Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность В 2020 году организация поставила товар и отразила реализацию (Дебет 62.01 Кредит 90.01). В 2022 году товар частично возвращен (по обоюдному согласию, товар качественный). Как документально должен быть оформлен возврат покупателем? По каким счетам необходимо отразить возврат от клиента и СТОРНО выручки прошлого года в бухгалтерском и налоговом учете?

В 2020 году организация поставила товар и отразила реализацию (Дебет 62.01 Кредит 90.01). В 2022 году товар частично возвращен (по обоюдному согласию, товар качественный). Как документально должен быть оформлен возврат покупателем? По каким счетам необходимо отразить возврат от клиента и СТОРНО выручки прошлого года в бухгалтерском и налоговом учете?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Поскольку все операции с товаром надлежащего качества отражались в учете обоснованно, они не могут быть квалифицированы в качестве ошибки. Поэтому оформление сторнировочных записей либо обратных не является достаточно корректным. В бухгалтерском учете данная операция может отражаться как приобретение товара.

Обоснование позиции:
Возврат качественного товара покупателем поставщику может быть представлен:
- как сделка в рамках первоначального договора (условия возврата такого товара в силу свободы договора (ст. 421 ГК РФ) могут быть предусмотрены самим договором поставки либо дополнительным соглашением);
- как сделка в рамках нового договора купли-продажи.
На сегодняшний день методика по отражению возврата товара в бухгалтерском учете отсутствует. НПА, устанавливающие правила ведения бухгалтерского учета, не содержат конкретных предписаний относительно порядка отражения операций, связанных с возвратом покупателем качественных товаров, на счетах бухгалтерского учета поставщика.
Если же возврат товара обусловлен причиной, не связанной с ненадлежащим исполнением поставщиком принятых на себя обязательств, то это означает, что продавец исполнил свои обязательства по договору купли-продажи надлежащим образом, и право собственности на товар перешло к покупателю. Если право собственности перешло к покупателю, то вернуть товар первоначальному владельцу товара (поставщику) покупатель может только на основании отдельного договора купли-продажи (поставки), в котором он уже сам выступает продавцом. То есть при возврате качественного товара происходит обратная реализация, которая влечет за собой соответствующие последствия.
Исходя из такого подхода, в бухгалтерском учете возврат качественного товара, принятого покупателем на учет, отражается как операция по реализации товара, где новым продавцом выступает бывший покупатель, а новым покупателем - бывший продавец.
Поскольку все операции с товаром надлежащего качества отражались в учете обоснованно, они не могут быть квалифицированы в качестве ошибки. Поэтому оформление сторнировочных записей либо обратных не является достаточно корректным.
Поскольку возврат качественного товара осуществляется через его реализацию, то в этом случае корректировка выручки от реализации товара поставщиком не производится. В бухгалтерском учете данная операция может отражаться как приобретение товара следующими проводками:
Дебет 41 Кредит 60
- принят на учет возвращенный покупателем товар;
Дебет 60 Кредит 51
- оплачена стоимость возвращенного товара;
Дебет 19 Кредит 60
- учтен НДС, отраженный в корректировочном счете-фактуре или счете-фактуре;
Дебет 68 Кредит 19
- принят к вычету НДС.
Минфин России прямо говорит о возможности оформления возврата товара способом "обратной реализации" (смотрите, например, письма Минфина России от 31.05.2019 N 03-07-11/39907, от 18.07.2019 N 03-07-11/53323, от 02.08.2019 N 03-07-09/58362, от 28.01.2020 N 03-07-09/4850, от 20.08.2021 N 03-03-06/1/67181). ФНС также не имеет ничего против возврата товаров путем обратной реализации (письма ФНС от 29.05.2019 N СД-4-3/10321@, от 24.05.2019 N СД-4-3/9907@). Подробнее по НДС смотрите в материале: Вопрос: Оформление возврата товара надлежащего качества (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2022 г.).
Также мы не видим необходимости в корректировке продавцом налоговых обязательств периода реализации качественного товара, который впоследствии был возвращен покупателем, поскольку в такой ситуации признание выручки и расходов в периоде реализации товара покупателю нельзя считать ошибочным (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 248, ст. 249, ст. 268, п. 3 ст. 271 НК РФ). Считаем, что возврат качественного товара возможно рассматривать как новый факт хозяйственной жизни (его обратная реализация), последствия которого отражаются в текущем налоговом периоде. Подробнее смотрите: Вопрос: Отражение возврата качественного товара (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2021 г.).
Помимо счета-фактуры бывший покупатель должен оформить накладную на возвращенный товар либо УПД (статус 2 или статус 1, если счет-фактуру не составляет).
Если организация-продавец решит оформить возврат качественного товара корректировочным счетом-фактурой, то бывший покупатель должен оформить на возврат товара накладную либо УПД со статусом 2.

К сведению:
Как сказано выше, нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат конкретных предписаний относительно порядка учета операций по возврату товаров. Поэтому этот подход не единственный.
Так, хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания (приоритет содержания перед формой) (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика"). Если исходить из этого принципа, то в этом случае возврат товара по причине отказа покупателя или в случае расторжения (изменения) договора поставки отражается как корректировка реализации. Таким же образом оформляется и возврат качественного товара в рамках договора поставки. Поскольку возврат качественных товаров в данном случае осуществляется в рамках первоначального, а не нового договора поставки, что фактически означает частичный отказ покупателя от договора, прямые основания для отражения в учете поставщика указанной операции как операции по приобретению товаров отсутствуют, хотя на практике такой вариант применяется. Смотрите Вопрос: Учет возвратов от покупателей (в т.ч. неплательщиков НДС) в оптовой торговле (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.).
При этом, если отгрузка и возврат товара произошли в разных отчетных периодах (годах), исправления отражаются не сторнировочными записями по счету 90 "Продажи", а записями по счету 91 "Прочие доходы и расходы" в периоде возврата:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 62 - отражен возврат товара, как прочие расходы отчетного периода (на основании двустороннего акта о возврате товара, накладной, оформленной покупателем);
Дебет 41 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы" - восстановлена ранее списанная себестоимость товара, возвращенного покупателем;
Дебет 68, субсчет "НДС" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы" - принят к вычету НДС при возврате товара;
Дебет 62 Кредит 51 - сумма, уплаченная за товар, возвращена покупателю.
Также специалистами предлагается вариант со сторнированием операций (смотрите Вопрос: Каким образом в бухгалтерском учете отразить возврат качественного товара при условии, что согласно первоначальному договору покупатель имеет право возвратить товар? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2020 г.)).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский и налоговый учет возврата товаров поставщику;
- Вопрос: Учет поставщиком возврата товара надлежащего качества с удержанием у покупателя суммы 20% от стоимости товара (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.);
- Вопрос: Отгрузка товара покупателю была произведена в 2018 году (НДС 18%). В настоящее время (2020 год) достигнута договоренность между покупателем и продавцом о возврате части товара надлежащего качества. Как правильно оформить данный возврат? Продавец должен составить корректировочные документы или следует заключить новый договор на обратный выкуп? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2020 г.);
- Вопрос: Организация-покупатель (ООО), находящаяся на общей системе налогообложения, возвращает хозяйственные товары организации-поставщику (ООО) по причине отсутствия спроса. Какими документами нужно оформить возврат? Нужно ли оформлять какие-либо соглашения или акты? Если нужно, то это должны быть корректировки реализаций либо обратные реализации? Какие бухгалтерские проводки должна сделать организация-поставщик? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2017 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга

Ответ прошел контроль качества

25 октября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.