Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Предприятие закупает материально-производственные запасы (далее также - МПЗ) для производства. Зачастую товаросопроводительные документы на материалы поступают на предприятие позже самих материалов (иногда в следующем отчетном периоде). В настоящее время учет материалов ведется по фактической себестоимости, без применения счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Предприятие хочет закрепить в учетной политике следующую норму: "Неотфактурованные поставки отражать корреспонденцией Дебет 10-1 (2 и т.д.) Кредит 15 (по учетным, плановым ценам). При получении документов на поставку ТМЦ от поставщиков отражать поступление корреспонденцией Дебет 15 Кредит 60, 76 по договорным ценам. Отклонения между фактической и учетной ценой отражать в соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина РФ 28.12.2001 N 119н". Правомерно ли закрепить в учетной политике предприятия для целей бухгалтерского учета указанную норму?

Предприятие закупает материально-производственные запасы (далее также - МПЗ) для производства. Зачастую товаросопроводительные документы на материалы поступают на предприятие позже самих материалов (иногда в следующем отчетном периоде). В настоящее время учет материалов ведется по фактической себестоимости, без применения счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей".
Предприятие хочет закрепить в учетной политике следующую норму: "Неотфактурованные поставки отражать корреспонденцией Дебет 10-1 (2 и т.д.) Кредит 15 (по учетным, плановым ценам). При получении документов на поставку ТМЦ от поставщиков отражать поступление корреспонденцией Дебет 15 Кредит 60, 76 по договорным ценам. Отклонения между фактической и учетной ценой отражать в соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина РФ 28.12.2001 N 119н".
Правомерно ли закрепить в учетной политике предприятия для целей бухгалтерского учета указанную норму?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Предложенная схема учета неотфактурованных поставок вступает в противоречие с установленным для данного случая актом, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета, поэтому ее не следует утверждать в учетной политике предприятия. Вместе с тем схема учета неотфактурованных поставок с применением счетов 15 и 16 будет возможна, если предприятие изменит подход к учету материалов в целом (а не только неотфактурованных поставок), то есть перейдет на схему учета, предполагающую наряду с использованием счета 10 счетов 15 и 16.

Обоснование позиции:
В рассматриваемой ситуации установление в учетной политике предприятия схемы бухгалтерского учета неотфактурованных поставок материалов оправданно в случае, если федеральными стандартами допускается несколько способов ведения бухгалтерского учета в таких случаях, либо если соответствующего способа ими не установлено (ч.ч. 3, 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
Федеральные стандарты по учету МПЗ для коммерческих организаций пока не утверждены, поэтому, принимая во внимание ч.ч. 1, 1.1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ, учет материалов в настоящий момент следует вести в соответствии с:
- ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01);
- Методическими указаниями по бухгалтерскому учету МПЗ, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания);
- Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению.
Пунктом 39 Методических указаний установлено, что неотфактурованные поставки (то есть материальные запасы, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком - п. 36 того же нормативного акта), приходуются по счетам учета материальных запасов (в зависимости от назначения принимаемых материальных запасов) по принятым в организации учетным ценам (если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов, то указанные материальные запасы приходуются по рыночным ценам), в данном случае - по дебету счета 10 "Материалы". Делать это следует в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", который предназначен, в частности, для обобщения информации о расчетах с поставщиками по неотфактурованным поставкам, что установлено инструкцией к данному счету (п.п. 40-41 Методических указаний).
Таким образом, считаем, что установление предприятием в учетной политике способа учета неотфактурованных поставок, предполагающего оприходование поступивших без расчетных документов материалов посредством проводки Дебет 10 Кредит 15, не будет согласовываться с предусмотренной для данного случая схемой учета. Поэтому установление приведенного Вами порядка проводок в учетной политике предприятия нецелесообразно.
Вместе в тем заметим, что схема учета неотфактурованных поставок с применением счетов 15 и 16 будет возможна, если предприятие изменит подход к учету материалов в целом, то есть перейдет на схему учета, предполагающую наряду с использованием счета 10 счетов 15 и 16 (более подробно с данной схемой Вы можете ознакомиться в Энциклопедии решений. Учет материалов с использованием счета 15 (по учетным ценам)).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет поступления материалов;
- Энциклопедия решений. Учет товаров по неотфактурованным поставкам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

22 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.