Новости и аналитика Правовые консультации Бухгалтерский учет в бюджетной сфере Приказом руководителя бюджетного учреждения утверждена постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов. Для оперативного списания ГСМ планируем создать другую комиссию: "Комиссия по списанию ГСМ". Не будет ли являться нарушением действующего законодательства создание второй комиссии?

Приказом руководителя бюджетного учреждения утверждена постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов. Для оперативного списания ГСМ планируем создать другую комиссию: "Комиссия по списанию ГСМ".
Не будет ли являться нарушением действующего законодательства создание второй комиссии?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Решение о создании в учреждении нескольких комиссий по поступлению и выбытию активов различной компетенции не противоречит положениям Инструкции N 157н.

Обоснование вывода:
1. Необходимость создания в организации госсектора постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - комиссии) обусловлена положениями п.п. 25, 34, 44, 46, 51, 60, 61, 63, 339, 371 и 377 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
На основании решений Комиссии осуществляется принятие к учету, перемещение и выбытие объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (полезного использования), определение текущей оценочной стоимости безвозмездно полученного имущества, определение срока полезного использования имущества в целях начисления амортизации в случаях отсутствия информации в законодательстве Российской Федерации и в документах производителя, а также изменение первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации (п.п. 25, 34, 44, 51, 63 Инструкции N 157н).
Кроме того, на основании решений Комиссии осуществляется списание с балансового и забалансового учета учреждения задолженности неплатежеспособных дебиторов, а также списание с забалансового учета задолженности, признанной безнадежной к взысканию (п.п. 339, 371 Инструкции N 157н).
Таким образом, принимая во внимание многофункциональность деятельности Комиссии, решением руководителя учреждения возможно определить несколько направлений деятельности Комиссии с распределенными полномочиями (смотрите также письмо Минфина России от 30.06.2016 N 02-07-05/38450)*(1).
2. Согласно положениям п. 34 Инструкции N 157н решение комиссии является основанием для отражения операций по выбытию (в том числе в результате принятия решения об их списании) основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, а также материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации*(2), если иное не установлено Инструкцией N 157н. При этом указанное решение оформляется Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином России.
Вместе с тем Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) является не единственным первичным учетным документом, на основании которого, исходя из положений п. 37 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражаются операции по выбытию материальных запасов. Так, согласно абзацу второму п. 37 Инструкции N 174н перечень первичных учетных документов, на основании которых отражается выбытие израсходованных материальных запасов, остается открытым. Соответственно, в учреждении может быть принято решение об отражении операций по списанию израсходованных ГСМ на основании путевых листов, содержащих обязательные реквизиты, утвержденные Разделом II приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152.
Согласно положениям Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н), в случае, если расходование материальных запасов производится на основании документов, утвержденных руководителем учреждения, указанные документы прилагаются к Акту о списании (ф. 0504230). Соответственно, если в учреждении принято решение об оформлении списания израсходованного ГСМ Актом о списании (ф. 0504230) с приложением путевых листов, такое решение также не противоречит положениям Приказа N 52н. Однако в этом случае, при отсутствии обязательного условия о списании израсходованных материальных запасов на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, такое решение является наиболее трудозатратным. Кроме того, в подобной ситуации Актом о списании (ф. 0504230) членам комиссии придется подтверждать факт проведения проверки выданных со склада в подразделения материальных запасов и устанавливать фактическое расходование материалов, которых фактически к моменту оформления акта уже нет в наличии. При этом согласно положениям п. 37 Инструкции N 174н Акт о списании (ф. 0504230) оформляется именно в тех случаях, когда фактически материальные запасы имеются в наличии, но не могут быть использованы на нужды учреждения, в частности, в случае списания материальных запасов, пришедших в негодность вследствие физического износа или вследствие стихийных бедствий, иных бедствий, природного явления, катастрофы.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет при списании материальных запасов, использованных в деятельности организации (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

15 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Аналогичное мнение высказывалось независимыми экспертами. Смотрите ответ на Вопрос: Может ли учреждение создать несколько комиссий по поступлению и выбытию нефинансовых активов? (журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 5, сентябрь-октябрь 2016 г.).
*(2) Полагаем, что к таким материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, готовая продукция и товары для продажи, учитываемые в составе материальных запасов. При отсутствии в Инструкции N 157н определения понятия "материальные запасы, в отношении которых установлен срок эксплуатации" конкретный перечень таких материальных запасов может быть определен локальным актом учреждения.