Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Организация занимается лицензированной деятельностью по закупке, переработке и продаже металлолома, имеет свои площадки. Но бывает, что организация забирает лом у населения в деревнях или лом привозят сразу для организации к воротам меткомбината, соответственно, расчет с ломосдатчиками осуществляется вне площадки. Места закупки металлолома не входят в перечень труднодоступных мест и мест, удаленных от сетей. Ранее в ИМНС возможно было оформить контрольно-кассовую технику для выездного сбора металлолома. Как теперь оформить такую онлайн-кассу?

Организация занимается лицензированной деятельностью по закупке, переработке и продаже металлолома, имеет свои площадки. Но бывает, что организация забирает лом у населения в деревнях или лом привозят сразу для организации к воротам меткомбината, соответственно, расчет с ломосдатчиками осуществляется вне площадки. Места закупки металлолома не входят в перечень труднодоступных мест и мест, удаленных от сетей. Ранее в ИМНС возможно было оформить контрольно-кассовую технику для выездного сбора металлолома.
Как теперь оформить такую онлайн-кассу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В сложившейся ситуации при регистрации контрольно-кассовой техники (онлайн-кассы) следует указать место применения ККТ, например, для разъездной деятельности.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" физические лица могут осуществлять в порядке, установленном законодательством РФ, отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов, утвержденному органами государственной власти субъектов РФ.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.
Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения утверждены постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370 (далее - Правила N 370).
Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения утверждены постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 369 (далее - Правила N 369).
Согласно п. 15 Правил N 369 оплата принятых лома и отходов черных металлов осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Аналогичные положения установлены п. 17 Правил N 370.
При осуществлении расчетов на территории РФ в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо руководствоваться Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее - Закон N 54-ФЗ). Напомним, что Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ (далее - Закон N 290-ФЗ) в Закон N 54-ФЗ были внесены изменения. Изменения вступили в силу с 15.07.2016, за исключением положений, для которых ст. 7 Закона N 290-ФЗ предусмотрен специальный порядок введения в действие.
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
Под расчетами в целях применения Закона N 54-ФЗ понимается прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
Особенности применения ККТ определены в ст. 2 Закона N 54-ФЗ. При этом в соответствии с абзацем десятым п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут производить расчеты без применения ККТ при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней.
Отметим, что аналогичная норма также была предусмотрена Законом N 54-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 290-ФЗ.
Таким образом, расчеты при приеме от населения металлолома должны в обязательном порядке производиться с применением ККТ (смотрите, например, письма Минфина России от 29.10.2010 N 03-01-15/229, от 14.04.2010 N 03-01-15/2-65, от 14.11.2007 N 03-01-15/15-409, ФНС России от 17.05.2005 N 22-3-11/868, от 01.11.2004 N 33-0-14/684@, УФНС России по г. Москве от 18.06.2012 N 17-15/052888, от 11.04.2008 N 22-12/035515, от 12.09.2007 N 22-12/86707, от 06.04.2007 N 22-12/31351).
Судебная практика также подтверждает необходимость применения организациями ККТ при приеме металлолома от населения (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 08.02.2005 N 12126/04, определение КС РФ от 09.06.2005 N 222-О, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2015 N 12АП-948/15, ФАС Северо-Кавказского округа от 23.05.2013 N Ф08-2350/13).
Порядок регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета ККТ установлен ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ*(1).
Специальных правил для ККТ, применяемых в рамках выездного сбора металлолома (выездной торговли, выездного оказания услуг), новыми правилами не предусмотрено.
Согласно п. 1 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ подается организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет контрольно-кассовой техники.
Исходя из п. 2 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ в заявлении о регистрации ККТ должен быть указан в том числе адрес (при расчете в сети Интернет - адрес (адреса) сайта пользователя) и место установки (применения) ККТ.
ККТ после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети Интернет (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).
Обязательные реквизиты, которые должен содержать кассовый чек, перечислены в п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ. К ним относятся дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети Интернет - адрес сайта пользователя).
Закон N 54-ФЗ использует формулировки "место установки (применения) ККТ" и "место осуществления расчета". С одной стороны, место применения ККТ и место осуществления расчета являются однородными по смыслу терминами.
С другой стороны, в контексте Закона N 54-ФЗ они упоминаются в разных нормах, а прямых требований о том, что во всех случаях места установки (применения) ККТ и места осуществления расчетов должны совпадать, в указанном законе нет.
Кроме того, ФНС России 09.08.2016 подготовлен проект приказа "Об утверждении форм заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники _".
Согласно п. 19 проекта Порядка заполнения заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники (далее - проект Порядка) в поле 060 Раздела 1 "Сведения о контрольно-кассовой технике, заявленной на регистрацию (перерегистрацию) в налоговом органе" заявления в случае применения ККТ для развозной или разносной торговли, при осуществлении деятельности такси либо иного вида деятельности указывается наименование и модель транспортного средства и его государственный регистрационный номер.
В соответствии с п. 29 проекта Порядка в поле 140 Раздела 2 "Сведения об использовании контрольно-кассовой техники, заявленной на регистрацию (перерегистрацию) в налоговом органе" заявления проставляется соответствующая цифра:
"1" - в случае, если контрольно-кассовая техника используется для развозной и (или) разносной торговли,
"2" - в случае, если контрольно-кассовая техника не используется для развозной и (или) разносной торговли.
Следовательно, действующие положения Закона N 54-ФЗ предусматривают возможность использования ККТ вне места нахождения организации (обособленного подразделения), в том числе при осуществлении закупки металлолома у населения.
В этом случае, на наш взгляд, при регистрации ККТ следует указать место применения ККТ, например, для разъездной деятельности.
Заметим, что и ранее, до вступления в силу поправок, внесенных в Закон N 54-ФЗ Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ, в соответствии с письмом УФНС РФ по г. Москве от 02.03.2011 N 17-26/019349@ "Об установке контрольно-кассовой техники" если организация (индивидуальный предприниматель) осуществляет торговую деятельность разъездного характера (на принципах развозной и разносной торговли), где реализация товаров происходит вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому, на улице, а также с использованием специально оборудованных для торговли транспортных средств, она обязана в общеустановленном порядке при осуществлении наличных денежных расчетов применять ККТ. В этом случае налоговый орган в карточке регистрации ККТ в строке "Установлена по адресу" указывает юридический адрес организации (место жительства индивидуального предпринимателя), вид выездной деятельности - торговля (оказание услуг), вид объекта торговли (оказание услуг).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Проверки применения ККТ;
- Энциклопедия решений. Предмет проверки применения ККТ и проверяемый период.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

8 июня 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) ККТ, которые организации и индивидуальные предприниматели вправе были применять до 1 февраля 2017 года, до 1 июля 2017 года перерегистрируются и снимаются с регистрационного учета в прежнем порядке.
Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" с 1 июля 2017 года утрачивает силу.