Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность По акту о приеме-передаче объектов нефинансовых активов из казны муниципального образования муниципальному унитарному предприятию передано нежилое помещение с закреплением объекта на праве хозяйственного ведения. У объекта по данным передающей стороны нулевая остаточная стоимость (сумма амортизации равна первоначальной стоимости). Надо ли данный объект отражать на балансе?

По акту о приеме-передаче объектов нефинансовых активов из казны муниципального образования муниципальному унитарному предприятию передано нежилое помещение с закреплением объекта на праве хозяйственного ведения. У объекта по данным передающей стороны нулевая остаточная стоимость (сумма амортизации равна первоначальной стоимости).
Надо ли данный объект отражать на балансе?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Объект имущества, полученный МУП от собственника сверх уставного фонда, подлежит учету на балансе получателя.
Вопрос определения учетной стоимости не решен законодательно.
С учетом официальных разъяснений и применяемых с 2022 года ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020 считаем возможным полученную недвижимость принять к учету по ее рыночной стоимости, определенной получателем и согласованной с учредителем. Исходя из такой стоимости решается вопрос о включении полученного актива в состав основных средств.

Обоснование вывода:
Порядок учета на балансе коммерческих организаций объектов основных средств (далее - ОС) определен ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (далее соответственно - ПБУ 6/01 и Методические указания), а начиная с отчетности за 2022 год взамен них применяются ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" (как мы поняли, организация не применяет их досрочно).
Для принятия имущества к учету в качестве объекта основных средств необходимо выполнение условий, перечисленных в п. 4 ПБУ 6/01. При этом стоимость объекта или отсутствие права собственности на него не указаны этим стандартом в качестве препятствий для учета актива в качестве ОС (смотрите также п. 5 ФСБУ 6/2020 и Рекомендацию Р-9/2010-КпР "Право собственности как критерий признания и списания основных средств").
Кроме того, полное погашение стоимости объекта ОС путем начисления амортизации само по себе не является основанием для списания этого объекта с бухгалтерского учета. Списать можно лишь те ОС, которые больше не используются в деятельности организации или выбывают (п. 29 ПБУ 6/01, п. 75 Методических указаний). То есть если объекты ОС, даже полностью самортизированные, продолжают использоваться организацией, они в общем случае должны учитываться в бухгалтерском учете организации на счете 01 "Основные средства".
Но в данном случае речь идет о полученном из муниципальной казны имуществе, у которого, как следует из документов на передачу, остаточная стоимость равна нулю (первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизация равны).
Согласно п.п. 21, 49 Методических указаний в составе основных средств организации могут учитываться и активы, принадлежащие им на праве хозяйственного ведения, стоимость которых обязательно погашается посредством начисления амортизации (письмо Минфина России от 19.11.2020 N 02-07-10/101644).
Напомним, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (п.п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", далее - Закон N 161-ФЗ). Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию (п.п. 1, 2 ст. 11 Закона N 161-ФЗ).
В соответствии с п. 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. При этом порядок определения первоначальной стоимости основных средств, полученных унитарными предприятиями от учредителей сверх взноса в уставный фонд, ни в ПБУ 6/01, ни в Методических указаниях не определен.
Чиновники, комментируя в этой части бухучет в коммерческих организациях, в разное время упоминали то п. 9, то п. 10 ПБУ 6/01. В последнем говорится, что первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.
Кроме того, обращается внимание на Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2013 год (письма Минфина России от 19.11.2020 N 02-07-10/101644 и от 22.10.2020 N 02-06-10/93294). В них, в частности, со ссылкой п. 9 ПБУ 6/01 указывается, что не предусмотрено отражение в бухгалтерском учете МУП, принимающего объект основных средств в хозяйственное ведение, сумм амортизации, начисленных организацией, передающей такой объект (письмо Минфина России от 19.03.2014 N 02-06-10/11905).
Что касается непосредственно получения имущества в хозяйственное ведение сверх размера уставного фонда, то в письме Минфина России от 17.08.2020 N 07-01-09/71839 дана ссылка на Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2015 год. Суть предложений сводится к тому, что при отсутствии в НПА соответствующих правил организация разрабатывает их самостоятельно согласно п. 7.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"*(1), при этом она может использовать иные положения по бухгалтерскому учету в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов. При поступлении рекомендовано определять разницу между продажной и номинальной стоимостью актива с отражением по кредиту счета 83 "Добавочный капитал" (смотрите Инструкцию по применению Плана счетов). А при изъятии собственником у унитарного предприятия имущества, полученного им сверх размера уставного фонда, рекомендовано списывать его остаточную стоимость при выбытии с переносом с добавочного капитала на счет учета нераспределенной прибыли (84).
Учитывая отсутствие в действующих положениях по бухгалтерскому учету прямых норм, регулирующих интересующий нас вопрос, полагаем, что предприятие при данных обстоятельствах может принять решение о формировании первоначальной стоимости полученного объекта исходя из его рыночной стоимости по аналогии с п. 10 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 25.07.2019 N 07-01-09/55510).
Этот же порядок предусмотрен п.п. 9 и 14 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения", которыми надлежит руководствоваться начиная с отчетности за 2022 год (согласно п. 12 ФСБУ 6/2020 первоначальной стоимостью объекта ОС считается общая сумма связанных с этим объектом капитальных вложений, осуществленных до признания объекта основных средств в бухгалтерском учете).
Так, в соответствии с п. 9 ФСБУ 26/2020 капитальные вложения признаются в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов основных средств. Для целей этого Стандарта затратами считается выбытие (уменьшение) активов организации или возникновение (увеличение) ее обязательств, связанных с осуществлением капитальных вложений. При этом в целях определения фактических затрат к возникновению (увеличению) обязательств организации приравнивается увеличение капитала организации, в том числе вследствие безвозмездного получения имущества от акционеров, собственников, участников, учредителей организации (в том числе вследствие передачи государственного или муниципального имущества унитарному предприятию). Фактическими затратами в имущество, которое организация получает безвозмездно, считается справедливая стоимость этого имущества (п. 14 ФСБУ 26/2020).
Для целей ФСБУ 26/2020 справедливая стоимость определяется в порядке, предусмотренном МСФО (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости" (п. 13 ФСБУ 26/2020). В свою очередь, в понимании МСФО (IFRS) 13 справедливая стоимость - оценка, основанная на рыночных данных, а не оценка, специфичная для организации. Этот стандарт определяет понятие "справедливая стоимость" как цену, которая была бы получена при продаже актива или уплачена при передаче обязательства в ходе обычной сделки между участниками рынка на дату оценки (п.п. 2, 9 МСФО (IFRS) 13).
Полагаем, что, устанавливая такие правила, регулятор "убрал" существующую неясность в учете*(2).
На наш взгляд, рыночную (справедливую) стоимость ОС, определенную МУП, следует согласовать с собственником. Ведь, как указано выше, операция по принятию к учету полученного в хозяйственное ведение имущества непосредственным образом затрагивает статьи капитала. Для определения справедливой стоимости также может быть использована рыночная стоимость, определенная оценщиком (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет основных средств, полученных унитарными предприятиями от собственников;
- Вопрос: Определение первоначальной стоимости основных средств, полученных унитарным предприятием в хозяйственное ведение от собственника (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.);
- Вопрос: Учет основных средств, полученных в хозяйственное ведение (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.);
- Вопрос: Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете имущество, полученное унитарным предприятием в хозяйственное ведение от собственника имущества сверх уставного фонда? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.)
- Вопрос: Принятие к бухгалтерскому учету основного средства, правильность документального оформления и обоснованность определения его стоимости (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

28 января 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В случае, если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008, использует последовательно следующие документы:
а) международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);
б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
в) рекомендации в области бухгалтерского учета.
*(2) Ранее мы допускали иной вариант (смотрите Вопрос: Муниципальному унитарному предприятию, находящемуся на УСН ("доходы минус расходы"), в хозяйственное ведение, сверх уставного фонда, передана часть здания со 100%-ным износом. В акте приемки-передачи имущества указана нулевая остаточная стоимость. Какими проводками отразить постановку на учет полученного основного средства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2009 г.)).