Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность 25 апреля 2022 года общество приобрело легковой автомобиль. В этот же день общество уплатило госпошлину за регистрационные действия в органах ГИБДД. Как учитывать данную госпошлину в бухгалтерском и налоговом учете?

25 апреля 2022 года общество приобрело легковой автомобиль. В этот же день общество уплатило госпошлину за регистрационные действия в органах ГИБДД. Как учитывать данную госпошлину в бухгалтерском и налоговом учете?

 

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Расходы, связанные с постановкой на учет в органах ГИБДД, можно отразить в бухгалтерском и налоговом учете в первоначальной стоимости транспортного средства. Единовременное списание таких расходов в первоначальной стоимости основного средства должно быть предусмотрено в учетной политике организации.

Обоснование позиции:

Юридические аспекты

Исходя из положений ст. 130 ГК РФ автомобиль является движимым имуществом.
Государственной регистрации в силу п. 1 ст. 131 ГК РФ подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ).
Пунктом 2 ст. 223 ГК РФ определено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством РФ. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию РФ на срок не более одного года.
Согласно части 3 ст. 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства, в том числе:
- ранее не состоявшего на государственном учете в РФ,
- в связи со сменой владельца транспортного средства.
В законодательстве отсутствует указание на то, что право собственности на автотранспортное средство возникает у приобретателя с момента его государственной регистрации (смотрите также постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2013 N 19АП-1550/13).
Такая регистрация не является необходимым условием для возникновения у приобретателя права собственности на транспортное средство, но ее отсутствие означает невозможность эксплуатации транспортного средства (п. 6 Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2017) (утвержден Президиумом ВС РФ 26.04.2017), смотрите также определение ВС РФ от 29.10.2018 N 305-ЭС18-13132).
Таким образом, правовой режим движимого имущества (автомобиля) не предусматривает государственной регистрации права собственности на него, а также государственной регистрации перехода права собственности и самого договора купли-продажи.

Налоговый учет

На основании подп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина взимается за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий. При этом государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам в соответствии с п. 10 ст. 13 НК РФ.
Для целей налогообложения суммы налогов и сборов отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ).
При этом первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Вопрос о том, относятся ли расходы на уплату госпошлины к расходам на "доведение до состояния, в котором автомобиль пригоден для использования", не однозначен. С одной стороны, автомобиль пригоден к использованию независимо от того, уплачена государственная пошлина или нет. С другой стороны, уплата государственной пошлины является условием для регистрации автомобиля в органах ГИБДД, без которой невозможно использовать автомобиль по его прямому назначению.
В то же время п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.
При этом согласно п. 5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества.
В такой ситуации, по нашему мнению, налогоплательщик должен самостоятельно определить для себя, считать ли затраты на уплату госпошлины автомобиля расходами на доведение основного средства до состояния, в котором оно пригодно для использования.
Если налогоплательщик примет решение учесть расходы на уплату государственной пошлины в первоначальной стоимости автомобиля, то, по нашему мнению, споров с налоговыми органами по данному вопросу возникнуть не должно.
Так, в письмах от 04.03.2010 N 03-03-06/1/113, от 18.05.2009 N 03-05-05-01/26, от 29.09.2009 N 03-05-05-04/61, от 27.03.2009 N 03-03-06/1/195 Минфин России предлагает учитывать государственную пошлину в первоначальной стоимости основных средств. Аналогичные выводы содержатся и в письме ФНС России от 22.04.2014 N ГД-4-3/7660@.
Между тем п. 4 ст. 252 НК РФ установлено, что, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
Соответственно, если организация посчитает, что регистрация транспортных средств в органах ГИБДД не является доведением транспортного средства до состояния пригодности для использования, то государственная пошлина, уплаченная за регистрацию транспортного средства в органах ГИБДД, может быть единовременно учтена при исчислении налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании п. 10 ст. 13 НК РФ и подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Так, в письме УФНС России по г. Москве от 17.04.2009 N 16-15/037659@ налоговые органы разъяснили, что в налоговом учете суммы государственной пошлины не участвуют в формировании первоначальной стоимости основных средств, а относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Минфин России в письмах от 24.07.2018 N 03-03-06/3/51800 и от 01.06.2007 N 03-03-06/2/101 отметил, что если госпошлину уплатили уже после ввода машины в эксплуатацию, ее можно списать сразу. Суды также подтверждают, что регистрация транспортного средства не является доведением объекта до состояния, пригодного для использования. Кроме того, задействовать транспорт можно и без государственной регистрации, например для внутренних перевозок. Таким образом, госпошлину после ввода в эксплуатацию транспорта в первоначальной стоимости последнего не учитывают, а относят на текущие расходы. Это касается любых затрат, связанных с постановкой авто на учет в госорганах (постановления ФАС Уральского от 25.11.08 N Ф09-8694/08-С3 и от 30.01.08 N Ф09-57/08-С3, Центрального от 07.04.06 N А08-601/05-9 округов).
В письме от 30.03.2005 N 03-03-01-04/1/137 Минфин России на основании п. 10 ст. 13 и подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, приходит к выводу, что расходы на уплату государственной пошлины включаются в состав прочих расходов, связанных с реализацией (смотрите также письма Минфина России от 16.02.2006 N 03-03-04/1/116, УФНС России по г. Москве от 17.04.2009 N 16-15/037659@).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете организация может учесть расходы по уплате госпошлины на основании пп. 12, 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации" в составе прочих расходов с отнесением на счет 91 "Прочие доходы и расходы" на дату обращения за совершением юридически значимых действий, то есть одновременно с подачей заявления в органы ГИБДД о постановке на учет ТС.
Если организация не может эксплуатировать автомобиль без регистрации в ГИБДД, суммы государственных пошлин, уплачиваемые в связи с такой регистрацией, могут рассматриваться как затраты, необходимые для приведения автомобиля в состояние, пригодное для использования. Данные затраты формируют первоначальную стоимость автомобиля (смотрите п. 12 ФСБУ 6/2020, подп. з) п. 5, п. 9, подп. з) п. 10, п. 18 ФСБУ 26/2020.
Ранее Минфин России высказывал аналогичное мнение. Так, в письмах от 29.09.2009 N 03-05-05-04/61, от 05.07.2006 N 03-06-01-04/138 специалисты финансового ведомства указали, что в бухгалтерском учете уплачиваемая государственная пошлина включается в фактические затраты на приобретение автомобиля и, соответственно, формирует его первоначальную стоимость, учитываемую, в частности, для целей исчисления налога на имущество организаций.
Анализ арбитражной практики также свидетельствует о том, что судьи подтверждают правомерность учета затрат на регистрацию транспортного средства в органах ГИБДД в прочих расходах организации (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 25.11.2008 N Ф09-8694/08-С3, от 30.01.2008 N Ф09-57/08-С3). При этом в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 29.05.2007 N Ф08-1969/07-1099А, ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2008 N А56-18079/2007 отмечено, что ввод в эксплуатацию автомобиля не зависит от регистрации транспортного средства.
Ввиду существующей неопределенности порядка учета затрат на оплату госпошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД рекомендуем закрепить в учетной политике организации порядок учета затрат, произведенных организацией после поступления в организацию объекта основных средств, но которые могут быть квалифицированы как расходы на доведение основного средства до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- В стоимость объекта или сразу в расходы - вот в чем вопрос! (А. Веселов, журнал "Практическая бухгалтерия", N 3, март 2021 г.)
- Вопрос: С какой даты автомобиль вводится в эксплуатацию: с даты покупки или с даты постановки на учет? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Андреева Людмила

Ответ прошел контроль качества

25 мая 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.