Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Организация реализует напольные покрытия физическим и юридическим лицам. Имеется несколько обособленных подразделений. В процессе реализации товаров организация принимает от покупателей заказы на ряд услуг (в частности, по укладке проданных товаров, их доставку). Организация в целом за прошлый 2016 год получила выручку более 40 млн. руб. При этом по отдельным торговым объектам (обособленным подразделениям) выручка составляла как более, так и менее 5 млн. руб. Нужно ли в подобной ситуации размещать терминалы для приема карты "Мир" во всех торговых точках обособленных подразделениях с 1 октября 2017 года?

Организация реализует напольные покрытия физическим и юридическим лицам. Имеется несколько обособленных подразделений. В процессе реализации товаров организация принимает от покупателей заказы на ряд услуг (в частности, по укладке проданных товаров, их доставку). Организация в целом за прошлый 2016 год получила выручку более 40 млн. руб. При этом по отдельным торговым объектам (обособленным подразделениям) выручка составляла как более, так и менее 5 млн. руб. Нужно ли в подобной ситуации размещать терминалы для приема карты "Мир" во всех торговых точках обособленных подразделениях с 1 октября 2017 года?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация обязана с 1 октября 2017 года установить оборудование, принимающее карту "Мир", в тех торговых объектах, в которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 2016 год составила 5 млн. руб. и выше. В торговых объектах, в которых выручка за 2016 год составила менее 5 млн. руб., размещать терминалы для приема карты "Мир" нет необходимости.

Обоснование позиции:
Федеральным законом от 01.05.2017 N 88-ФЗ были внесены изменения в п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), вступающие в силу с 1 октября 2017 года.
Новая редакция п. 1 ст. 16.1 Закона N 2300-1 предусматривает следующее: "Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей...
Продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год".
Поскольку новая редакция Закона N 2300-1 еще не вступила в силу, нам не удалось обнаружить официальных разъяснений контролирующих органов по ее применению. Понятно, что судебная практика тем более отсутствует. Поэтому здесь мы излагаем наше экспертное мнение, основанное на буквальном толковании законодательства.
Как известно, в настоящее время установить терминалы для приема карт "Мир" обязаны организации, у которых выручка от реализации за 2016 год превысила 120 млн. руб. С 01.10.2017 указанный лимит выручки снижается до 40 млн. руб.
В то же время абзац четвертый п. 1 ст. 16.1 Закона N 2300-1 (в новой редакции) предусматривает освобождение от этой обязанности для торговых объектов, выручка от реализации товаров в которых составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год. По нашему мнению, речь здесь идет о выручке по каждому обособленному торговому объекту.
Следовательно, Организация должна установить оборудование, принимающее карты "Мир", в тех торговых объектах, в которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 2016 год составила 5 млн. руб. и выше. В торговых объектах, в которых выручка за 2016 год составила менее 5 млн. руб., размещать терминалы для приема карты "Мир" нет необходимости.
Напоминаем, что в соответствии с частью 4 ст. 14.8 КоАП РФ неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

14 сентября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.