Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность ООО по всем критериям относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). Бухгалтерский учет организация ведет упрощенным способом. За 2019 год организация представила бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке в полном объеме. Вовремя не был сдан отчет о среднесписочной численности за 2018 год, поэтому в августе 2019 года организация была исключена из реестра МСП. Какая ответственность установлена в случае, если организация продолжает ведение бухгалтерского учета упрощенным способом?

ООО по всем критериям относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП). Бухгалтерский учет организация ведет упрощенным способом. За 2019 год организация представила бухгалтерскую (финансовую) отчетность в общем порядке в полном объеме. Вовремя не был сдан отчет о среднесписочной численности за 2018 год, поэтому в августе 2019 года организация была исключена из реестра МСП.
Какая ответственность установлена в случае, если организация продолжает ведение бухгалтерского учета упрощенным способом?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В данном случае мы не можем исключить возможности привлечения организации и (или) ее должностного лица к ответственности, предусмотренной ст. 120 НК РФ и (или) ст. 15.11 КоАП РФ.

Обоснование позиции:
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) субъекты малого предпринимательства вправе применять, если иное не установлено данной статьей, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
В Законе N 402-ФЗ не перечислены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, а также состав упрощенной отчетности. Из анализа действующих нормативных актов следует, что суть упрощенного способа ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) заключается, в частности: в отказе (частичном отказе) от применения отдельных ПБУ и в составлении бухгалтерской отчетности в сокращенном объеме. Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов. Учетная политика организации, применяющей упрощенные способы, должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета (п. 1.2, п. 2 Информации Минфина России от 03.06.2015 N ПЗ-3/2015 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности", п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", смотрите также Энциклопедию решений. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, Энциклопедию решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность).
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр).
Часть 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ содержит условия, при выполнении которых хозяйственное общество может быть отнесено к МСП, в числе которых требование к среднесписочной численности (далее - ССЧ) работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать установленные предельные значения ССЧ работников для каждой категории МСП (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Так, в целях формирования Реестра ФНС России использует сведения, предоставляемые налогоплательщиками, в числе которых сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (ч.ч. 1, 2, 4 ст. 4.1, п. 5.1 ч. 3 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 3 ст. 80, пп. 9 п. 1 ст. 102, п. 1.1 ст. 102 НК РФ). В силу п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о ССЧ работников юридического лица за предшествующий календарный год (п. 5.1 ч. 3 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ) вносятся в Реестр ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в ч. 4 ст. 4.1. Закона N 209-ФЗ сведений, имеющихся у ФНС России по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
При этом непредставление юридическими лицами в соответствии с НК РФ сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год в силу п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ является основанием для исключения 10 августа текущего календарного года содержащихся в Реестре сведений о таких юридических лицах (письмо ФНС России от 20.01.2020 N ГД-4-14/615@).
Таким образом, из п. 1 ст. 3 Закона N 209-ФЗ следует, что для того, чтобы организация относилась к субъекту малого и среднего предпринимательства, необходимо не только выполнение условий, предусмотренных ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, но и сведения о такой организации должны быть внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Соответственно, если сведения об организации исключены из Реестра в связи с непредставлением организацией сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, то она не может быть признана субъектом малого и среднего предпринимательства, даже если удовлетворяет условиям, предусмотренным ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ (смотрите постановление Восемнадцатого ААС от 19.03.2020 N 18АП-1879/20 по делу N А07-29537/2019, постановление Десятого ААС от 06.11.2019 N 10АП-19265/19, постановление Второго ААС от 05.12.2019 N 02АП-10238/19, также письмо ФНС России от 08.08.2017 N ГД-4-14/15554@).
Отсюда можно предположить, что если организация не входит в реестр субъектов МСП, то она не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность) и должна вести бухгалтерский учет и представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в полном объеме (смотрите также Энциклопедию решений. Состав и формы годовой бухгалтерской отчетности), в связи с чем в рассматриваемом случае потребуется внесение изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета (путем введения применения необходимых стандартов (ПБУ) в бухгалтерский учет организации).
Законодательство прямо не устанавливает ответственность за ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов в случаях, когда такое ведение законодательством не предусмотрено.
Статьей 15.11 КоАП РФ предусмотрено, что грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
Согласно п. 1 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ), понимается, в частности:
- занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
- искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.
Отметим, что должностные лица освобождаются от административной ответственности, предусмотренной ст. 15.11 КоАП РФ, в случае исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством РФ порядке (п. 2 Примечания к ст. 15.11 КоАП РФ, смотрите также Энциклопедию решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности).
Вместе с тем полагаем, что в случае, когда ведение бухгалтерского учета с применением упрощенных способов приводит не к искажению статей (строк) бухгалтерской отчетности, а лишь к меньшей степени их детализации, основания для применения ст. 15.11 КоАП РФ отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ст. 120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается, в частности, отсутствие первичных документов или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
Таким образом, мы не можем исключить претензии налоговых органов в связи с применением организацией упрощенных способов бухгалтерского учета, если такие способы привели к грубым нарушениям, предусмотренным ст. 15.11 КоАП РФ и ст. 120 НК РФ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Сведения о среднесписочной численности работников для целей налогового контроля;
- Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства;
- Энциклопедия решений. Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);
- Вопрос: ООО - субъект малого предпринимательства, создано в марте 2018 года, находится на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Из налоговой инспекции поступил акт о правонарушении, в котором указано, что не были сданы бухгалтерский баланс и форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" за 2018 год. Должна ли организация сдавать эту отчетность? И если должна, то какой штраф предусмотрен за несдачу? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества

10 апреля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.