Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Перед составлением годовой отчетности организация обязана провести инвентаризацию товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ). Организация часть ТМЦ передала на ответственное хранение другой организации. Может ли инвентаризационная комиссия состоять лишь из сотрудников организации, которой переданы ТМЦ на ответственное хранение?

Перед составлением годовой отчетности организация обязана провести инвентаризацию товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ). Организация часть ТМЦ передала на ответственное хранение другой организации.
Может ли инвентаризационная комиссия состоять лишь из сотрудников организации, которой переданы ТМЦ на ответственное хранение?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На усмотрение руководителя в состав инвентаризационной комиссии могут входить только представители сторонней организации и не включаться работники самой организации. При этом руководитель организации будет нести ответственность за действия (либо бездействие) комиссии.
Инвентаризационные описи (ведомости) подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица.

Обоснование позиции:
Прежде всего хотим обратить внимание, что согласно ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) активы и обязательства подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами (смотрите также п. 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н)). Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены п. 27 Положения N 34н, в частности, проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (смотрите также п. 1.5 Методических указаний).
При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 1.4 Методических указаний). То есть посредством проведения инвентаризации в организации осуществляется контроль над сохранностью имущества.
Порядок проведения инвентаризации подробно изложен в Методических указаниях. Согласно п. 1.3 Методических указаний инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.
То есть в рассматриваемом случае проводить инвентаризацию переданных (полученных) на ответственное хранение ТМЦ должен как поклажедатель, так и хранитель. При этом напомним, хранитель обязан обеспечить сохранность вещи поклажедателя (ст.ст. 886, ст. 889, 891, 892 ГК РФ).
На имущество, находящееся на ответственном хранении, составляются отдельные описи (в том числе сличительные ведомости) (п.п. 2.11, 3.21, 4.1 Методических указаний). В частности, инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение, предложена в Приложении 10 к Методическим указаниям.
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов (п.п. 3.20, 3.23 Методических указаний).
Заметим, в соответствии с п. 2.10 Методических указаний описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Исходя из п.п. 2.2, 2.3 Методических указаний, для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, персональный состав которой утверждает руководитель организации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Таким образом, положения Методических указаний не запрещают включать в состав инвентаризационной комиссии представителей сторонних организаций и не содержат специальной оговорки о том, что члены инвентаризационной комиссии должны состоять с организацией в трудовых отношениях (быть работниками организации). На наш взгляд, состав комиссии определяется организацией самостоятельно путем включения в нее лиц, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для достижения основных целей инвентаризации.
С учетом того, что состав инвентаризационной комиссии утверждает руководитель организации, по нашему мнению, на усмотрение руководителя в ее состав могут не входить работники организации, а включаться только представители другой организации, действующие на основании выданной доверенности. При этом руководитель организации будет нести ответственность за действия (либо бездействие) комиссии.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Инвентаризация для целей бухгалтерского учета;
- Энциклопедия решений. Порядок проведения инвентаризации: пошаговый алгоритм.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Ответ прошел контроль качества

1 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.