальных) контрактов, т.е. в случае внесения изменений не только в ранее учтенные денежные, но и ранее учтенные бюджетные обязательства.
В соответствии с положениями ст. 41 БК РФ доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, к числу которых согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, относятся компенсации затрат государства, являются неналоговыми доходами бюджета. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета (п. 2 ст. 40 БК РФ).
Несвоевременное перечисление средств в доход бюджета может рассматриваться в качестве несоблюдения требований бюджетного законодательства (смотрите Определение Арбитражного суда Пермского края от 26.10.2015 по делу N А50-19255/2015).
Внесенные в кассу денежные средства являются компенсацией затрат государства и подлежат зачислению в доход федерального бюджета. В отдельных публично-правовых образованиях подобные требования прямо предусмотрены нормативными актами, регламентирующими использование средств мобильной (сотовой) связи в служебных целях в казенных учреждениях (смотрите, например, постановление мэрии г. Ярославля от 19.09.2013 N 2156 "Об использовании средств мобильной (сотовой) связи в служебных целях").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

13 октября 2017 г.