Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Организация заключила с администрацией договор пожертвования материалов (песок необходим для нужд городского парка). Можно ли такие расходы учесть для целей налогообложения прибыли? Является ли такая реализация безвозмездной передачей для целей исчисления НДС в понимании подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ (счет-фактуру организация не выставляет, заполняет раздел 7 с кодом 1010288)? Какими проводками отразить такие операции?

Организация заключила с администрацией договор пожертвования материалов (песок необходим для нужд городского парка). Можно ли такие расходы учесть для целей налогообложения прибыли? Является ли такая реализация безвозмездной передачей для целей исчисления НДС в понимании подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ (счет-фактуру организация не выставляет, заполняет раздел 7 с кодом 1010288)? Какими проводками отразить такие операции?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Стоимость песка, переданного в качестве пожертвования органу местного самоуправления (администрации), не может быть учтена в составе расходов по налогу на прибыль.
В рассматриваемом случае организация имеет право на применение льготы по подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, т.е. может не облагать НДС операции по передаче песка администрации.
В бухгалтерском учете стоимость песка, равно как и другие расходы, связанные с его передачей по договору пожертвования, подлежат учету в составе прочих расходов.

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

В соответствии со ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Пунктом 16 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ.
Так, на основании ст. 264 НК РФ к внереализационным расходам относятся:
- расходы на создание объектов социальной, инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктур, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность (подп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ);
- расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), предназначенного для использования в целях предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно переданного, в частности, органам государственной власти и управления и (или) органам местного самоуправления (подп. 19.5 п. 1 ст. 265 НК РФ);
- расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность (возвращенного в рамках концессионного соглашения) имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абзаце 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абзацем 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ.
Как видим, к рассматриваемому случаю данные нормы не применимы, иных норм, позволяющих учесть расходы в виде стоимости имущества, безвозмездно переданного органам местного самоуправления, гл. 25 НК РФ не содержат. Соответственно, стоимость песка, переданного в качестве пожертвования органу местного самоуправления (администрации), не может быть учтена в составе расходов по налогу на прибыль.

НДС

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения для целей исчисления НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
Операции, не признаваемые объектом налогообложения по НДС, поименованы в п. 2 ст. 146 НК РФ. Операции по безвозмездной передаче органам местного самоуправления движимого имущества, не являющегося основным средством, в благотворительных целях, не связанных с предотвращением и распространением коронавирусной инфекции, в данной норме не поименованы.
Поэтому при передаче органу местного самоуправления (администрации) песка по договору пожертвования возникает объект налогообложения по НДС.
Вместе с тем в соответствии с подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее Закон - N 135-ФЗ) освобождается от налогообложения по НДС.
Напомним, что для целей НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Реализацией товаров, работ или услуг организацией признаются, соответственно, передача права собственности на товары, передача результатов выполненных работ другому лицу, оказание услуг другому лицу как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).
В соответствии со ст. 1 Закона N 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Благотворительная помощь оказывается только на цели, перечисленные в ст. 2 Закона N 135-ФЗ. В качестве возможных целей осуществления благотворительной деятельности в п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ поименованы в том числе:
- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности;
- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;
- охраны окружающей среды и защиты животных.
Полагаем, что передача песка для целей обустройства городского парка вполне отвечает указанным целям.
Отметим, что на основании п. 2 ст. 2 Закона N 135-ФЗ направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.
То есть безвозмездная передача имущества коммерческим организациям не может рассматриваться в качестве благотворительной деятельности, даже в том случае, если такая передача осуществляется на цели, перечисленные в п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ. Однако каких-либо ограничений, связанных с передачей имущества органам местного самоуправления, Закон N 135-ФЗ не содержит.
С учетом сказанного считаем, что в рассматриваемом случае организация имеет право на применение льготы по подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ, т.е. может не облагать НДС операции по передаче песка администрации.
Также следует обратить внимание, что абзацами 3-4 подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ определено, что если получателями товаров (работ, услуг), имущественных прав, переданных в рамках благотворительной деятельности, являются организация и (или) индивидуальный предприниматель, документами, подтверждающими право на освобождение от налогообложения в соответствии с настоящим подпунктом, являются:
- договор или контракт о безвозмездной передаче налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, переданных в рамках благотворительной деятельности;
- акт приема-передачи товаров (работ, услуг), имущественных прав или иной документ, подтверждающий передачу налогоплательщиком товаров, имущественных прав (выполнение работ, оказание услуг).
Из совокупного трактования положений ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 2 ст. 11 НК РФ следует, что для целей НК РФ администрация муниципального образования может рассматриваться в качестве организации - казенного учреждения. Соответственно, для правомерного применения льготы по подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ необходимо наличие письменного договора пожертвования (рекомендуем прописать в нем конкретные благотворительные цели, в рамках которых осуществляется передача песка, желательно использовать формулировки п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ) и акта приема-передачи.

Бухгалтерский учет

В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы, связанные с продажей продукции, являются расходами по обычным видам деятельности. Однако учитывая, что песок в данном случае не продается, а передается безвозмездно, считаем, что его стоимость, равно как и другие расходы, связанные с такой передачей, подлежат учету в составе прочих расходов (п. 12 ПБУ 10/99). При этом не имеет значения, облагается или нет НДС такая передача.
В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), для обобщения информации о прочих доходах и расходах предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Поэтому при передаче песка в орган местного самоуправления безвозмездно в учете оформляется запись:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 41 (10, 43).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

7 сентября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.