Компания и партнеры Cотрудничество Сотрудничество с органами государственной власти Интернет-мероприятия Круглые столы Реформа законодательства в сфере государственного и муниципального заказа. Проблемы и перспективные направления

Реформа законодательства в сфере государственного и муниципального заказа. Проблемы и перспективные направления

Интернет-круглый стол

6 июня 2008 года в компании "Гарант" состоялся интернет-круглый стол с участием статс-секретаря — заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрея Юрьевича Цариковского, начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Александра Андреевича Пудова, заместителя руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Романа Владимировича Сучкова, директора Института подготовки кадров для системы государственных и муниципальных закупок Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Андрея Александровича Храмкина.

Тема интернет-круглого стола: "Реформа законодательства в сфере государственного и муниципального заказа. Проблемы и перспективные направления".

Интернет-круглый стол организован компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-круглого стола — Царь Сергей Петрович (компания "Гарант").

Ведущий: Добрый день, дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория, а также наши коллеги в регионах, которые смотрят онлайн-трансляцию нашего круглого стола. Мы начинаем работу нашего интернет-круглого стола. Разрешите представить наших сегодняшних гостей: Цариковского Андрея Юрьевича, статс-секретаря — заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы; Пудова Александра Андреевича, начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы; Сучкова Романа Владимировича —заместителя руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике; и Храмкина Андрея Александровича —директора Института подготовки кадров для системы государственных и муниципальных закупок Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Тема сегодняшнего интернет-круглого стола: "Реформа законодательства в сфере государственного и муниципального заказа. Проблемы и перспективные направления".

Сфера государственных закупок является частью общей системы экономики, и можно с большей вероятностью сказать: в какой степени развит рынок, в такой же развита и сфера государственных закупок. Однако, несмотря на принятые нормативные акты, все же отсутствует четкий механизм формирования, финансирования и удовлетворения государственных нужд. Рынок государственных и муниципальных закупок не получил достаточных очертаний. Это свидетельствует о том, что проблема государственных закупок была и остается одной из острейших для нашей экономики.

Осуществление закупок для государственных нужд —одно из направлений экономической деятельности органов государственной власти, способствующее обеспечению нормального функционирования этих органов и государства в целом путем приобретения у субъектов предпринимательской деятельности товаров, работ и услуг. Данная деятельность основывается на законодательстве и осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации и ее субъектов.

24 июля 2007 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Сфера применения федерального закона о госзакупках распространяется на все закупки и поставки продукции, осуществляемые на территории Российской Федерации за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В ходе интернет-круглого стола планируется обсудить, какие изменения в законодательной базе госзаказа произошли в связи с принятием Федерального закона N 218-ФЗ, как на данный момент выстроена система госзакупок товаров и услуг для государственных нужд в стране, какова его специфика, с какими проблемами при его применении пришлось столкнуться основным заказчикам — государственным учреждениям и распределителям бюджетных средств. На эти и другие актуальные вопросы аудитории в ходе интернет-круглого стола ответят статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы А.Ю. Цариковский, начальник отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы А.А. Пудов, заместитель руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Р.В. Сучков, директор Института подготовки кадров для системы государственных и муниципальных закупок Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации А.А. Храмкин.

Прежде чем перейти к вопросам, я передам слово каждому из участников интернет-круглого стола, и первое слово предоставляется Цариковскому Андрею Юрьевичу, статс-секретарю — заместителю руководителя Федеральной антимонопольной службы.

Цариковский А.Ю.: Добрый день! Мы очень рады, что проводятся подобного рода семинары, притом организованные такой уважаемой правовой компанией, как "Гарант", потому что мы как главный контрольный орган, главный уполномоченный орган по контролю над госзакупками, все время сталкиваемся с различными вопросами, запросами. По-моему, одним из самых главных содержаний работы наших управлений являются ответы на запросы. И когда мы можем дать ответы на эти вопросы сразу большой аудитории, работать нам становится сразу легче. Спасибо большое от наших сотрудников. Вы облегчили им жизнь на какой-то период времени. Дело в том, что вопросов, возникающих с госзакупками, очень много. Количество жалоб растет непрерывно, если за 2006 год было рассмотрено где-то 2500 жалоб, то за 2007-й — уже 10 000 жалоб, а за первое полугодие 2008-го — уже около 4500 обращений, то есть фактически за год, наверное, будет рассмотрено примерно 18—20 тысяч жалоб. Это, конечно, очень много. Мы даже специально увеличили численность подразделений, отвечающих за госзакупки, во всех субъектах Федерации. И с 1 июля у нас интересное изменение — Федеральная антимонопольная служба теперь будет присутствовать во всех субъектах Федерации без исключения. Это было сделано в первую очередь из-за того, чтобы жалобы по госзакупкам могли рассматриваться быстро и оперативно во всех субъектах Федерации. Это огромный объем работы, и такие семинары очень помогают повышению правовой грамотности, учат людей правильно составлять документы, чтобы правильно оформить жалобу. Как вы знаете, жалобы могут быть как обоснованными, так и необоснованными, необоснованных тоже много. Люди иногда жалуются на то, что не является нарушением закона. Если бы они знали об этом с самого начала, было бы легче и им, и нам. Я надеюсь, что нам сегодня удастся полтора часа плодотворно поработать, и сразу же я представлю Пудова Александра Андреевича, начальника отдела рассмотрения жалоб, человека к которому попадает весь этот огромный вал вопросов, запросов и жалоб. Спасибо.

Ведущий: Я передаю слово начальнику отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Пудову Александру Андреевичу.

Пудов А.А.: Добрый день всем, кто нас сейчас слушает и видит! Как уже сказал Андрей Юрьевич, такие круглые столы очень помогают нам не только в своей работе, но и в первую очередь они помогают заказчикам, участникам размещения заказов правильно понимать Федеральный закон N 94 от 21.07.2005 (в редакции от 08.11.2007) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее 94-ФЗ). Основная проблема, с которой мы сталкиваемся в ходе реализации наших контрольных функций, связана с тем, что заказчики зачастую трактуют закон так, как им удобно. Именно из-за этого возникают все проблемы, и именно поэтому Федеральная антимонопольная служба основной из главных своих задач видит то, чтобы участвовать в таких круглых столах, участвовать в семинарах совместно с Минэкономики, чтобы доносить общую позицию Федеральной антимонопольной службы и Минэкономики до заказчиков и участников размещения заказов. Участие в проведении таких семинаров, круглых столов, конечно же, поможет привести размещение заказов для государственных и муниципальных нужд именно в то правовое поле, которое мы установили и которое мы хотим видеть в будущем. Спасибо большое.

Ведущий: Слово предоставляется Сучкову Роману Владимировичу, заместителю руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике.

Сучков Р.В.: Добрый день, уважаемые коллеги! Департамент города Москвы по конкурентной политике является органом, уполномоченным на размещение заказа в Москве — уполномоченным органом по размещению заказа. Также он является уполномоченным на ведение реестра контракта государственного, то есть является городским методическим организационным центром этой работы. Департамент организует работу городской конкурсной комиссии, где в рамках того распределения, которое установлено распорядительными документами правительства Москвы, так называемые первые и вторые уровни размещения заказа, производится размещение заказа по товарам, работам, услугам на суммы свыше 10 млн рублей (стоимость лота) и по подрядным работам свыше 20 млн рублей. Таким образом, на городской конкурсной комиссии мы в течение года размещаем чуть более 70% общего объема городских закупок. Спасибо.

Ведущий: Спасибо большое. И я передаю слово Храмкину Андрею Александровичу, директору Института подготовки кадров для системы государственных и муниципальных закупок Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Храмкин А.А.: Уважаемые коллеги, добрый день! Очень приятно, что проводятся такие большие конференции. Тематика, которая обсуждается, действительно важная. Она волнует всех, причем в данном случае я имею в виду не только государственных, муниципальных заказчиков, но и поставщиков. Рынок государственных муниципальных закупок становится все более и более популярным, привлекает внимание не только хозяйствующих субъектов, но и общественности. Я представляю Институт госзакупок Российской академии госслужбы. Наша тематика — это обучение, в первую очередь научные исследования, методическая помощь в проведении госзакупок. Я надеюсь, что эта конференция даст вам ответы на многие вопросы и будет полезна. Спасибо большое.

Ведущий: Спасибо большое, коллеги. Поступило огромное количество вопросов, поэтому ответить на все за полтора часа мы не сможем. Предлагаю такой формат: я буду каждому из вас задавать разные вопросы, и если у других участников круглого стола возникнет другое мнение, то они включаются в обсуждение заданного вопроса. Первый вопрос я адресую Роману Владимировичу: До утверждения перечня одноименных товаров, работ и услуг, какой классификатор применяется? Конкретно по строительству.

Сучков Р.В.: В настоящее время номенклатура не утверждена. Проект номенклатуры размещен на официальном сайте Минэкономики, и с ним можно там ознакомиться.

Ведущий: Следующий вопрос адресую Андрею Александровичу: Контракт и муниципальный контракт заключается в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) и иными федеральными законами с учетом положений 94-ФЗ, расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда, по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Согласно части 1 статьи 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором. Возможно ли предусматривать в проекте государственного или муниципального контракта его расторжение заказчиком в одностороннем порядке с указанием исчерпывающего перечня случаев возможности такого расторжения?

Храмкин А.А.: В данном случае речь идет о коллизии законодательства, а именно 94-ФЗ и ГК РФ. Действительно, по ГК РФ стороны имеют право в одностороннем порядке в определенных и четко прописанных случаях расторгать договор. Когда мы говорим о государственных или муниципальных законах, здесь по общим правилам, общим нормам имеет приоритет положение специального закона, в данном случае специальным законом является 94-ФЗ, где расторжение в одностороннем порядке просто не предусмотрено. Поэтому включать в государственный контракт право заказчика в одностороннем порядке расторгнуть его будет неправильно.
Дело в том, что это общий вопрос, касающийся очень многих положений 94-ФЗ, когда задают вопрос: как же так, это противоречит ГК РФ? На самом деле, как уже сказали, это не является противоречием, это общая норма свода законов, что частный закон может устанавливать некое исключение из общего. Поэтому в данном случае надо руководствоваться именно специализированным законом, который предусматривает частный случай.
Если позволите, я приведу пример, когда действительно просто очевидно, что приоритет у 94-ФЗ, если помните определение победителя аукциона по ГК РФ и по 94-ФЗ. По ГК РФ у нас победителем аукциона является участник, предложивший наивысшею цену, по 94-ФЗ победителем аукциона является участник, предложивший наименьшею цену. Когда мы говорим о государственных и муниципальных закупках, у нас приоритет специального закона — 94-ФЗ. В данном случае точно такой же подход.

Ведущий: Следующий вопрос адресую Андрею Юрьевичу: Какие требования, помимо указанных в федеральном законе, могут предъявляться к поставщикам?

Цариковский А.Ю.: Если коротко, никаких. А более распространенно, это общая идеология 94-ФЗ: очень жесткие рамки, в которых работает заказчик, он не может потребовать от поставщика ничего, кроме установленного законом. Это его существенное ограничение, и это является в первую очередь достаточно мощной антикоррупционной нормой.

Ведущий: Следующий вопрос для Александра Андреевича (от сотрудников Управления Федеральной антимонопольной службой по Забайкальскому краю): Возможно ли в соответствии с частью 6 статьи 9 94-ФЗ увеличение объема услуг, но не более 10% при исполнении контракта, заключенного по результатам открытого конкурса?

Пудов А.А.: В силу положений 94-ФЗ такое увеличение возможно, но только в том случае, если в конкурсной документации предусмотрено право заказчика на увеличение такого объема, как уже было сказано, не более чем на 10%. Но также стоит отметить, что увеличение возможно только в том случае, если в ходе исполнения контракта на оказание данных услуг была выявлена потребность в дополнительных услугах, которые не были предусмотрены контрактом. Соответственно, и стоимость этих услуг, как я уже говорил, не может превышать 10%.

Ведущий: Спасибо большое, еще один вопрос от сотрудников Управления Федеральной антимонопольной службой по Забайкальскому краю: Может ли заказчик отменить результаты проведения, если им установлены нарушения порядка проведения конкурса или прекращено финансирование?

Пудов А.А.: В силу 94-ФЗ отменить результаты заказов, в том числе и конкурса, возможно только в судебном порядке, заказ считается размещенным с того дня, когда заключен государственный контракт. До заключения государственного контракта и с момента вскрытия конверта с заявками на участие в конкурсе заказчик такого решения принять не может. Но в данном случае он может обратиться в Федеральную антимонопольную службу либо в другие контролирующие органы с просьбой провести проверку, и уже контролирующие органы, проведя проверку, при выявлении нарушений могут выдать предписание об устранении таких нарушений, в том числе об аннулировании результатов размещения заказов.

Цариковский А.Ю.: Я уже некоторым коллегам, сидящим за этим столом, рассказывал эту историю. Дело в том, что даже мы, Федеральная антимонопольная служба, при подведении итогов конкурса обнаружили, что сделали ошибку в конкурсной документации. Вот как поступать в такой ситуации: конкурс прошел, уже пришли участники? Проводить по неправильным условиям конкурс — это уже нарушение закона. Нам пришлось возбудить у себя вопрос о внеплановой проверке, проверили конкурсную документацию, вынесли самим себе предписание. Естественно, изменили условия конкурса, дальше провели новое вскрытие, то есть полностью выполнили всю процедуру. Может быть, по отношению к себе это звучит несколько смешно, но это был единственный способ полностью выполнить закон, и мы поступили именно так.

Ведущий: Следующий вопрос Роману Владимировичу: Можно ли заключить договор до 100 тыс. рублей без проведения котировок или конкурса, а на остальную сумму провести запрос котировок или конкурса в течение одного квартала? Или, наоборот, проведен конкурс, а на остальную сумму заключен договор до 100 тыс. рублей без проведения котировки или конкурса в течение одного квартала или года?

Сучков Р.В.: В такой постановке вопроса можно, потому что противоречий действующему законодательству я не вижу.

Ведущий: Андрей Александрович: Каковы особенности распределения и оформления полномочий членов аукционной конкурсной комиссии, в том числе других участников размещения госзаказа?

Храмкин А.А.: В данном случае в законе прописаны все требования к комиссии, к членам комиссии, а все, что не прописано, не закреплено жестко законом, если в этом, действительно, есть необходимость, вы в своем учреждении, в своем ведомстве имеете право закрепить своим ведомственным актом, то есть положением о комиссии, какие-то дополнительные полномочия возложить на членов комиссии, какие-то дополнительные функции возложить на комиссию, помимо рассмотрения результатов конкурсов, аукционов, котировок, если это единая комиссия. Единственное, конечно, я бы все-таки рекомендовал при этом смотреть, чтобы не было нарушений других законов. Это в принципе теоретически возможно.

Ведущий: Вопрос Андрею Юрьевичу: В соответствии с федеральным законом о размещении заказов не допускается изменение существенных условий государственного контракта, а Управление Федеральной антимонопольной службы одного из субъектов Федерации считает нарушением любое изменение условий государственного контракта. Правомерна ли данная позиция и не противоречит ли она ГК РФ и иным федеральным законам, включая 94-ФЗ?

Цариковский А.Ю.: Что касается противоречия ГК РФ, мы уже затрагивали эту тему. На самом деле интересно, какое это управление. Если это несущественное условие, то оно может быть изменено, но список этих существенных условий в законе практически перекрывает 95% самого государственного контракта. Условно говоря, изменить можно только цвет упаковки с синего на красный, практически ничего другого изменить нельзя. В проекте госконтракта может быть указано, допустим, одно должностное лицо, заключающее договор. В окончательном контракте, который уже заключает заказчик, это должностное лицо может быть изменено, то есть это как раз та ситуация, про которую очень часто спрашивают. Условно говоря, если подписал один директор, то может подписать и другой директор. Это как раз то условие, которое может быть изменено, и это не может быть основанием для обжалования.

Ведущий: Следующий вопрос для Александра Андреевича: Учреждение имеет несколько филиалов в разных административных единицах Российской Федерации. Филиал — обособленное подразделение, не является юридическим лицом, имеет собственные лицевые счета, средства идентификации. Закупка ГСМ по кварталу филиала не превышает 100 тыс. рублей. В целом по учреждению сумма в квартал составляет 900 тыс. рублей. Должна ли быть проведена закупка ГСМ для филиала учреждения путем проведения торгов, а именно аукциона? Кто должен и может выступать заказчиком учреждения или филиала?

Пудов А.А.: Вопрос очень распространенный, мы часто с ним сталкиваемся и по ходу реализации наших контрольных функций разъясняем следующее: филиал не является отдельным юридическим лицом, поэтому для него не могут быть произведены отдельные закупки. Таким образом, либо головная организация должна сама проводить эти закупки, либо передавать полномочия по проведению этих закупок в филиал. Но, конечно же, не могут быть заключены контракты на 100 тыс. рублей для девяти филиалов по одной простой причине, что заказчиком в данном случае является головная организация, и, если она заключит девять одинаковых контрактов, это будет нарушением ФЗ-94. А кто должен выступать заказчиком — филиал или головная организация — должно быть определено самим заказчиком.

Ведущий: Следующий вопрос Александру Андреевичу: Комитет государственного заказа Тамбовской области просит разъяснить следующее: в соответствии с главой 8 ФЗ-94 обжаловать действия заказчика, полномочного органа специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии может только участник размещения заказа. Если при рассмотрении жалобы комиссии Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) было установлено, что заявитель жалобы не является участником размещения заказа, вправе ли комиссия рассмотреть жалобу, сославшись на пункт 3.25 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика уполномоченного органа специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, которому комиссия при рассмотрении жалобы осуществляет внеплановую проверку соблюдения законодательства при размещении заказов, являющихся предметом жалобы? Является ли рассмотрение жалобы ненадлежащего заявителя нарушением положения главы 8 данного закона?

Пудов А.А.: Вопрос в том, что подается жалоба от неучастника размещения заказа, но в силу ФЗ-94 участником размещения заказа является любое юридическое лицо или физическое лицо. Таким образом, круг участников размещения заказа не ограничивается только теми юридическими лицами или физическими лицами, которые подали заявки на участие в торгах либо в запросе котировок. Но для того, чтобы каким-то образом все-таки уйти от ситуации, когда жалобы могут подавать абсолютно любые участники размещения заказа и в конечном итоге торги либо запрос котировок могут быть сорваны, в законе сейчас установлена одна норма, которая говорит, что те действия, которые совершены до процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе либо до процедуры рассмотрения заявок на участие в аукционе, могут быть обжалованы абсолютно любым участником размещения заказа, а если обжалуемые действия совершены уже непосредственно после процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе либо процедуры рассмотрения заявок на участие в аукционе, такие действия могут быть обжалованы только теми участниками, которые заявки подавали. Таким образом, мы ФЗ-94 ограничили возможность недобросовестных участников размещения заказов срывать торги для государственных или муниципальных нужд. Также стоит обратить внимание и на то, что, если после процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе поступила жалоба в ФАС России, в которой говорится, что заказчиком в конкурсной документации допущены какие-либо нарушения, ФАС России должна такую жалобу принять к рассмотрению и вынести по ней решение, поскольку действия заказчика по составлению конкурсной документации совершены до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Ведущий: Следующий вопрос адресуется Андрею Александровичу Храмкину: В соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 12 закона "О размещении заказов" при рассмотрении заявок на участие в конкурсе, аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае наличия в документах недостоверных сведений об участнике размещения заказов или о товарах, работах и услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, а в соответствии с частью 1 статьи 27 части 1 статьи 36 закона "О размещении заказов" конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией или документацией аукциона, и соответствия участников размещения заказов требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 закона <О размещении заказов>. Из вышеуказанного следует, что при выяснении вопроса о достоверности сведений об участнике размещения заказа или товарах, представленных участником размещения заказа в заявке, конкурсная или аукционная комиссия ограничена конкурсной документацией или документацией об аукционе и заявками участников размещения заказа. Если участник размещения заказа представил в заявке документы и сведения о товарах, работах и услугах, которые отличаются от сведений об этих товарах, работах и услугах, размещенных в открытых источниках информации, таких как официальный сайт производителя товаров и работ, можно говорить о несоответствии товаров, работ, услуг, которые он представляет? Может ли информация, размещенная в открытых источниках информации, являться доказательством предоставления участникам размещения заказа недостоверных сведений о предлагаемых им товарах?

Храмкин А.А.: Нет. В данном случае, конечно, отклонить кандидатуру для участия в конкурсе на основании того, что на сайте написано одно, а в заявке другое, невозможно. Здесь всегда есть аргумент о том, что информация, которая дается на сайте, не всегда соответствует действительной информации о той же продукции относительно того, есть ли она в наличии или нет. Поэтому информация на сайте не может являться основанием для того, чтобы утверждать, что информация, предоставленная в заявке, недостоверна. Возможно, просто-напросто не успели поменять информацию на сайте, вместе с тем ситуация реально изменилась.
Вопрос о доказательстве достоверности информации достаточно сложный. Для того чтобы отклонить кандидатуру по этому основанию, требуется серьезное доказательство.

Ведущий: Следующий вопрос Андрею Юрьевичу: Может ли участником размещения заказа являться государственный заказчик? Ранее законом это запрещалось, в действующей редакции этого ограничения нет. На каком основании в этом случае можно отклонить кандидатуру участника размещения заказа?

Цариковский А.Ю.: Вполне может участвовать. Законных оснований отклонить такую кандидатуру нет. Но нужно обратить внимание на то, что, если ему, в свою очередь, требуется субподрядчик для выполнения данных работ, по данному заказу ему придется проводить именно конкурс по ФЗ-94 в отличие от другого участника размещения государственного заказа, который не является государственным заказчиком.

Храмкин А.А.: Я хотел бы проиллюстрировать это на примере нашей Академии госслужбы. Мы одновременно являемся и государственным заказчиком, потому что мы — бюджетное образовательное учреждение, и поставщиком образовательных услуг по проведению научно-исследовательских работ. И действительно, мы постоянно участвуем в конкурсах, котировках на образовательные услуги, а с другой стороны, как только деньги к нам поступают за эти самые работы, мы уже выступаем как государственный заказчик и обязаны расходовать эти деньги по правилам и процедурам ФЗ-94.

Ведущий: Следующий вопрос для Пудова Александра Андреевича: Вправе ли заказчик отказать участнику размещения заказов в приеме котировочной заявки по факсу?

Пудов А.А.: На самом деле у нас в законе закреплено, что котировочная заявка может быть подана в письменной форме. При этом в соответствии с нормами Гражданского кодекса письменная форма — это все-таки не факсимильный документ.
Но в ФЗ-94 содержится норма, что жалобу можно подать в письменной форме, в том числе в форме факсимильного документа. Это одна из коллизий закона, которая сейчас существует. В поправках к ФЗ-94, которые сейчас находятся в стадии разработки и будут внесены в Государственную Думу, мы, скорее всего, предусмотрим, что на запрос котировок можно будет подавать заявки по факсу, но это обусловлено лишь тем, что Российская Федерация — очень большая. Есть такие регионы, в которых населенные пункты расположены на очень большом расстоянии друг от друга, и просто-напросто успеть за те четыре коротких дня, которые даны на размещение информации проведения запроса котировок, невозможно. Таким образом, скорее всего, будет предусмотрено, что заявки на участие в запросе котировок можно будет подавать по факсу, но, наверное, будут установлены какие-то особенности. Например, что после подачи такой заявки участник должен все равно после размещения заказа такую заявку привезти в письменной форме, например при заключении государственного либо муниципального контракта.

Цариковский А.Ю.: Дело в том, что эти заявки на котировки по факсу для нас пока являются самым сложным моментом. Очень сложная доказательная база, была ли такая заявка или нет, когда ее послали, откуда послали. Потому что при письменной форме все понятно, электронную форму тоже можно проверить, а был ли факс, доказать очень сложно.

Храмкин А.А.: Это действительно коллизия, и, по отзывам наших коллег в различных регионах, по-разному рассматривается данный вопрос при проведении проверок и обжаловании в судах.
Дело в том, что у нас абсолютно четко прописана возможность приема заявок по факсу в законе: она четко, однозначно прописана в той части, которая регламентирует вопрос проведения запросов котировок для нужд ликвидации чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф. Но в связи с тем, что при проведении запроса котировок это однозначно не прописано, то это действительно может трактоваться и как запрет. И некоторыми контрольными органами это действительно трактуется именно так. Мы рекомендуем в запросе котировок, если вы допускаете прием заявки в виде факсов, четко это прописывать, но при этом однозначно необходимо требовать и параллельное предоставление заявки в письменной форме. Это обязательное условие.

Ведущий: И следующий вопрос для Романа Владимировича: Имеет ли заказчик право изменять спецификацию ГК РФ в случае отказа от некоторого товара или появления необходимости в другом товаре, допустим канцелярских товаров?

Сучков Р.В.: В той форме, в которой задан вопрос, не имеет, потому что это нарушение пункта 5 статьи 9 94-ФЗ.

Ведущий: Вопрос для Андрея Александровича Цариковского: Вправе ли заказчик прописать в своей документации проведение торгов о невозможности приема заявок в форме электронного документа в связи с отсутствием оборудования и программы для идентификации электронно-цифровой подписи? Не является ли это нарушением статей 22, 26 и 35 94-ФЗ?

Цариковский А.Ю.: С моей точки зрения, запретить то, что прописано в законе, в конкурсной, аукционной документации, неправомерный шаг. Другое дело, что, исходя из практики, далеко не у всех заказчиков, тем более муниципальных заказчиков, есть техническая возможность приема заявок в форме электронного документа с электронно-цифровой подписью. К сожалению, в данное время это остается обыденностью, с которой мы живем, но запретить такие действия, в общем, нельзя.

Ведущий: Следующий вопрос для Андрея Юрьевича Цариковского: В 94-ФЗ установлены ограничения по заключению договоров и проведению котировок на однородные товары в течение квартала, квартал имеется в виду отчетный, бухгалтерский или вообще календарный (январь, март и т. д.)?

Цариковский А.Ю.: По общему правилу, если договором не оговорено иное, применяется наиболее принятое в деловом обороте понятие. То есть если указаны дни, то для осуществления каких-то работ по финансовым процедурам учитываются рабочие дни, если не оговорено иное. Если в договоре речь идет о квартале, но нет какой-либо конкретизации, то имеется в виду обычный квартал. Это общая теория, которая требует применения ГК РФ либо применения обычаев делового оборота. Но здесь есть один нюанс. Это достаточно простой вопрос, но здесь есть одна тонкость, которая часто имеет место при размещении котировок. Если котировка объявлена, например, 28 марта или 5 апреля, то возникает вопрос: к какому кварталу относить котировку? В данном случае следует относить к числу процесса размещения заказа, то есть он начался 28 марта. Следовательно, в этом случае относим ее к первому кварталу, то есть к тому дню, когда она была заявлена и начался процесс размещения котировок.

Ведущий: Следующий вопрос для Александра Андреевича Пудова: 94-ФЗ предусмотрено отклонение заявок на участие в торгах, в случае если участник размещения заказа занесен в реестр недобросовестных поставщиков. В отношении размещения заказов путем запроса котировок такого права не предусмотрено. В праве ли заказчик отказать участнику в проведении запроса котировок в приеме или рассмотрении котировочной заявки, если он занесен в реестр недобросовестных поставщиков?

Пудов А.А.: В силу действующей редакции закона он не вправе этого делать, потому что такое право дано ему статьей 11, которое распространяется только на торги. На самом деле это касается не только запроса котировок, это касается и других требований к участнику размещения заказа, которые установлены статьей 11, в том числе о соответствии участника размещения заказа требованиям законодательства Российской Федерации. Например, о наличии у участника размещения заказа тех или иных лицензий. Это системная проблема, которая сейчас существует. В следующем блоке поправок, которые будут внесены в 94-ФЗ, данный вопрос будет решен. То есть положение статьи 11 будет распространяться в том числе и на проведение запроса котировок, то есть эти требования могут быть установлены и при проведении запроса котировок. В настоящее время отклонение котировочной заявки, в случае если участник размещения заказа находится в реестре недобросовестных поставщиков, не допускается.

Ведущий: Вопрос Роману Владимировичу Сучкову: Как правильно оформлять приложения к муниципальному заказу? Какие требования они должны содержать, например, если это касается продуктов питания, лекарственных препаратов и так далее? Если да, то где это можно посмотреть?

Сучков Р.В.: Проект контракта является частью конкурсной документации, он также публикуется и также предлагается заинтересованным лицам. В принципе весь состав документов, необходимых при размещении заказов, законом установлен. В частности, в Москве он имеет более широкую детализацию, утвержденную постановлением правительства Москвы N 1030 от 25.12.2005 г.

Ведущий: Вопрос для Андрея Александровича Храмкина: Поскольку 94-ФЗ запрещено указывать знаки обслуживания, фирменные наименования, полезные модели, патенты, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, обязан ли заказчик удостоверяться, является ли это или иное наименование товара товарным знаком?

Храмкин А.А.: Вопрос с товарными знаками действительно достаточно сложный. Я советовал бы здесь руководствоваться теорией. Исходя из практики, выяснение этих вопросов может потребовать достаточно больших временных и просто человеческих усилий. В данном случае следует руководствоваться здравым смыслом, насколько это возможно. Людям, у которых возникают такие вопросы регулярно, следует обратиться в территориальный орган антимонопольной службы либо в контрольный орган субъекта, который будет проводить вашу проверку при худшем развитии событий. И получить от них информацию, как они рассматривают эту ситуацию: должны ли заказчики в данном случае проводить такое исследование. В разных регионах эти вопросы рассматривают абсолютно по-разному, где-то очень жестко, где-то достаточно лояльно, поэтому целесообразнее проконсультироваться с вашими контролерами.

Ведущий: Вопрос для Андрея Юрьевича Цариковского, но я думаю, что каждый участник захочет прокомментировать этот вопрос: Какие основные проблемы размещения госзаказа сейчас имеют место в Российской Федерации?

Цариковский А.Ю.: Я выделил бы две основные проблемы. Доведение 94-ФЗ до полной его четкости и отсутствия двусмысленных толкований. Это очень серьезный и сложный закон, описывающий практически всю экономику, которая существует. Поэтому, естественно, сразу сделать его идеальным было нельзя, но мы и другие государственные органы стараемся его совершенствовать. И подобные мероприятия очень в этом помогают, поскольку помогают выявлять все узкие места в законе. А вторая проблема, о которой я часто говорю во многих выступлениях, — это повышение правовой культуры заказчика и их умения работать.

Храмкин А.А.: Проблем действительно много. Сейчас наметилась тенденция, что правовой нигилизм в части 94-ФЗ начал перебарываться. В большей степени на это влияют наши коллеги из антимонопольной службы. Много проблем, особенно на первом этапе применения закона, было связано с отсутствием достаточно четкого планирования деятельности заказчика на год. В части контрактов действительно много проблем. Например, законом не предусмотрено одностороннее расторжение контракта ни в каких случаях. Да, закон защищает права поставщиков, нацелен на открытость, прозрачность, и его в достаточно существенной степени можно рассматривать как антикоррупционный. Но, тем не менее, если, например, попался вдруг недобросовестный поставщик и нет возможности с ним разорвать контракт, то часто контракт проходит через суд. В результате имеет место ситуация, когда теряется достаточно много времени, а заказ не исполняется. Например, если закупается мазут для обогрева города или микрорайона, попался недобросовестный поставщик или у поставщика возникли какие-то проблемы, он не может выполнить контракт. От того, что через три-четыре месяца контракт будет разорван и аванс будет возмещен, можно будет разместить заказ заново. Однако зимой от этого теплее в домах не станет. Вопрос времени тоже бывает существенным фактором. Много проблем, к сожалению, возникло с аукционами. Процедура эта действительно эффективная и дает существенную экономию. К сожалению, эта процедура не защищена от недобросовестного демпинга. Еще одна проблема — вопрос сговора участников аукциона. К сожалению, на практике это встречается очень часто, и эта процедура действительно оказалась при всех ее достоинствах слабо защищена от сговора. Причем я могу сказать из наблюдений на аукционах, в которых я участвовал, к сожалению, тех десяти минут до начала процедуры достаточно. И публикация протокола участников аукциона заранее очень напоминает в этой части игру в поддавки, когда все информируются, кто участвует. Насколько это эффективно, целесообразно, надо рассматривать. Данный закон действительно сложный, но все изменения, которые вносились, а их было пять, действительно серьезно улучшали закон. Он становится лучше, удобнее, практичнее в использовании и эффективнее. Но, тем не менее, особенно с учетом Кодекса об административных правонарушениях, штрафов, которые возлагаются, сейчас складывается ситуация, что закупками де-факто могут нормально заниматься люди, которые делают это профессионально. Вопрос квалификации встает все более остро. Неквалифицированным людям проводить закупки объективно очень сложно.

Ведущий: Слово предоставляется Роману Владимировичу Сучкову.

Сучков Р.В.: Соглашусь с коллегами. Мне кажется, на сегодняшний день основные сложности уже все-таки пройдены. Но в своей практической деятельности подобные сложности мы наблюдали как раз на рубеже 2006 года, когда те процедуры, которые уже должны были пройти в 2006 году, формировались и публиковались уже по новому законодательству. К этому не готовы были и заказчик, и участники. То есть все новации закона были изложены на бумаге, но не имели практического применения в документах, в формах документов, в процедуре и в порядке проведения процедур. Мне кажется, закон является очень четким, особенно в процедурной части; не допускает никаких отступлений за тот период времени, который прошел, что позволяет научиться не только заказчикам, но и участникам работать в соответствии с ним. Хотя, конечно, в практической деятельности нам как практикам приходится решать очень много вопросов, но они не связаны с несовершенством законодательства. Они связаны с необходимостью доведения закона до еще более отточенных формулировок, еще более установленных законодательных положений. В практической деятельности мы сталкиваемся с тем, что решение, которое заложено об аукционной форме проведения, работает не всегда. Процедура проведения — публичная. К нам приходят на аукционы, смотрят, как они проводятся, видимо, учатся. Есть такое предположение, что, когда проводился конкурс и участник вынужден был подавать заявку в закрытом конверте, он, соответственно, делал ценовое предложение исходя из того, что он не мог предположить, кто придет бороться вместе с ним на процедуру. В аукционе несколько по-другому. Но я не исключаю, что по результатам какого-то достаточно длительного периода времени мы должны будем вернуться к оценке эффективности размера экономии, достигнутой по результатам торгов. Это первая позиция. Второе, что на самом деле существенно, — закон обязал заказчиков и нас как уполномоченный орган кардинально пересмотреть отношение к документации. То есть сегодня, когда все подрядные работы размещаются по аукционной форме, содержание аукционной документации должно быть высочайшего качества, исчерпывающее. И надо понимать, что это огромная работа. Скажем так, если производится закупка товара, описательная часть понятна, если закупка услуги, то техническое задание тоже является очевидным. При проведении подрядных работ уже к моменту объявления торгов в составе конкурса публикуется техническая часть, завершен полный цикл разработки проектно-сметной документации. Мы сегодня, опубликовывая извещение о проведении торгов в составе документации, публикуем и проект организации строительства, а также основные чертежи, которые связаны с этим объектом, заключение Мосгорэкспертизы, распоряжение об утверждении проекта сводно-сметного расчета. На городской конкурсной комиссии в повестке дня стандартно бывает от 30 до 50 вопросов и больше. В столь короткий промежуток времени необходимо принять единственно правильное решение. И вот все подводные камни, которые иногда бывают в конкурсной документации, связанны с объемом либо со сроком представления гарантий. Помощь в применении закона нам оказывают контрольные органы. Мы реагируем на все спорные, проблемные вопросы, жалобы, учитываем прецедентную практику, правоприменительную практику, меняем условия документации, при этом совершенствуя ее.

Цариковский А.Ю.: Как сказали уже мои коллеги, в законодательстве существует много проблем и пробелов. Но хотелось бы сказать несколько слов в защиту закона. Заказчики еще не до конца понимают, как проводить аукционы из-за его сложной формы. Многие заказчики проводят запросы котировок, и при этом проведение запросов котировок у них не вызывает абсолютно никаких проблем, никаких сомнений в фиктивности данной процедуры. На самом деле аукцион — это тот же самый запрос котировок, только является более публичной процедурой, более открытой и с большей суммой. И при этом заказчику дано право законом устанавливать требования к тем товарам, работам, услугам, которые он покупает на аукционе. И как заказчик подойдет к составлению тех требований, которые он устанавливает к тем товарам, работам и услугам, как он их полноценно пропишет, такой товар, работу и услугу он и получит в ходе проведения аукциона. Таким образом, это не проблема аукциона, это проблема заказчика, который неправильно составляет техническое задание. Хотелось бы привести пример. Буквально вчера мы рассматривали жалобу на поставку лекарственных средств: был проведен аукцион, начальная цена контракта составляла 65 млн рублей. В ходе проведения аукциона она была снижена до 8 млн рублей, то есть экономия составила 88%. Как сказал Андрей Александрович, у нас существует проблема с недобросовестным исполнением контрактов. В том числе был приведен пример по поставке топлива, необходимого, предположим, для обеспечения теплом жилых домов в зимний период. Проблема заключается в том, что у нас есть недобросовестные поставщики. Законом предусмотрены экономические способы борьбы с этими недобросовестными поставщиками, но также закон предусматривает и другой выход из этой ситуации. Если контракт не исполняется, например, в случае поставки топлива, необходимого для обогрева жилых домов, заказчик вправе обратиться в суд с иском о расторжении такого контракта в связи с его неисполнением. Судебная процедура очень длительная, в законе предусмотрено, что заказчик вправе попросить суд и об обеспечительных мерах по данному контракту, о том, что права по данному контракту приостанавливаются. Судебное решение об обеспечительных мерах должно быть принято в течение двух дней. В случае принятия судом обеспечительных мер заказчик вправе разместить заказ на поставку данного топлива путем проведения запроса котировок без ограничения суммы. То есть именно на тот срок, который необходим для принятия судом решения уже по заявлению о расторжении государственного контракта, именно на тот объем услуг, который необходим, для обогрева жилых домов до тех пор, пока не будет принято решение судом о расторжении либо не о расторжении контракта в судебном порядке. Так что Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ <О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд> привнес очень много проблем в эту практику, и все эти проблемы не могут быть решены ежечасно. То есть мы работаем над совершенствованием законодательства, и все эти проблемы в скором будущем, надеемся, будут решены. Ну и, конечно же, хотелось бы отметить, что действительно проблемы существуют и одна из самых главных проблем, которая сейчас существует, не в Федеральном законе N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года, а проблема смежных законодательств. Потому что данный закон шагнул очень далеко вперед по сравнению со всем остальным законодательством Российской Федерации. И, к нашему сожалению, осталось очень много норм, правил, устанавливающих размещение заказов на строительство, строительные правила, которые остаются еще далеко позади. И в первую очередь надо решать те проблемы, которые возникают не в 94-ФЗ, а в смежном законодательстве для того, чтобы привести это смежное законодательство в соответствие с теми правилами и нормами, которые установлены выше указанным федеральным законом.

Ведущий: Следующий вопрос Александру Андреевичу Пудову: Вправе ли заказчик сдвинуть срок выполнения работ второму участнику аукциона при расторжении государственного контракта с победителем аукциона по причине существенного нарушения условий контракта в случае, если в проекте государственного контракта был установлен конкретный срок выполнения работ?

Пудов А.А.: Заказчик не вправе сдвигать этот срок в связи с тем, что он может обратиться ко второму участнику, к тому участнику размещения заказа, которому присвоен второй порядковый номер. И, соответственно, второй участник размещения заказа, тот участник размещения заказа, которому присвоен второй порядковый номер, должен заключить контракт именно на тех условиях, которые предусмотрены документацией на торгах либо извещением проведения запроса котировок.

Ведущий: Следующий вопрос Роману Владимировичу Сучкову: Попадает ли под действие 94-ФЗ аренда помещения для образовательных учреждений? В федеральном законе не прописывается аренда, однако казначейство требует регистрации государственного контракта.

Сучков Р.В.: Мне кажется, в данном вопросе присутствует некий дуализм, потому что закупка и требование казначейства по регистрации документа — это разные вещи. На этот счет имеются разъяснения Минэкономразвития о том, что аренда помещений не является государственным заказом. Насколько мне известно, они опубликованы на сайте Минэкономразвития.

Ведущий: Следующий вопрос для Андрея Александровича Храмкина от сотрудников Свердловской областной клинической психиатрической больницы: Заказчик разместил запрос котировок цен на поставку медицинского оборудования на 500 тыс. рублей. В результате проведения запроса котировок произошла экономия 100 тыс. рублей. Вправе ли заказчик разместить еще одну котировку на 100 тыс. рублей?

Храмкин А.А.: Да, заказчик вправе разместить еще один заказ, то есть провести еще одну котировку на 100 тыс. рублей.

Ведущий: Вопрос для Андрея Юрьевича Цариковского: При запросе котировок не предусмотрен механизм внесения изменений или отмена запроса котировок. Как быть, если возникла необходимость внесения изменений или отмена запроса котировок?

Цариковский А.Ю.: Длительность запроса короткой котировки до 250 тыс. рублей составляет четыре дня, до 500 тыс. рублей — семь дней. Поэтому вносить изменения практически нереально, и возникает ситуация, когда необходимо отменить либо конкурс, либо котировку. Я думаю, что в следующем пакете изменений такая поправка будет внесена, хотя, конечно, одно ограничение будет: она может иметь место только в период продолжения конкурса, может быть внесена даже за сутки до его окончания, но только не после. Мы уже сталкивались с таким нарушением, как попытка отказа от проведения конкурса после вскрытия заявок.

Ведущий: Следующий вопрос для Александра Андреевича Пудова: Имеет ли право контрольный орган при рассмотрении дела по жалобе недопущенного участника требовать от заказчика объяснений, почему выставлены те или иные требования к товару и где именно данный товар будет эксплуатироваться?

Пудов А.А.: При рассмотрении любой жалобы всегда проводится внеплановая проверка размещения заказов. То есть сотрудники Федеральной антимонопольной службы, когда рассматривают жалобы, проверяют абсолютно все действия заказчика при размещении того или иного заказа на соответствие их требованиям 94-ФЗ. И в случае, если будут выявлены любые нарушения указанного федерального закона, мы сможем выдать предписание. Хотелось бы отметить, что любые нарушения, которые мы выявляем, даже те нарушения, которые не указаны в жалобе заявителя, могут являться основанием для выдачи предписания.

Ведущий: Вопрос для Сучкова Романа Владимировича: Каким образом и в каких случаях при размещении заказа возможно применение пункта 21 части 2 статьи 55 ФЗ-94? Например, возможно ли применение данного пункта при размещении заказа на ремонтно-реставрационные работы здания. Так закупку на проведение реставрационных работ проводили конкурс или аукцион, а заказ на ремонтные работы размещается у единственного подрядчика в порядке названного пункта?

Сучков Р.В.: Нет, это все-таки аукционная форма размещения.

Ведущий: Вопрос для Андрея Александровича: Когда будет введена равная ответственность заказчика, работников контрольного органа за необоснованный срыв размещения заказа хоть в твердой сумме, хоть в процентах от стоимости сорванного контракта? Будет ли пересмотрен закон в части требований к простым товарам, таким как хозяйственные товары, инвентарь, мыло и так далее? Как можно описать, скажем, мыло, переписать состав?

Храмкин А.А.: Действительно, четко не прописав требования к продукции, можно закупить, например, вместо детского мыла хозяйственное, которое будет просто существенно дешевле. Вопрос не такой простой, как кажется, но, тем не менее, обращаю ваше внимание на то, что все это возможно четко прописывать. Я рекомендовал бы как раз по простым товарам не полениться, посмотреть на официальном сайте Российской Федерации либо официальном сайте своего региона технические задания, конкурсы или аукционы, которые проводятся. Если это простые товары, то они, скорее всего, точно такую же продукцию закупали, посмотреть их техническую спецификацию. В принципе, наверное, логично было бы сделать базу данных технических спецификаций на те самые условно простые товары, которые часто закупаются. Что касается первой части вопроса, которая, на мой взгляд, несколько риторическая, будет ли введена ответственность контрольных органов за неправильное решение хоть в твердой сумме, хоть в процентах, я надеюсь, что этого не будет никогда, потому что это равносильно установлению ответственности и для судьи за вынесение неправильного приговора хоть в твердом сроке, хоть в процентах от вынесенного приговора. Вариант какой-то человеческой ошибки, обстоятельств будет всегда, иначе работа контрольных органов была бы парализована. Другое дело, что должны рассматривать все случаи на предмет того, как было вынесено это решение. И если это действительно злой умысел работников контрольного органа, здесь вступают в действие совершенно другие статьи Уголовного кодекса.

Ведущий: Вопрос Андрею Юрьевичу: Согласно ФЗ-94 муниципальные контракты должны заключаться в срок не менее чем через десять дней со дня определения победителя конкурса или аукциона. Чем это вызвано? Данная ситуация имеет в себе определенное неудобство в части потери времени для начала оказания услуг выполнения работ.

Цариковский А.Ю.: На самом деле этот лаг в сроки вынесен был специально, это вновь появившаяся норма в законе как раз между определением победителя и сроком заключения контракта. Потому что уже однажды заключенный контракт очень трудно дальше оспорить, совершить с ним какие-либо действия. В административном порядке через жалобу в Федеральную антимонопольную службу этого уже не сделать, только по суду, а к тому времени уже и работа бывает часто вся исполнена. Этот срок был введен как раз по настоянию практически всей общественности, занимающейся заказами, чтобы мы успели рассмотреть жалобу, вынести решение и приостановить сначала заключение контракта, а в случае, если были выявлены нарушения, отменить данный конкурс вообще.

Ведущий: Следующий вопрос для Александра Андреевича: Пунктом 4 статьи 38 ФЗ-94 предусмотрено право заказчика на установление обеспечения исполнения государственного контракта в виде безотзывной банковской гарантии страхования ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств. Способ обеспечения исполнения обязательств определяется победителем аукциона самостоятельно. В какие сроки после заключения государственного контракта заказчик имеет право возвратить денежные средства, внесенные победителем аукциона в качестве обеспечения контракта, или отозвать банковскую гарантию?

Пудов А.А.: В связи с тем, что банковская гарантия у нас безотзывная, залог денежных средств вносится также заказчику и страхование ответственности — это договоры, которые заключаются со сторонними организациями, то есть там как минимум две или три стороны договора. Значит, участник размещения заказов — победитель торгов не вправе забирать обеспечение исполнения обязательств по контракту до самого исполнения контракта. Единственное, сейчас существует небольшая проблема как раз и с банковской гарантией, и со страхованием ответственности по контракту. В правительстве сейчас идут очень бурные обсуждения по поводу того, чтобы установить правила предоставления банковской гарантии как раз в целях обеспечения государственного или муниципального контракта и правила по страхованию такой ответственности. Мы провели много встреч с представителями страховых организаций, представителями банков, чтобы выработать единую позицию и как-то закрепить ее в законодательстве.

Ведущий: Следующий вопрос Роману Владимировичу: При проведении электронного аукциона участник заказа указывает свою цену товаров путем размещения соответствующей информации на сайте. Победителем аукциона становится участник, предложивший наименьшую цену. При этом существует риск того, что вследствие технической ошибки, опечатки, участник предложит цену, не соответствующую реальному волеизъявлению, в результате чего заявленная им цена может оказаться в несколько раз ниже первоначальной, на практике от трех до десяти раз ниже первоначальной. Заключение контракта с такой ценой приведет к значительным убыткам. Отказ от заключения контракта может повлечь внесение в реестр недобросовестных поставщиков. Существует ли правовой выход из данной ситуации?

Сучков Р.В.: Вообще вопрос так называемых технических ошибок актуален не только для электронных торгов. В конкурсных заявках, например, также бывают ошибки. На самом деле мы считаем, что такого рода ошибки — это те риски, которые принимает на себя участник. Таким образом, заказчик сам решает, заключить или не заключить такой контракт, а решение направлять сведения о данном участнике торгов в реестр недобросовестных поставщиков также находится в его компетенции.

Ведущий: Следующий вопрос Андрею Александровичу: В случае подачи только одной заявки на участие в конкурсе допускается ли одновременно информация о признании конкурса недействительным отражение сведений о рассмотрении заявки на соответствие установленным требованиям, то есть допуски или протокол рассмотрения заявок должен составляться отдельно?

Храмкин А.А.: В том случае, когда поступила только одна заявка, конкурс признается не недействительным, а несостоявшимся. В стандартной ситуации если заявка полностью удовлетворяет требования конкурсной документации, то заказчик обязан заключить государственный контракт с таким участником. И такие ситуации встречаются нередко, особенно в отдаленных регионах, когда объективно объем заказа небольшой, а в городе только один подобный поставщик продукции или товаров, услуг. Тем не менее законом не предусмотрено право заказчика на заключение контракта без проведения установленных ФЗ-94 процедур. И в этом случае будет проведен конкурс с одним участником, с которым будет в рамках закона заключен государственный контракт. Это, конечно, неудобно, неэффективно, но это объективная реальность, и я не думаю, что для таких случаев целесообразно в законе предусматривать отдельные случаи. Потому что собрать информацию и доказать, что поставщик — единственный в данном регионе, это бывает не всегда удобно и не всегда возможно.

Ведущий: Следующий вопрос для Андрея Юрьевича: Будет ли законным недопущение к участию в запросе котировок в конкурсе или аукционе лиц, аффилированных между собой или с заказчиком?

Цариковский А.Ю.: Да, вопрос очень интересный и вызывающий некоторую коллизию между антимонопольным законодательством и законодательством о государственных закупках. Прямого запрета в ФЗ-94 на участие аффилированных лиц просто нет. То есть согласно ему они могут участвовать. С другой стороны, ФЗ-135 и его толкование часто усматривают здесь ограничение конкуренции, и в данном случае мы можем начать рассмотрения дела по ФЗ-135.

Ведущий: Наш круглый стол транслируется в регионы, и к нам в онлайн-режиме поступают вопросы. Позвольте перейти к их обсуждению. Вопрос для Александра Андреевича: Что происходит с обеспечением исполнения контракта в случае его неисполнения поставщиком? Какая статья регулирует удержание обеспечения контракта? И что грозит поставщику при неисполнении контракта? Вопрос из Санкт-Петербурга.

Пудов А.А.: Обеспечение просто-напросто не возвращается такому победителю, такому поставщику по государственным либо муниципальным контрактам, оно переводится в бюджет. А при неисполнении контракта в первую очередь поставщик потеряет те деньги, которые были внесены им в качестве обеспечения исполнения государственного либо муниципального контракта.

Ведущий: Следующий вопрос предлагается Роману Владимировичу Сучкову: С 1 июня 2008 года отменяется лицензирование строительства зданий и сооружений. Какие обязательные требования будут предъявляться к подрядным организациям при размещении заказа на строительство вместо лицензирования?

Сучков Р.В.: В любом случае эти требования определяются законодательством. Соответственно, к участникам будут предъявляться те требования, которые определены соответствующей отраслью законодательства, например градостроительной.

Ведущий: Вопрос Андрею Александровичу Храмкину: На аукцион подано две заявки, которые допущены к участию в аукционе. В день проведения аукциона явился только один участник. Какие сведения следует отразить в протоколе аукциона? И по какой цене будет заключен государственный контракт с единственным участником аукциона?

Храмкин А.А.: В данном случае контракт может быть заключен по его начальной цене. При этом заказчик имеет право, пообщавшись с этим единственным участником, договориться о какой-либо скидке. Протокол будет стандартным с указанием одного участника.

Ведущий: Вопрос для Андрея Юрьевича Цариковского: В настоящее время отсутствует законодательное определение понятия "функционирующий рынок ". Чем следует руководствоваться для определения наличия или отсутствия функционирующего рынка при выборе способа размещения заказов методом запроса котировок?

Цариковский А.Ю.: В случае, если в 94-ФЗ отсутствуют какие-либо положения, следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также обычаями делового оборота.

Ведущий: Следующий вопрос предназначен для Александра Андреевича Пудова: Конкурсные и котировочные заявки могут быть поданы участниками размещения заказов в письменной форме или в форме электронного документа. Каким образом оформляются и принимаются заявки, подаваемые в электронной форме?

Пудов А.А.: Заявки, которые поданы в электронной форме, должны быть подписаны электронно-цифровой подписью. Данное требование установлено законодательством. Заявки принимаются следующим образом: должен быть определен адрес электронной почты, на который они поступают. У заказчика должна быть возможность открывать такие заявки. При этом должны быть заключены договоры с удостоверяющими центрами на то, чтобы удостоверяющий центр подтвердил факт поступления заявки, подписанной именно тем лицом, которое имеет на это право.

Ведущий: Следующий вопрос для Романа Владимировича Сучкова: В 94-ФЗ предусмотрено, что при размещении заказов на поставки товаров нельзя указывать производителя или марку товара или при указании конкретного товара необходимо указывать ссылку, что допускается эквивалентный товар. Государственному заказчику часто необходим конкретный товар. Поставщики, предлагая аналогичный товар, совпадающий по характеристикам, за меньшую цену, не всегда могут обеспечить качество товара, который необходим. Нельзя ли внести изменения в указанный федеральный закон о том, что при проведении аукциона государственный заказчик имеет право на закупку конкретного товара с указанием модели и производителя?

Сучков Р.В.: Данный вопрос уже обсуждался. И законом установлена прямая норма, не терпящая двоякого толкования. Мы исходим из того, что в первую очередь заказчик закупает конкретный товар либо конкретную услугу. Если предложение, которое делает участник торгов, не может обеспечить необходимое качество товара, то, безусловно, такая заявка подлежит отклонению именно по той причине, что она не соответствует требованиям документации.

Ведущий: Вопрос Андрею Александровичу Храмкину: По результатам размещения заказа на повышение квалификации в 2007 году государственный контракт не был исполнен со стороны заказчика в связи с тем, что денежные средства за оказанные образовательные услуги были возвращены органом казначейства заказчику, так как у исполнителя сменились лицевые счета. О смене реквизитов заказчик уведомлен не был. Как произвести исполнение государственного контракта со стороны заказчика в 2008 году по обязательствам, возникшим у исполнителя в 2007 году?

Храмкин А.А.: В данном случае целесообразнее было бы закрыть контракт в конце 2007 года по соглашению сторон, расплатившись за услуги, а в 2008 году проводить новое размещение заказа на образовательные услуги. Хотелось бы обратить внимание на некоторые важные моменты, которые не обсуждались сегодня. Я рекомендовал бы, коллеги, обратить внимание на те поправки и изменения, которые вступили в силу с 1 июня 2008 года и оказывают существенное влияние на систему размещения государственных и муниципальных заказов. С 1 июня 2008 года вступила в силу часть 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая регламентирует вопросы авторского права, связанные со сложными закупками. Следует отметить, что указанные вопросы ранее освещались отдельными законами. Очень существенные изменения были внесены в Бюджетный кодекс Российской Федерации и вступили в силу 1 января 2008 года. Кроме того, вступивший в силу 1 января 2008 года Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" существенно меняет условия проведения закупок, процедур для субъектов малого предпринимательства.

Ведущий: В заключение хотелось бы дать слово Андрею Юрьевичу Цариковскому, статс-секретарю — заместителю руководителя Федеральной антимонопольной службы, для подведения итогов круглого стола и уточнения вопросов, не освещенных сегодня.

Цариковский А.Ю.: На мой взгляд, не оговорено было очень многое, по данной теме поступает достаточно вопросов. Необходимо отметить, что первые несколько лет ситуация была тяжелой, практически не было ни наших толкований, ни научно-методической литературы. В настоящее время это все стало появляться. Госзакупки становятся фактически новой специальностью в образовании, то есть скоро появится новая специальность. Это действительно серьезный вопрос, который надо учитывать. Хорошо, что мы сегодня провели обсуждение вопросов о госзакупках, так как данный закон развивающийся. Он будет развиваться, на мой взгляд, еще два-три года. И такие обсуждения дают очень много материала для развития. Полезность сегодняшнего мероприятия трудно переоценить. Хочу отметить, что вопросы становятся более квалифицированными, чем раньше. Во время круглого стола не было дискуссии, что, на мой взгляд, очень хорошо. Это означает, что между уже разными контрольными органами, между органами, проводящими госзакупки, между органами, отвечающими за обучение специалистов, уже нет различий в толковании закона. Это один из главных положительных итогов последнего времени и сегодняшней встречи. Мне очень хотелось бы поблагодарить компанию "Гарант", которая является организатором этой, на мой взгляд, важной для всех конференции, а также интернет-аудиторию, без которой сегодняшнего круглого стола не было бы вообще.

Ведущий: Большое Вам спасибо. Очень приятно, что Вы нашли время и пришли на наш интернет-круглый стол, донесли до нашей аудитории то, какие полномочия осуществляют органы государственной власти, представителями которых вы являетесь.

Читать ГАРАНТ.РУ в и