Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Организация - микропредприятие, находящееся на общей системе налогообложения, используя услуги переработчика, производит химическую продукцию. Своих складов у предприятия нет, поэтому материалы и готовую продукцию приходится хранить на складах по договору хранения. Некоторые материалы приходят в негодность и не подлежат дальнейшему использованию. Какими документами можно списать материалы? Каков порядок начисления и уплаты НДС? Каким образом следует проводить утилизацию отходов?

Организация - микропредприятие, находящееся на общей системе налогообложения, используя услуги переработчика, производит химическую продукцию. Своих складов у предприятия нет, поэтому материалы и готовую продукцию приходится хранить на складах по договору хранения. Некоторые материалы приходят в негодность и не подлежат дальнейшему использованию. Какими документами можно списать материалы? Каков порядок начисления и уплаты НДС? Каким образом следует проводить утилизацию отходов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации организации необходимо провести инвентаризацию и списание материалов. Порядок проведения и документального оформления данных мероприятий изложен ниже.
По нашему мнению, у Вашей организации отсутствует обязанность по восстановлению ранее предъявленных к вычету сумм НДС по материалам, списанным в связи с их порчей.
Утилизацию списанных материалов можно провести как собственными силами, так и привлечь специализированную организацию. Порядок документального оформления утилизации имущества приведен ниже.

Обоснование вывода:

Документальное оформление

Правила списания материально-производственных запасов установлены Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания).
Так, согласно п. 22 Методических указаний при обнаружении фактов порчи имущества в обязательном порядке проводится инвентаризация.
Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Указания по инвентаризации).
В соответствии с п. 2.2 и п. 2.3 Указаний по инвентаризации для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, представители службы внутреннего аудита организации, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).
Далее, согласно п. 5.1 Указаний по инвентаризации выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, в том числе порча сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации.
Согласно п.п. 124-126 Методических указаний списание материалов со счетов учета запасов может осуществляться в следующих случаях:
а) пришедшие в негодность по истечении сроков хранения;
б) морально устаревшие;
в) при выявлении недостач, хищений или порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий.
В соответствии с п. 125 Методических указаний подготовка необходимой информации для принятия руководством организации решения о списании материалов осуществляется Комиссией с участием материально ответственных лиц.
Комиссия проводит непосредственный осмотр материалов и устанавливает причину непригодности к использованию материалов (нарушение условий сроков хранения, вследствие пожара, стихийных бедствий и т.д.); выявление лиц, по вине которых материалы оказались непригодны к использованию, а также определяет возможность использования материалов на другие цели или их продажу. На основании заключения комиссии составляется акт на списание материалов, который представляется на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу.
Комиссия совместно с экономическими службами (специалистами) организации проводит оценку рыночной стоимости материалов при понижении их физических свойств (других случаев оценки, например, моральный износ материалов, изменение рыночной цены) и определение стоимости отходов (утиля, лома и т.п.).
В случае, если материалы непригодны для дальнейшего использования, комиссия осуществляет контроль за утилизацией этих материалов.
Необходимыми реквизитами на основании п. 126 Методических указаний в акте на списание материалов являются:
- наименование списываемых материалов и их отличительные признаки;
- количество;
- фактическая себестоимость;
- установленный срок хранения;
- дата (месяц, год) поступления материалов;
- причина списания;
- информация о взыскании материального ущерба с виновных лиц.
Акт на списание утверждается руководителем организации или лицом, им уполномоченным.
Подытоживая все вышесказанное, отметим, что списание материалов должно подтверждаться следующими документами:
- документы по учету результатов инвентаризации (могут быть приняты за основу формы, предусмотренные постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 и от 27.03.2000 N 26, такие как приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22); инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3); сличительная ведомость (форма N ИНВ-19); ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26));
- письменные объяснения работника, виновного в порче материалов (при отсутствии виновного лица - объяснения материально ответственного лица). Так как в рассматриваемом случае материалы находились на хранении на складах другой компании, требуется объяснение организации-хранителя;
- приказ о назначении комиссии;
- заключение о причинах порчи материалов; для проведения заключения могут быть привлечены соответствующие службы организации или специализированные сторонние организации (п. 31 Методических указаний);
- заключение комиссии;
- приказ руководителя на списание материалов;
- акт о списании материалов (п. 126 Методических указаний), например, по форме ТОРГ-16, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
В случае выявления лиц, виновных в порче запасов:
- распоряжение руководителя организации о взыскании (об отказе от взыскания) ущерба с виновного лица;
- решение суда о взыскании (невзыскании) с работника задолженности.
В случае, когда конкретные виновники порчи материальных ценностей не установлены:
- постановление о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (п. 31 Методических указаний N 119н).
Списание материалов в результате порчи отражается в карточке учета материалов, которая может быть разработана на основе формы N М-17, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.

НДС

Пунктом 3 ст. 170 НК РФ установлен перечень ситуаций, при наступлении которых суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, подлежат восстановлению. Списание товарно-материальных ценностей в связи с их порчей к данному перечню не относится. Таким образом, по нашему мнению, у Вашей организации отсутствует обязанность по восстановлению ранее предъявленных к вычету сумм НДС по материалам, списанным в связи с их порчей.
Более подробно по данному вопросу Вы можете ознакомиться, просмотрев следующие материалы, размещенные в системе ГАРАНТ:
- Вопрос: Необходимо ли организации восстанавливать НДС, принятый ранее к вычету, по материальным ценностям, списываемым по причине их непригодности для использования в результате их порчи, морального устаревания или недостачи? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.)
- Вопрос: Надо ли восстанавливать НДС при списании недостачи, порчи упаковочных материалов? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2018 г.)

Утилизация

В российском законодательстве почти для каждой отрасли предусмотрен определенный норматив, регламентирующий порядок утилизации объектов. Согласно ст. 3 Федерального закона N 7 от 10.01.2007 "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.
Таким образом, просто уничтожить испорченные материалы или выбросить их на свалку нельзя. Данные действия могут негативно отразиться на окружающей среде, вследствие чего на организацию могут быть наложены штрафы.
Если после списания по установленным нормативам материалы подлежат утилизации, издается приказ на утилизацию.
Создается комиссия (п. 125 Методических указаний), которая осуществляет контроль за утилизацией этих материалов. Составляется акт утилизации.
Законодательством не предусмотрено отдельного норматива, регламентирующего порядок составления акта утилизации объектов. За основу можно взять акт утилизации отходов, рекомендованный в письме Росприроднадзора от 15.12.2016 N АС-10-01-36/25460 "О направлении поручения".
По нашему мнению, в акте обязательно должна быть указана информация о наименованиях и количестве уничтоженных материалов, дате уничтожения (смотрите письмо Минфина России от 24.12.2014 N 03-03-06/1/66948). В заключении акта комиссия подтверждает, что данные материалы уничтожены надлежащим образом и в полном объеме. Акт утверждается руководителем организации.
Кроме того, комиссии следует убедиться, что утилизация материалов соответствует отраслевым нормативам, и уничтожение списанных материалов не нанесло вред окружающей среде и здоровью людей.
Списанные материалы можно передать на утилизацию специализированной организации.
При этом составляется договор об утилизации с приложением к договору акта о передаче объектов на утилизацию. Кроме того, по нашему мнению, для подтверждения утилизации материалов нелишне получить от контрагента документ (акт, накладную и т.д.) подтверждающий фактически данную хозяйственную операцию.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет выбытия материалов в результате хищения, порчи, недостачи;
- Энциклопедия решений. Восстановление вычетов по НДС в случаях утраты, порчи, недостачи имущества.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

27 июля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.