Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Негосударственная образовательная организация (частная дошкольная образовательная организация, индивидуальный предприниматель, частная общеобразовательная организация) является получателем субсидии местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), выделяемой из регионального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" на реализацию получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам. Субсидии из местного бюджета выделяются частным дошкольным образовательным организациям, индивидуальным предпринимателям, частным общеобразовательным организациям (далее обобщенно именуются ЧОО) на основании постановлений органов власти краевого и муниципального уровней путем заключения соглашений с каждым ЧОО. В каждое соглашение включено условие о необходимости предоставления ЧОО расчетной (расчетно-платежной) ведомости (далее также - РВ) для обоснования размера расходов на заработную плату. Фактический размер произведенных ЧОО расходов имеет значение при определении фактической суммы субсидии. В соответствии с Порядком предоставления субсидии этим организациям, утвержденным постановлением администрации муниципального образования, одним из предоставляемых документов образовательной организацией для перечисления субсидии, подтверждающих фактически произведенные расходы, является расчётная (расчетно-платежная) ведомость. Закреплена ли законодательно обязанность ведения РВ частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями, частными общеобразовательными организациями?

Негосударственная образовательная организация (частная дошкольная образовательная организация, индивидуальный предприниматель, частная общеобразовательная организация) является получателем субсидии местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), выделяемой из регионального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" на реализацию получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам. Субсидии из местного бюджета выделяются частным дошкольным образовательным организациям, индивидуальным предпринимателям, частным общеобразовательным организациям (далее обобщенно именуются ЧОО) на основании постановлений органов власти краевого и муниципального уровней путем заключения соглашений с каждым ЧОО. В каждое соглашение включено условие о необходимости предоставления ЧОО расчетной (расчетно-платежной) ведомости (далее также - РВ) для обоснования размера расходов на заработную плату. Фактический размер произведенных ЧОО расходов имеет значение при определении фактической суммы субсидии.
В соответствии с Порядком предоставления субсидии этим организациям, утвержденным постановлением администрации муниципального образования, одним из предоставляемых документов образовательной организацией для перечисления субсидии, подтверждающих фактически произведенные расходы, является расчётная (расчетно-платежная) ведомость.
Закреплена ли законодательно обязанность ведения РВ частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями, частными общеобразовательными организациями?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае ЧОО обязана в своем бухгалтерском учете вести расчетные (или расчетно-платежные) ведомости.

Обоснование вывода:
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (часть 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ). Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (часть 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, смотрите также письмо Минфина России от 10.03.2016 N 07-01-09/13460). Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в часть 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России. При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
Таким образом, в целях учета труда и его оплаты ЧОО необходимо самостоятельно утвердить формы первичных учетных документов для документального отображения соответствующих требованиям трудового законодательства фактов хозяйственной деятельности (письмо Минтруда России от 14.05.2013 N 14-1/3030785-2617). При этом никаким нормативным документом не запрещено использование форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (далее - Постановление N 1), например формы N Т-49 "Расчетно-платежная ведомость" или формы N Т-51 "Расчетная ведомость".
Затраты на оплату труда работников признаются расходами организации по обычным видам деятельности в период начисления заработной платы (п.п. 5, 8, 16, 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Документальным подтверждением расходов на оплату труда являются:
- трудовой договор;
- штатное расписание (за основу может быть взята унифицированная форма N Т-3, утвержденная Постановлением N 1);
- табели учета рабочего времени (за основу могут быть взяты унифицированные формы N Т-12 и N Т-13, утвержденные Постановлением N 1);
- ведомости начисления и выплаты заработной платы: расчетно-платежная ведомость (за основу может быть взята форма N Т-49), расчетная ведомость (за основу может быть взята форма N Т-51) и платежная ведомость (за основу может быть взята Форма N Т-53), утвержденные Постановлением N 1.
В информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 разъяснено, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ).
Это значит, что если использование унифицированной формы предусмотрено, например, Центральным банком РФ (кассовые документы), Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта и постановлением Правительства РФ (транспортная накладная) и т.п., то их использование по-прежнему обязательно.
Первичными документами, подтверждающими выплату заработной платы из кассы наличными денежными средствами, являются (п. 6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У, далее - Указание N 3210-У):
- расходный кассовый ордер (форма КО-2);
- расчетно-платежные, платежные ведомости (за основу могут быть взять формы Т-49, Т-53, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).
Приходим к выводу, что в ЧОО должны быть утверждены формы документов по учету затрат на оплату труда работников или утверждено применение унифицированных форм из Постановления N 1.
В рассматриваемой ситуации в соглашениях о предоставлении субсидии, добровольно подписанных каждой ЧОО, присутствует условие о необходимости предоставления РВ в орган местного самоуправления. По нашему мнению, это означает, что ЧОО добровольно взяла на себя обязательство утвердить в составе применяемых форм первичных учетных документов либо расчетную, либо расчетно-платежную ведомость.
Возможность возложения в договоре (соглашении) о предоставлении субсидии на организацию (или предпринимателя) обязанности предоставлять в администрацию муниципального органа расчетных ведомостей и других документов подтверждается и судебной практикой (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 N 17АП-14540/14 по делу N А50-9141/2014).
В связи с этим считаем, что в рассматриваемом случае ЧОО обязана в своем бухгалтерском учете вести расчетные (или расчетно-платежные) ведомости.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расходов на оплату труда;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет выплаты заработной платы из кассы;
- Энциклопедия решений. Учет заработной платы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

17 марта 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.