Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Была оплачена государственная пошлина, связанная с регистрацией построенного объекта недвижимости. Объект недвижимости введен в эксплуатацию 06.04.2019, а госпошлина оплачена 23.04.2019. Каков бухгалтерский и налоговый учет в данной ситуации?

Была оплачена государственная пошлина, связанная с регистрацией построенного объекта недвижимости. Объект недвижимости введен в эксплуатацию 06.04.2019, а госпошлина оплачена 23.04.2019.
Каков бухгалтерский и налоговый учет в данной ситуации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если объект недвижимости введен в эксплуатацию раньше, чем поданы документы на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и, соответственно, уплачена госпошлина, то затраты на госпошлину при исчислении налога на прибыль учитываются как прочие расходы.
В бухгалтерском учете, если объект ОС предназначен для использования в деятельности, связанной с изготовлением и (или) продажей продукции, товаров, работ, услуг, затраты на госпошлину учитываться в составе расходов по обычным видам деятельности. При использовании ОС для других целей такие затраты учитываются в составе прочих расходов.

Обоснование позиции:
В соответствии с пунктом 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) объекты недвижимости включаются в состав объектов основных средств при одновременном выполнении следующих условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Если указанные условия выполняются, объект недвижимости принимается на учет по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01).
Таким образом, для учета объекта в составе ОС достаточно того, что объект предназначен для целей использования в качестве объекта ОС. То есть момент начала учета объекта в составе ОС для целей бухгалтерского учета не связывается с моментом ввода его в эксплуатацию. Это следует из письма Минфина России от 18.04.2007 N 03-05-06-01/33 (также смотрите письма Минфина России от 08.05.2013 N 03-05-05-01/16089, от 08.06.2012 N 03-05-05-01/31, от 20.01.2010 N 03-05-05-01/01, от 22.06.2010 N 03-03-06/1/425, ФНС России от 02.11.2006 N ШТ-6-21/1062@).
Также напомним, что с 2011 года объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств (п. 52 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания)).
То есть теперь организация не должна дожидаться момента подачи документов на госрегистрацию права собственности на объект недвижимости, а может включать его в состав ОС при условии, что:
- сформирована первоначальная стоимость объекта;
- оформлены первичные документы по приему-передаче объекта;
- объект фактически эксплуатируется (независимо от того, временно или постоянно).
Сказанное означает, что стоимость объекта недвижимости должна быть отражена в составе основных средств (по дебету счета 01) сразу после окончания формирования ее первоначальной стоимости, независимо от момента государственной регистрации прав на данное имущество.
В соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 первоначальная стоимость основного средства формируется из фактических затрат, связанных с его приобретением, сооружением и изготовлением (смотрите также п. 5.1.1 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного Письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160). В общем случае к таким затратам может относиться, в частности, государственная пошлина (абз. 7 п. 8 ПБУ 6/01).
Однако в рассматриваемом случае госпошлина была уплачена Вашей организацией уже после ввода в эксплуатацию объекта.
В соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
В анализируемой ситуации реконструкции, модернизации и прочего не происходит.
В связи с вышеизложенным затраты в виде госпошлины за государственную регистрацию права собственности на недвижимость, по нашему мнению, не должны рассматриваться как фактические расходы непосредственно связанные с формированием первоначальной стоимости объекта.
Полагаем, что при выполнении условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99, расходы на госпошлину признаются единовременно на момент подачи заявления на государственную регистрацию.
В соответствии с п.п. 4, 5, 11 ПБУ 10/99 расход в виде уплаченной госпошлины может учитываться в составе расходов по обычным видам деятельности на счетах 20, 23, 25, 26, 44 и др. (в случае, если объект ОС предназначен для использования в деятельности, связанной с изготовлением и (или) продажей продукции, товаров, работ, услуг) или в составе прочих расходов на счете 91 (при использовании ОС для других целей).

Налоговый учет

Основные условия для признания расходов в целях налогообложения прибыли установлены в п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно обоснованность и документальное подтверждение затрат. Кроме того, расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Государственная пошлина отнесена налоговым законодательством к федеральным налогам и сборам (п. 10 ст. 13 НК РФ).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 ГК РФ суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, относятся в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Таким образом, госпошлина за регистрацию прав собственности учитывается в целях налогообложения прибыли по самостоятельному основанию в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией.
Кроме того, согласно пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ налогоплательщик может единовременно включить в состав прочих расходов платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами.
То есть существуют, как минимум, два основания, предусмотренные нормами главы 25 НК РФ, для признания расходов по уплаченной госпошлине за регистрацию прав на недвижимое имущество в составе прочих расходов единовременно.
Чиновники финансового ведомства в некоторых своих разъяснениях также указывают на то, что государственная пошлина как федеральный сбор, учитываемый в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, в первоначальную стоимость ОС в налоговом учете не включается (письма Минфина России от 07.11.2007 N 03-03-06/4/145, от 30.06.2005 N 03-03-04/2/14, от 16.02.2006 N 03-03-04/1/116, от 16.02.2006 N 03-03-04/1/116)*(1).
Полагаем, что независимо от основания включения в состав прочих расходов платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество расход признается как и в бухгалтерском учете на дату начисления госпошлины - на дату принятия заявления на государственную регистрацию прав (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Вынуждены признать, что существует и иная точка зрения, высказанная тем же Минфином России. Так, в письме Минфина России от 08.06.2012 N 03-03-06/1/295 сказано, что "государственная пошлина за регистрацию прав на недвижимую вещь включается в первоначальную стоимость соответствующей недвижимой вещи". Аналогичная точка зрения содержится также в письме Минфина России от 27.03.2009 N 03-03-06/1/195.
Таким образом, налогоплательщику придется самому принимать решение, каким образом учесть суммы госпошлины, уплаченной в связи с регистрацией права на объекты недвижимости. Для того чтобы себя обезопасить, советуем указать выбранный вариант в учетной политике для целей налогообложения. Кстати, это позволяет сделать п. 4 ст. 252 НК РФ.
Напомним также, что все неясности закона толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Возвращаясь к нашей ситуации, отметим, что на основании п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость ОС изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
Таким образом, первоначальная стоимость ОС не подлежит изменению в связи с проведением регистрации прав на недвижимое имущество и осуществлением расходов на нее.
Так как в данном случае, в связи с тем, что объект недвижимости введен в эксплуатацию раньше, чем поданы документы на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и, соответственно, уплачена госпошлина, то расходы на госпошлину не должны рассматриваться как фактические расходы, связанные с формированием ее первоначальной стоимости в налоговом учете. Такие расходы должны, полагаем, учитываться как прочие расходы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Ответ прошел контроль качества

8 мая 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Аналогичный подход можно встретить у судей, которые в ряде своих решений отмечали, что затраты на регистрацию основного средства не увеличивают его первоначальную стоимость, а учитываются в составе прочих расходов (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 25.11.2008 N Ф09-8694/08-С3, от 30.01.2008 N Ф09-57/08-С3).