Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Организация (далее - Компания) посредством торгов приобрела недвижимость (офис) за 18 млн. руб. Вместе с недвижимостью был приобретен инвентарь, основные средства без определения стоимости каждой единицы. В офисе находятся, в частности, мебель, холодильник, компьютеры. Какая-либо техническая документация на имущество, находящееся в приобретенном помещении, отсутствует. Каков порядок принятия приобретенного имущества к бухгалтерскому и налоговому учету?

Организация (далее - Компания) посредством торгов приобрела недвижимость (офис) за 18 млн. руб. Вместе с недвижимостью был приобретен инвентарь, основные средства без определения стоимости каждой единицы. В офисе находятся, в частности, мебель, холодильник, компьютеры. Какая-либо техническая документация на имущество, находящееся в приобретенном помещении, отсутствует.
Каков порядок принятия приобретенного имущества к бухгалтерскому и налоговому учету?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации здание (помещение) офиса и находящиеся в нем ОС могут учитываться как отдельные инвентарные объекты. Приобретенный вместе с недвижимостью инвентарь, не относящийся к ОС, также можно принять к учету обособленно.
Для этого Компании необходимо разработать собственный экономически обоснованный способ расчета стоимости каждого приобретенного объекта ОС (предмета инвентаря).

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах (ОС) организации установлены ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01). Порядок организации бухгалтерского учета ОС в соответствии с ПБУ 6/01 определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).
Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве ОС, если одновременно выполняются условия, обозначенные в п. 4 ПБУ 6/01.
Согласно п. 5 ПБУ 6/01 к ОС относятся в том числе здания, оборудование, вычислительная техника, хозяйственный инвентарь и принадлежности.
При этом активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе МПЗ. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (последний абзац п. 5 ПБУ 6/01).
Отметим, что для целей бухгалтерского учета не применяется понятие "неделимая вещь"*(1). В нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет, фигурирует термин "инвентарный объект".
Единицей бухгалтерского учета ОС является инвентарный объект, которым признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01).
Очевидно, что в рассматриваемой ситуации находящееся в приобретенном здании (помещении) имущество (инвентарь, объекты ОС) технологически не связано с ним и может выполнять свои функции самостоятельно (в том числе и в другом помещении). Кроме того, сроки полезного использования офиса и находящегося в нем имущества, полагаем, будут значительно отличаться.
В этой связи мы придерживаемся позиции, что в рассматриваемой ситуации здание (помещение) офиса и находящиеся в нем ОС Компания вправе учитывать как отдельные инвентарные объекты. Приобретенный вместе с недвижимостью инвентарь, не относящийся к ОС, также можно принять к учету обособленно.
ОС, приобретенные, в частности, по договору купли-продажи, принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой в общем случае признается сумма фактических затрат организации на приобретение (п.п. 7, 8 ПБУ 6/01).
Как следует из вопроса, в договоре купли-продажи указана общая стоимость имущества (недвижимости и тех вещей, что находятся внутри).
Нормами бухгалтерского законодательства не установлен порядок определения стоимости отдельных товаров, в случае, когда в договоре купли-продажи указана только их общая стоимость.
Полагаем, что, если по той или иной причине согласовать разбивку стоимости имущества по отдельным товарам в дополнительном соглашении к договору затруднительно, Компании необходимо разработать собственный экономически обоснованный способ расчета стоимости каждого приобретенного объекта ОС (предмета инвентаря).
Например, может быть применен следующий способ:
- провести независимую оценку стоимости каждого из приобретенных объектов (предметов инвентаря);
- суммировать оценочную стоимость;
- найти долю стоимости каждого объекта (предмета) в общей оценочной стоимости;
- распределить договорную стоимость пропорционально указанным долям.
Компания вправе разработать иной обоснованный способ распределения стоимости приобретения по объектам ОС (малоценному имуществу). Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России (письмо от 28.06.2013 N 03-05-05-01/24812).
Обоснованный расчет стоимости приобретенных активов целесообразно оформить в виде бухгалтерской справки.

К сведению:
Срок полезного использования ОС в целях бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно как по новым объектам, так и по бывшим в употреблении (п.п. 4, 20 ПБУ 6/01, п. 59 Методических указаний).
Определение срока полезного использования производится исходя из:
- ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.
При этом организация вправе самостоятельно определить срок полезного использования, не опираясь ни на какие нормы, а только руководствуясь п. 20 ПБУ 6/01 (письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77)*(2). Вариант порядка определения срока полезного использования при принятии ОС к учету, как правило, закрепляется в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.

Налог на прибыль

В целях налогообложения прибыли имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб., находящееся у налогоплательщика на праве собственности, используемое им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации, признается амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). При этом под ОС понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Налоговое законодательство не содержит понятия "инвентарный объект". Вместе с тем Минфин России в письме от 17.11.2006 N 03-03-04/1/772 указал, что на основании ст. 11 НК РФ для целей налогообложения могут быть использованы понятия, установленные нормативными актами в области бухгалтерского учета.
Соответственно, при принятии объекта ОС к налоговому учету можно ориентироваться на определение инвентарного объекта, приведенное в п. 6 ПБУ 6/01.
В этой связи мы видим предпосылки для того, чтобы в рассматриваемой ситуации здание офиса, и имущество, находящееся в нем, принять к налоговому учету как отдельные объекты учета.
Для определения стоимости отдельных составляющих приобретенного имущества в целях принятия его к налоговому учету, на наш взгляд, допустимо использовать данные расчета, произведенного для целей бухгалтерского учета (о котором было сказано выше). Подобная точка зрения представлена в письме Минфина России от 02.02.2012 N 03-03-06/1/52.
В результате здание (помещение), а также находящиеся в нем ОС, стоимость которых по данным расчета составляет более 100 000 руб., будут признаны амортизируемым имуществом. Объекты стоимостью менее 100 000 руб. в состав амортизируемого имущества не включаются. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в порядке, предусмотренном пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

К сведению:
Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Смотрите также Энциклопедию решений. Определение срока полезного использования амортизируемого имущества при налогообложении прибыли.
Существует также мнение, что в ситуации, схожей с рассматриваемой, можно говорить о том, что приобретается один (главный) объект с принадлежностями. Исходя из этого организация может включить всю сумму, уплаченную продавцу, в первоначальную стоимость главного объекта, а принадлежности, находящиеся при нем, учитывать за балансом в натуральном измерении*(3). Если исходить из принципа рационального ведения бухгалтерского учета (п. 6 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"), полагаем, что данная позиция заслуживает внимания.
Обращаем внимание, что в ответе на вопрос выражено мнение экспертов, что не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности;
- Энциклопедия решений. Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (в целях налогообложения прибыли).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Ответ прошел контроль качества

28 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите ст.ст. 133, 133.1 ГК РФ.
*(2) Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), предназначенную для определения сроков полезного использования в налоговом учете, организация не обязана (но может) использовать для целей бухгалтерского учета.
*(3) Подробнее смотрите в следующем материале: Вопрос: Организация (УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы") приобрела морское судно со всем содержимым на борту, в том числе и топливно-смазочные материалы (далее - ТСМ). Стоимость находящегося на борту имущества нигде в документах не выделена, хотя в акте приема-передачи судна (далее - акт) имущество перечислено в количественном выражении. Судно планируется использовать в коммерческой деятельности организации в качестве основного средства. Каким образом определить в бухгалтерском учете стоимость имущества, находящегося на борту судна, перечисленного в акте? Или это имущество следует оприходовать без цены? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2018 г.)