«Переходные» расходы: куда их отнести?

Мария Кузьмина,эксперт по финансовому законодательству

Если компания применяет УСН с объектом «доходы минус расходы», то расходы учитываются не раньше даты их фактической оплаты. Но если они были оплачены авансом или речь идет о приобретении товаров, нужно учитывать определенные нюансы.

Мария Кузьмина,
эксперт по финансовому
законодательству
Экспертиза статьи:
Елена Мельникова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
аудитор






* Дополнительно смотрите
информационный блок
«Актуальная бухгалтерия»
в системе ГАРАНТ













Зарплату и новогоднюю премию сотрудникам, которые начислены в декабре 2011 года, но выплачены уже в новом году, необходимо включить в расходы на дату фактического перечисления денег, то есть в 2012 году
















Из документа:
Налоговый кодекс Российской Федерации Статья 346.17
<...> 2. Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
<...> При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
1) материальные расходы (в том числе расходы по приобретению сырья и материалов), а также расходы на оплату труда — в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц <...>.

Компании, применяющие «упрощенку» с объектом «доходы минус расходы», при расчете налога за 2011 год должны правильно отразить «переходные» расходы. То есть те, которые начислены в одном периоде, а оплачены в другом. Иначе итоговая сумма налога будет рассчитана неверно.

По общему правилу расходы на «упрощенке» признаются только после их фактической оплаты1.

Но, как показывает практика, даже если и режим, и объект налого¬обложения у компании остаются прежними, вопросы относительно учета расходов все равно возникают. Например, в каком периоде отражать декабрьские расходы, документы по которым оформлены в январе?

Новогодние выплаты

Расходы на оплату труда учитываются на дату погашения задолжен¬ности перед работниками, то есть когда компания фактически перечисляет им деньги*. Что касается задолженности перед бюджетом по налогам и страховым взносам, то ее необходимо включить в расходы в размере фактически уплаченных сумм также в периоде погашения2.

Пример:
Компания на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы».
В декабре 2011 г. расходы на оплату труда и обязательное страхование начислены в сумме 174 200 руб., в т. ч.:
  • заработная плата за декабрь — 100 000 руб.;
  • годовая премия — 30 000 руб.;
  • страховые взносы — 44 200 руб.
Зарплата была выплачена работникам в конце декабря, а премия и страховые взносы за декабрь были перечислены 12.01.2012.
Следовательно, фирма должна распределить расходы так:
  • в расходы за 2011 г. включить 100 000 руб.;
  • в расходы в январе 2012 г. включить сумму:
30 000 + 44 200 = 74 200 руб.

Аналогичные правила действуют и в отношении расходов на оплату услуг. Например, арендных или коммунальных платежей. Поэтому если компания получила документы по услугам за декабрь, которые составлены в январе 2012 года и тогда же оплачены, эти расходы относятся к 2012 году.

Но как быть, если ту же «коммуналку» компания оплатила еще в прошлом году авансом? В Налоговом кодексе3 четко указано, что расходы этой группы (т. е. материальные расходы, расходы на оплату труда, услуг третьих лиц и погашение банковских процентов) учитываются в момент погашения задолженности. А поскольку на момент перечисления аванса сама задолженность фактически отсутствует, то в данном случае расходы можно учесть только на дату ее возникновения.

Пример:
Компания на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы».
     В январе 2012 г. она по почте получила акт на оплату коммунальных услуг за декабрь на сумму 6000 руб. Акт датирован 30.12.2011.
     Вариант 1
     Эти услуги были оплачены авансом в 2011 г. В этом случае они отражаются на дату зачета аванса в счет погашения задолженности, т. е. 30.12.2011.
     Вариант 2
     Услуги оплачены в январе 2012 г. В этом случае расходы учитываются на дату перечисления денег, т. е. в январе 2012 г.

Товары для перепродажи

Что касается учета расходов на приобретение товаров, то здесь особая ситуация. Кроме самого факта их оплаты необходимо выполнить еще одно условие. Затраты на приобретение товаров можно включить в состав расходов не раньше чем они будут реализованы. Но при этом все сопутствующие расходы (связанные с приобретением, хранением и транспортировкой этих товаров) можно полностью списать сразу же после оплаты этих услуг4.

Пример:
Компания на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы».
     В декабре 2011 г. она приобрела и полностью оплатила товары на сумму 560 000 руб., а также расходы на их доставку — 45 000 руб.
     При этом часть этих товаров на сумму 120 000 руб. компания реализовала только в январе 2012 г.
     Следовательно, расходы должны быть распределены так:
  • затраты на услуги (45 000 руб.) включаются в расходы за 2011 г.;
  • стоимость реализованного товара (120 000 руб.) включается в расходы в январе 2012 г.
     Оставшуюся часть товаров (440 000 руб.) можно будет включить в расходы только по мере их реализации (т. е. на дату перехода права собственности к покупателю).

Сноски:
1    п. 2 ст. 346.17 НК РФ
2    подп. 1, 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ; письма ФНС России от 12.05.2010 № ШС-17-3/210, Минфина России от 09.09.2011 № 03-11-06/2/126, от 22.08.2011 № 03-11-11/215
3    подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ; п. 4 письма Минфина России от 29.10.2009 № 03-11-06/3/257
4    подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ; письмо Минфина России от 08.09.2011 № 03-11-06/2/124