Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Организацией была приобретена остановка в целях обеспечения работников более комфортными условиями во время ожидания транспорта (защита от дождя и т.п.). Она установлена за пределами территории организации (на дороге общего пользования), однако при необходимости может быть перенесена на территорию организации (конструкция является съемной) для использования в иных целях. Первоначальная стоимость остановки - 70 000 рублей. Есть сомнения в том, правильно ли будет отнести остановку к сооружениям. Не приведет ли это к тому, что ее нужно будет признать недвижимым имуществом в целях налога на имущество организаций? Есть ли возможность признать данный объект хозяйственным инвентарем?

Организацией была приобретена остановка в целях обеспечения работников более комфортными условиями во время ожидания транспорта (защита от дождя и т.п.). Она установлена за пределами территории организации (на дороге общего пользования), однако при необходимости может быть перенесена на территорию организации (конструкция является съемной) для использования в иных целях. Первоначальная стоимость остановки - 70 000 рублей. Есть сомнения в том, правильно ли будет отнести остановку к сооружениям.
Не приведет ли это к тому, что ее нужно будет признать недвижимым имуществом в целях налога на имущество организаций? Есть ли возможность признать данный объект хозяйственным инвентарем?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полагаем, что с учетом общего назначения остановки она может быть отнесена к коду ОКОФ 220.41.20.20.900 либо к коду ОКОФ 220.42.99.19.190.
Поскольку автобусная остановка представляет собой съемную конструкцию и возможна к перемещению без нанесения ей ущерба, ее возможно отнести к движимому имуществу. Суды, как правило, признают подобные объекты движимым имуществом.

Обоснование позиции:
1. При отнесении объектов основных средств (далее - ОС) к амортизационной группе по Классификации *(1) с 1 января 2017 года следует руководствоваться кодами ОКОФ, содержащимися в классификаторе основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее - классификатор, ОКОФ ОК 013-14).
Указаний, характеризующих порядок отнесения объектов классификации к определенному коду подраздела ОКОФ в описании (введении) классификатора, не содержится. Поэтому определение кода ОКОФ основывается на субъективном суждении (письмо Минфина России от 21.09.2017 N 02-06-10/61195).
Подобрать подходящий код ОКОФ можно путем поиска по названию ОС, а если это не удается сделать, то путем поиска по назначению ОС.
В данном случае контекстный поиск по наименованию объекта, включая словоформы и возможные синонимы, не дает результатов. Следовательно, в такой ситуации решить проблему можно, проведя поиск по назначению ОС.
Во введении к классификатору в таблице 1 указаны виды основных фондов, установленные в ОКОФ, в частности:
- "Сооружения" (код 220);
- "Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты" (код 330).
Также во введении приводятся описания группировок ОКОФ.
Так, к группировке "Сооружения" относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ.
Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
По данной группировке приведены также примеры сооружений. Однако такой объект, как остановка общественного транспорта, среди них не упомянут.
Вместе с тем заметим, что в соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) элементы обустройства автомобильных дорог представляют собой сооружения, к которым в том числе относятся остановочные пункты.
По нашему мнению, с учетом понятия сооружений, данного во введении к ОКОФ ОК 013-14, а также с учетом положений Закона N 257-ФЗ, имеются предпосылки для того, чтобы классифицировать автобусную остановку в качестве сооружения.
В группировке ОКОФ "Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты" классифицируются машины, оборудование и устройства, не относящиеся к транспортным средствам и к ИКТ-оборудованию. Хозяйственный инвентарь (т.е. предметы, непосредственно не используемые в производственном процессе) включен в данную группировку для отражения национальных особенностей.
Очевидно, что приобретенная организацией автобусная остановка не используется непосредственно в производственном процессе. Руководствуясь исключительно данным признаком, представляется, что классифицировать такой объект ОС в качестве хозяйственного инвентаря теоретически возможно (по крайней мере каких-то весомых аргументов против этого мы не видим). Однако подходящего (близкого) кода ОКОФ для остановки общественного транспорта в данной группировке мы не нашли.
В группировке "Сооружения" подходящих наименований также не содержится (что показал и контекстный поиск)*(2).
В этой связи с учетом общего назначения остановки мы придерживаемся позиции, что остановка может быть отнесена к коду ОКОФ 220.41.20.20.900 "Сооружения прочие, не включенные в другие группировки", либо к коду ОКОФ 220.42.99.19.190 "Сооружения гражданские прочие, не включенные в другие группировки".
Однако еще раз повторим: инженерная служба организации может на основании фактических характеристик рассматриваемого объекта не согласиться с нашим мнением, основанным на общих указанных в обращении свойствах.
Здесь обратим внимание, что позиция ОКОФ 220.41.20.20.900 поименована в 6 амортизационной группе Классификации (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно).
Вместе с тем Классификацию, предназначенную для определения сроков полезного использования в налоговом учете, организация не обязана (хотя и может) использовать для целей бухгалтерского учета. При этом организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять срок полезного использования, не опираясь ни на какие нормы, а только руководствуясь принципами, установленными в п. 20 ПБУ 6/01, в частности исходя из ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта. Смотрите также письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77*(3).
2. Что касается риска признания автобусной остановки недвижимостью.
Данный момент актуален в связи с тем, что с 01.01.2019 объектами обложения налогом на имущество организаций признаются только объекты недвижимости (п. 1 ст. 374 НК РФ, пп. "а" п. 19 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ).
Согласно ст. 130 ГК РФ недвижимым имуществом являются земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К таковым относятся, например, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости. Вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в ЕГРН*(4).
Таким образом признаки движимого имущества определяются в противопоставлении с признаками недвижимости. Движимым имуществом являются вещи, которые не обладают прочной связью с землей и могут перемещаться без несоразмерного ущерба их назначению. Следовательно, понятия движимого имущества и недвижимости могут быть разграничены по физическим признакам объекта (физическая связь с землей) и его функциональным признакам (недвижимая вещь предназначена для функционирования именно в тесной связи с землей). Причем эти признаки должны определяться в совокупности.
Сложность в отнесении вещи к движимому или недвижимому имуществу возникает, например, в случаях, когда речь идет об имуществе, которое монтируется (устанавливается) на земельном участке, но прочная связь которого с землей не очевидна.
Представители ФНС России в письме от 25.03.2019 N БС-4-21/5305@ указали, что для выявления оснований, по которым объект имущества может относиться к недвижимости, целесообразно проверить наличие записи об объекте в ЕГРН; а при отсутствии такой записи - наличие документов, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. При отсутствии записей об объекте имущества в ЕГРН основания для применения норм НК РФ, зависящих от вида объекта имущества (движимое или недвижимое), определяются исходя из нормативных правовых актов и сложившейся судебной практики (смотрите также письма ФНС России от 01.10.2018 N БС-4-21/19038@, от 28.08.2019. N БС-4-21/17216@).
При возникновении споров об отнесении каких-либо объектов к недвижимому имуществу важное значение приобретает вопрос о соответствии признакам недвижимости физических свойств и технического назначения этих объектов.
Анализ судебной практики показывает, что многие суды признают автобусные остановки и другие подобные объекты движимым имуществом.
Приведем примеры:
- в определении ВС РФ от 25.06.2019 N 305-ЭС19-8863 сделано заключение, что автобусная остановка с торговым павильоном (сооружение) представляет собой сборно-разборную конструкцию, не имеет прочной связи с землей и не является объектом недвижимости;
- согласно постановлению АС Северо-Кавказского округа от 03.10.2016 N Ф08-6957/16 по делу N А53-11464/2015 суд отклонил доводы об отнесении торгово-остановочного комплекса к объектам недвижимости, указав, что земельный участок предоставлялся для эксплуатации временных сооружений;
- в постановлении АС Северо-Западного округа от 29.09.2015 N Ф07-152/15 по делу N А42-7095/2014 сделан вывод, что не может быть отнесен к недвижимому имуществу остановочно-торговый комплекс (в том числе с учетом его технических характеристик)*(5);
- постановление Тринадцатого ААС от 31.05.2016 N 13АП-8645/16 - торгово-остановочный комплекс не является недвижимым имуществом в смысле, придаваемом данному термину ст. 130 ГК РФ;
- постановление Седьмого ААС от 25.04.2019 N 07АП-2206/19 - доводы том, что остановочный комплекс является объектом недвижимого имущества, не нашли своего подтверждения в ходе исследования обстоятельств дела.
Как мы поняли из вопроса, автобусная остановка представляет собой съемную конструкцию и возможна к перемещению без нанесения ей ущерба. Полагаем, что объект с такими характеристиками возможно отнести к движимому имуществу, несмотря на то, что по ОКОФ он будет классифицирован как сооружение.
Также заметим, что само по себе отнесение организацией объекта по ОКОФ к хозяйственному инвентарю, на наш взгляд, не будет являться для проверяющих аргументом для квалификации его в качестве движимого имущества. Так, при осуществлении выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов вправе производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ (пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ).
Обращаем внимание, что данный ответ выражает мнение экспертов и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

К сведению:
Для получения более точного ответа по вопросу определения кода ОКОФ (амортизационной группы) организация вправе обратиться с соответствующим запросом к изготовителю (продавцу) (письма Минфина России от 30.12.2016 N 03-03-06/1/79707, от 24.12.2014 N 03-03-06/1/66911) и в Минэкономразвития России (письма Минфина России от 03.10.2017 N 03-03-06/1/64157, от 02.10.2017 N 03-03-06/1/63785, от 13.09.2017 N 03-03-06/1/58770) (пример ответа на такое обращение смотрите, например, в письме Минэкономразвития России от 15.08.2006 N Д19-73).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Определяем код ОКОФ. Поиск по названию основного средства;
- Энциклопедия решений. Определяем код ОКОФ. Поиск по назначению основного средства;
- Энциклопедия решений. Движимое имущество: понятие и признаки;
- Энциклопедия решений. Отнесение объекта к недвижимости;
- Вопрос: Организация приобрела беседку для курения стоимостью 46 080 руб. Учетной политикой для целей бухгалтерского учета предусмотрено использование Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Беседка изготовлена из металлического профиля, оборудована скамьей и мусоркой, покрыта поликарбонатом. К какой амортизационной группе отнести основное средство при постановке его на баланс? Какой ОКОФ ему присвоить? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2019 г.)
- Движимое и недвижимое имущество в целях применения главы 30 НК РФ (С.П. Данченко, журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 11, ноябрь 2018 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Ответ прошел контроль качества

24 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).
*(2) Исходя из того, что автобусная остановка является элементом обустройства автомобильных дорог, мы ознакомились с объектами группировки 220.42.11.10.120 "Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги". По сути данная группировка (а также группировка 220.42.11.10.129) близка к автобусным остановкам.
Например, из Перечня имущества, относящегося к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и автомобильным дорогам общего пользования местного значения Ямало-Ненецкого автономного округа, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, видно, что автобусные остановки могут быть отнесены в частности к кодам ОКОФ 220.42.11.10.120 и 220.42.11.10.129. Однако полной уверенности в том, что вышеуказанные коды подходят к рассматриваемой ситуации, у нас нет.
Также отметим, что если выбрать для автобусной остановки код 220.42.11.10.129, то при определении срока полезного использования по Классификации организация столкнется с тем, что объекты с таким кодом входят в 10 амортизационную группу. Срок полезного использования по такому имуществу - свыше 30 лет включительно.
*(3) В целях налогообложения прибыли имущество, первоначальная стоимость которого составляет менее 100 000 руб., не признается амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ), соответственно, по таким объектам не нужно определять амортизационную группу и срок полезного использования.
Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В целях списания стоимости такого имущества в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
*(4) Единый государственный реестр недвижимости.
*(5) "Остановочно-торговый комплекс является типовым, изготовлен в заводских условиях, состоит из готовых модулей (торговая секция, навес для ожидания транспорта). Объект представляет собой металлический каркас с ограждающими конструкциями из ударопрочного стекла и стеклопакетов; части комплекса и соединительные элементы поставляются в разобранном состоянии. Конструкция крепится на бетонную площадку, представляющую собой объект благоустройства, анкерными болтами, обеспечивающими временную прочную связь с объектом благоустройства; установка комплекса производится без устройства заглубленного фундамента, который свидетельствовал бы о наличии прочной связи с землей. Доказательства того, что демонтаж либо перемещение объекта (его отдельных частей) нанесут существенный ущерб конструкции, исключающий возможность использования комплекса по назначению, в дело не представлены". Смотрите также постановление Тринадцатого ААС от 04.03.2019 N 13АП-1107/19, п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом ВС РФ 30.11.2016.