О ходе разработки и принятия технических регламентов в Российской Федерации

Интернет-круглый стол

17 декабря 2008 года в 13-00 в Центре Информационных технологий компании "Гарант" состоялся интернет-круглый стол с участием Саламатова Владимира Юрьевича - заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации, Сергея Васильевича Пугачева - заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Игоря Ивановича Куликова - начальника отдела технического регулирования Департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Николая Григорьевича Безъязычного - заместителя начальника отдела технического регулирования Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Виктории Владимировны Оселедько - заместителя директора Департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Вадима Вадимовича Грота - заместителя директора Департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Тема интернет-круглого стола: "О ходе разработки и принятия технических регламентов в Российской Федерации".

Интернет-круглый стол организован компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").
В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-круглого стола - Царь Сергей Петрович (компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наш интернет-круглый стол.

Разрешите представить наших сегодняшних гостей - Саламатова Владимира Юрьевича - заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации, Сергея Васильевича Пугачева - заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Игоря Ивановича Куликова - начальника отдела технического регулирования Департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Николая Григорьевича Безъязычного - заместителя начальника отдела технического регулирования Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Виктории Владимировны Оселедько - заместителя директора Департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Вадима Вадимовича Грота - заместителя директора Департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Уважаемые гости, позвольте поблагодарить аас за то, что нашли время прийти сегодня на наш интернет-круглый стол.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития технического регулирования и обеспечения единства измерений, науки и техники в интересах обороны и безопасности государства, внешней и внутренней торговли.

Правовые основы технического регулирования и стандартизации в России установлены Федеральным законом Российской Федерации "О техническом регулировании". Также отношения в области стандартизации регулируются Федеральными законами РФ "Об обеспечении единства измерений" и "О защите прав юридических и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и т.д., в которых изложены нормы по проведению государственного контроля (надзора) и дополнительные требования по отдельным вопросам в сфере технического регулирования.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции. Также сюда входит проверка наличия декларации и сертификатов соответствия на стадии реализации продукции; проверка соблюдения требований по нанесению информации на государственном и русском языках на этикетках товаров (маркировка). Государство контролирует деятельность органов по подтверждению соответствия и испытательных лабораторий.

При осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 7 Федерального закона.

Существенное влияние на уровень конкурентоспособности оказывает система национальной стандартизации. Стандарты должны стать важнейшим рычагом повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Гармонизация национальных стандартов с международными, их внедрение в производство - прямой путь для выхода российских товаропроизводителей на мировые рынки. Реформирование системы стандартизации - важнейшее направление реформы технического регулирования. В целях реформирования национальной системы стандаризации в 2005 г. разработана и в 2006 г. утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. N266-Р Концепция развития национальной системы стандартизации на период до 2010 года.

В ходе интернет-круглого стола планируется обсудить основные направления государственной политики в сфере технического регулирования, стандартизации, сертификации, а также вопросы обеспечения прозрачности и привлекательности стандартизации для общества? В чем заключается суть экономической эффективности стандартизации? Какие программы и мероприятия планируется осуществлять в этом направлении?

К моменту начало интернет-круглого стола поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашим уважаемым гостям.
 

Ведущий: Владимир Юрьевич, позвольте вам предоставить вступительное слово.

Саламатов В.Ю.: Сегодня, 17 декабря 2008 года, вступил в силу Федеральный закон "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". Это очень важный регламент, так как молоко и молочные продукты являются предметом потребления практически каждого человека. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации определено Правительством Российской Федерации ответственным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию данного технического регламента. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выполняет особую роль в процессе технического регулирования, так как в соответствии с положением о министерстве, отвечает за обеспечение государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений, реализует координирующие функции реформы технического регулирования.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день уже вступили в силу три технических регламента, однако, действие одного из них - технического регламента "О бензинах и других видах топлива для автомобилей, судов и авиационной и ракетной техники" временно приостановлен до 1 января 2009 года. Вместе с тем, требования двух других технических регламентов действуют в полном объеме. Это: "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ".

Цели разработки и принятия любого технического регламента четко определены Федеральным законом "О техническом регулировании". Первая цель технического регулирования - защита жизни человека, окружающей среды, включая животных и растения. Вторая цель - защита имущества федерального, муниципального, а также имущества граждан. И третья - это предупреждение действий, которые могут ввести в заблуждение людей как потребителей продукции. Выполнение требований каждого технического регламента должны обеспечивать безопасности использования одного или нескольких видов продукции. Поскольку безопасность продукции может зависеть от процессов ее проектирования, производства, эксплуатации, а также утилизации, то требования регламентов могут распространяться и на эти процессы.

Ведущий: Федеральным законом "О техническом регулировании" установлено, что до 2010 года необходимо разработать и принять вместо всех действующих законодательных актов технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к продукции. Сколько технических регламентов разработано на сегодняшний день? Какое их количество будет принято к моменту завершения в 2010 году Правительственной программы по разработке техрегламентов?

Саламатов В.Ю.: Спасибо за вопрос. На сегодняшний момент разработано и принято шесть технических регламентов. Кроме трех, о которых я уже сказал, еще три технических регламента вступят в силу в ближайшие 5-6 месяцев - это "Технический регламент на масложировую продукцию", "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" и "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Ежегодно Правительством Российской Федерации утверждаются уточнения в действующую Программу разработки технических регламентов. В декабре прошлого года Правительством РФ была утверждена очередная редакция Программы разработки технических регламентов на 2008-2099 годы. Программа содержит 41 проект технических регламентов, с указанием сроков их внесения в Правительство Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, участвующих в организации разработки проектов. С Программой можно ознакомиться на сайте Министерства промышленности и торговли РФ или в правовых системах типа ГАРАНТ, поскольку Программа утверждается распоряжением Правительства РФ. Думаю, до 2010 года будет принято порядка шестидесяти технических регламентов, действующих в разных сферах и обеспечивающих безопасность различных видов и типов продукции. При этом в первую очередь будут приниматься те регламенты, которые защищают потребителей от наиболее опасной продукции и имеют наиболее важное социальное значение.

Ведущий: Согласно п.2 статьи 9 ФЗ "О техническом регулировании" "разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо". Значит, велика вероятность некомпетентности такого лица в соответствующих областях знаний и возможными вследствие этого конфликтами интересов. Это чревато производством низкокачественной продукции и недобросовестной конкуренцией?

Саламатов В.Ю.: Действительно, в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. Однако, прежде всего, любой проект технического регламента должен соответствовать целям, предписываемым Федеральным законом "О техническом регулировании", как я уже сказал, это защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Далее, любой технический регламент только тогда принимает силу федерального закона или постановления Правительства Российской Федерации, когда он пройдет все процедуры, предусмотренные законом "О техническом регулировании". Так, каждый проект технического регламента проходит процедуру публичного обсуждения вне зависимости от того, кто является автором разработки и является ли регламент инициативным или программным. В ходе обсуждения все заинтересованные стороны высказывают свои замечания и предложения, которые автор разрабатываемого проекта обобщает в виде сводки отзывов, которая сопровождает все этапы прохождения регламента. Таким образом, ни один технический регламент не может быть принят до тех пор, пока по каждому существенному замечанию не принято консолидированное решение всех федеральных органов исполнительной власти, участвующих в организации разработки. В настоящее время Минпромторгом России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовлен и внесен в Правительство РФ проект федерального закона по внесению изменений в действующий ФЗ "О техническом регулировании". Мы надеемся, что Государственная Дума РФ рассмотрит его в период весенней сессии. Указанный законопроект направлен на совершенствование процедуры рассмотрения и принятия проектов технических регламентов. Поэтому смею вас заверить, ни один некачественный, плохой технический регламент в Российской Федерации действовать не начнет.

Ведущий: Спасибо, большое.

Ведущий: Владимир Юрьевич, каково Ваше отношение к тому, что в ближайшем будущем в ходе реформы технического регулирования в области строительства предполагается, что допуском бизнеса на рынок строительства будут заниматься саморегулируемые организации - профессиональные объединения проектировщиков, изыскателей, строителей, а функции контроля государства будут значительно сокращены? Насколько это целесообразно и безопасно в реалиях нашей страны?

Саламатов В.Ю.: Целями технического регулирования является не регулирование допуска бизнеса на рынок, а обеспечение безопасности продукции, (т.е. допуск на рынок только безопасной продукции), в данном случае это здания и сооружения. Следует отметить, что именно в строительстве тенденции саморегулирования наиболее действенно проявились. Для государства очень важно, что появились такие организации, которые способны осуществлять самоконтроль продукции. Поэтому, в принципе, передача части таких функций возможна, что является нормальной тенденцией развития экономики. Но повторюсь, что государственный контроль над обеспечением безопасности в строительстве буде сохранен.

Ведущий: Поясните, пожалуйста, что означает положение пункта 7 статьи 7 ФЗ "О техническом регулировании" о том, что "технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. В этих случаях технический регламент может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде и о факторах, от которых он зависит"? Какие наглядные примеры Вы можете привести?

Саламатов В.Ю.: Пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании" устанавливаются требования, относящиеся к накапливаемым во времени последствиям действия некоторых видов продукции, способных причинить вред жизни или здоровью не сразу, а после преодоления определенного "порога накопления", т.е. при длительном использовании. В этом случае регламент должен обязательно информировать приобретателя о возможном вреде и факторах, от которых он зависит, в том числе о том, как можно снизить, или вовсе предотвратить вред от использования продукции, имеющей такие свойства.

Действительно зачастую очень сложно понять и спрогнозировать, что вследствие длительного использования того или иного продукта могут возникнуть какие-то негативные последствия для человека, его жизни, здоровья, окружающей среды и так далее, но без такого прогноза невозможно установить адекватные меры безопасности. Однако по мере развития научно-технического прогресса, как только будет выявлен точный механизм действия опасного фактора, станет возможным установление адекватных мер безопасности, и они будут внесены в регламент взамен простого информирования.

Примером такой продукции может являться сигареты и папиросы. Для всех очевидны опасные последствия курения. Однако существует несколько механизмов воздействия этого процесса на организм человека и окружающую среду, зависящих, в свою очередь, от многих факторов, в том числе, и от индивидуальных особенностей организма человека. Поэтому установленные в регламенте меры направлены на возможное снижение всех аспектов действия опасности, но не могут обеспечить полной защиты от последствий курения, за исключением, конечно же, полного отказа от него. Поэтому на данном этапе наша задача состоит в, чтобы кроме установления требования, снижающих по возможности уровень опасности, информировать о том, что опасность до конца не устранена информировать о возможных последствиях курения.

Ведущий: И в техническом регламенте это будет указано?

Саламатов В.Ю.: Абсолютно точно. А как только появятся новые возможности уменьшения уровня опасности, необходимые изменения будут внесены в технический регламент.

Ведущий: Спасибо большое.

Ведущий: Следующий вопрос. Расскажите, пожалуйста, о влиянии реформы технического регулирования и стандартизации на повышение конкурентоспособности отечественных предприятий на международном уровне и внутри российского государства.

Саламатов В.Ю.: В 2005 году Правительством Российской Федерации был принят "Специальный технический регламент о требованиях к выбросом автомобильной техникой выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации". Наверное, каждый из вас обратил внимание на то, что на наших дорогах автомобилей становится все больше и больше, а вредных последствий от выбросов вредных веществ их двигателями стало существенно меньше. Хочу сказать, что этот технический регламент предусматривает постепенное ужесточение требований к выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации автомобильной техники. Когда вступило в силу требование о том, что показатели двигателей грузовых автомобилей и автобусов, допускаемых к эксплуатации, должен соответствовать классу не ниже 2, это привело к снижению примерно в 2,8 - 3 раза суммарного количества вредных выбросов. Что же касается легковых автомобилей, то при вступлении в силу указанного требования и при использовании неэтилированного бензина объем вредных выбросов уменьшился в 10 раз.

С 1 января 2008 года вступило в силу требование, согласно которому допускаются к эксплуатации автомобили только с двигателями, соответствующие показателям не ниже 3 класса. Такой переход позволил уменьшить вредные выбросы еще на 30 - 40 %.

Реализация таких требований существенно повышает качество выпускаемой продукции, а значит и ее конкурентоспособность. Более того, в большинстве случаев выполнение требований регламентов напрямую оказывает влияние и на качество нашей жизни. Хотелось бы обратить ваше внимание, что именно повышение качества жизни граждан Российской Федерации является одной из основных задач технического регулирования.

Ведущий: Я с Вашего позволения передам слово Пугачеву Сергею Васильевичу. И первый вопрос. Что такое "национальный стандарт" и чем он отличается от государственного стандарта (ГОСТ), действовавшего до принятия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"?

Пугачев С. В.: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Да, уже прошло более 5 лет, как вступил в силу ФЗ "О техническом регулировании", он ввел для нас новое понятие "национальный стандарт". В соответствии с законом "национальный стандарт" - это стандарт, утвержденный национальным органом по стандартизации. Если рассмотреть международное определение "национального стандарта", то там еще добавляется в конце фраза о том, что он должен быть доступен широкому кругу пользователей.

Когда принимался закон "О техническом регулировании", одна из главных его целей была - обеспечить реализацию одного из системных Соглашений по техническим барьерам в торговле ВТО. Это одно из главнейших системных соглашений, и к нему есть специальное приложение - "Кодекс о добросовестной практике применительно к подготовке утверждению, применению стандартов". В соответствие с этим кодексом мы законодательно ввели целый ряд процедур, предусматривающих публичное обсуждение этих стандартов. Если мы вспомним государственные стандарты, которые принимались на государственном уровне и согласовывались, прежде всего, с федеральными органами исполнительной власти, то процедура принятия государственных стандартов не предусматривала широкого публичного обсуждения. Теперь в соответствии с законодательством не менее 2 месяцев длится этап публичного обсуждения, разработчики стандартов обязаны предоставить любому заинтересованному лицу эти проекты.

Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что в дальнейшем "национальный стандарт" также проходит процедуры, которые предусмотрены законом, причем это не административные процедуры. Наше Федеральное агентство является национальным органом по стандартизации, мы не административно разрабатываем эти документы, это не ведомственные документы, я акцентирую ваше внимание на этом. Потому что после публичного обсуждения происходит процедура экспертизы стандарта и его обсуждение в технических комитетах по стандартизации. Технические комитеты по стандартизации - это общественные объединения, куда входят представители промышленности, торговли, общества потребителей, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных организаций. И только после прохождения технических комитетов нам предоставляется его решение, результаты его экспертизы. И мы можем согласиться, если была соблюдена процедура обсуждения и не нарушен баланс интересов, а можем и не согласиться и повторно направить в ТК, но это будет не административное решение, это будет, прежде всего, решение технического комитета по стандартизации. Это первое. Второе - я хотел бы обратить ваше внимание на то, что вышло постановление Госстандарта России - так наша организация называлась ранее, многие из слушателей знают нас под этим именем, так вот постановлением Госстандарта России N 4 от 30.12.2004 г. национальными стандартами были признаны государственные и межгосударственные стандарты, принятые до 01.07.2003 г., т. е. до даты вступления в силу ФЗ "О техническом регулировании". И при этом, я особо хотел обратить на это внимание, в этом же постановлении было сказано о том, что требования национальных стандартов обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами в части обеспечения безопасности жизни здоровья граждан, охраны окружающей среды, не введения приобретателей в заблуждение. То есть сейчас, до принятия технических регламентов требования национальных стандартов обязательны для исполнения в целях реализации указанных трех целей. Это постановление Госстандарта России было зарегистрировано в Министерстве юстиции в феврале 2004 г., и поэтому оно носит нормативно-правовой характер.

Национальные стандарты сейчас активно разрабатываются, степень активности промышленности и бизнеса в этой области резко возросла за последнее время.

И я могу уже с удовлетворением констатировать, что если в этом году мы разработаем где-то порядка 570-580 национальных стандартов, то в следующем году планируем уже выйти на цифру, превышающую 1500 национальных стандартов. Мы внесли изменения, которые подготовили вместе с Минпромторгом, в ФЗ "О техническом регулировании", это закон N 65- ФЗ. И в соответствии с этими изменениями, которые Президент России 01.05.2007 г. подписал, до вступления в силу любого технического регламента, мы как национальный орган, утверждаем перечень национальных стандартов, подтверждение которым является достаточным условием подтверждения требованиям регламента. Опять же, до вступления технического регламента в силу Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов с методами испытаний, измерений, исследований и отбора образцов, которые должны применяться не только при сертификации продукции, при декларирования ее соответствия, но и при проведении государственного контроля и надзора. Поэтому статус национальных стандартов в сфере технического регулирования отнюдь не падает, они будут являться доказательной базой технических регламентов.

И эта правовая конструкция широко применяется в мире. В Европе это так называемые директивы "нового подхода", которые действуют с 1985 г. прошлого века, т. е. более 20 лет. Промышленность приветствует этот подход, потому что их не связывают одним техническим решением. И на примере того же молочного регламента, о котором Владимир Юрьевич говорил, я хотел бы сказать о том, что мы утвердили приказом национального органа по стандартизации - Федерального агентства, в который вошли 44 стандарта, подтверждение которого будет являться подтверждением требований регламента по молоку и молочной продукции. И буквально вчера Правительство утвердило своим распоряжением перечень стандартов с методами испытаний измерений, в который вошли 136 национальных стандартов. То есть, вы видите, какой массив стандартов будет работать для того, чтобы обеспечить доказательную базу технических регламентов. Аналогичная ситуация будет и по другим техническим регламентам.

Ведущий: Спасибо большое.

Ведущий: Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2006г. N 266-р принята Концепция развития национальной системы стандартизации. Какие итоги ее реализации можно подвести к настоящему моменту, какие задачи Концепции в настоящее время уже реализованы, что еще только предстоит сделать? Владимир Юрьевич немного рассказывал об этом, может быть, Вы со своей позиции тоже выскажете свое мнение?

Пугачев С.В.: Действительно, впервые в истории системы российской стандартизации Концепция развития национальной системы была одобрена распоряжением Правительства. Это очень важно, потому что это было переходное время, мы в прессе много читали о том, что будут аннулированы все национальные стандарты, они будут заменены техническими регламентами, что вызывало море вопросов у промышленности, для которой национальные стандарты является своеобразной технической конституцией. Они по ним работают, выпускают продукцию, поставляют не только на российский, но и на зарубежные рынки. И аналогичная ситуация в любой стране мира происходит. Поэтому мы в этой ситуации вышли с инициативой одобрения Концепции в Правительстве. Ею были предусмотрены 8 направлений развития национальной системы стандартизации. В целом Правительство, принимая эту Концепцию, отметило, что стандартизация является ключевым элементом социально-экономической политики государства, и она направлена не только на достижение целей технической регулирования, но и на развитие конкурентоспособности продукции, на обеспечение социально-экономической политики в государстве. Это очень важно. В концепции отмечено, что должна быть обеспечена преемственность работ по стандартизации, то есть мы должны идти от достигнутого, не разрушая то, что было наработано ранее.

В целях реализации этой концепции совместно с Министерством промышленности и энергетики разработан межведомственный план по ее реализации. Он был согласован 12-ю министерствами. Это очень важно, потому что в деятельности по стандартизации фактически задействовано любое из Министерств будь то спорта, будь то туризма, будь то здравоохранения, обороны и т.д. Это действительно широчайшая сфера деятельности. И мы два года работали по реализации этой программы. В марте этого года мы отчитывались о ходе ее реализации на Правительственной комиссии по техническому регулированию. И Правительственная комиссия одобрила достигнутые результаты.

Я хотел бы обратить внимание на некоторые моменты. Во-первых: самый главный блок - это, конечно, нормативно-правовое обеспечение стандартизации. И здесь прямо в Концепции было сказано, что есть определенные недостатки в законе "О техническом регулировании", и надо их исправлять. И соответствующие изменения в действующее законодательство нами были подготовлены, был подготовлен соответствующий план в рамках законопроектной деятельности министерства. Мы разработали 3 законопроекта, причем один из них - закон "О стандартизации" опубликован на нашем веб-сайте и в настоящее время он проходит широкое публичное обсуждение и в Торгово-Промышленной палате, и в Российском Союзе промышленников и предпринимателей, и в целом ряде других организаций. Нами разработаны и два других законопроекта: по внесению изменений в Налоговый кодекс и по внесению изменений в законодательство о государственных закупках. Они направлены на стимулирование применения национальных стандартов и привлечение средств бизнеса, промышленности на разработку стандартов. Это позиции, согласованные с промышленностью. И сейчас в настоящее время законопроекты согласовываются с федеральными органами исполнительной власти. Есть целый ряд других направлений Концепции, которые мы реализовали за эти два года. Они тоже успешно претворяются в жизнь: мы увеличили финансирование на стандартизацию в 2008 году в 10 раз по сравнению с 2006 годом. Это лишний раз подтверждает, что внимание государства к стандартизации существенно увеличилось. Мы создали 6 межотраслевых советов по стандартизации в ключевых отраслях экономики: нефтегазовый комплекс, металлургия, строительство, агропромышленный комплекс, химическая продукция, оборудование информационных технологий. И это очень важно, потому что мы создали инфраструктуру привлечения промышленности к работам по стандартизации, в т.ч. ресурсов бизнеса.

Есть целый ряд ключевых решений на уровне Правительства о том, что стандарты должны использоваться как инструмент преодоления технологического отставания в стране, как инструмент обеспечения конкурентоспособности продукции. Эти решения направлены на увеличение уровня гармонизации с международными стандартами. Мы разработали и приняли 12 среднесрочных программ стандартизации по отдельным направлениям (отраслям). И в целом, я бы отметил, позитивный тренд в развитии системы. Но опять же мы при реализации этих задач столкнулись с тем, что недостаточно проработана нормативно-правовая основа стандартизации, вопрос о правовом статусе стандартов. Когда мы как потребители приходим в магазин и видим продукцию, маркированную знаком ГОСТ, мы вправе ожидать, что она соответствует этому ГОСТу, однако такой законодательной нормы нет. В Концепции об этом говорилось. Когда производитель сертифицирует или декларирует соответствие продукции каким-либо стандартам, мы также вправе ожидать, что эти стандарты будут им соблюдаться. Мы вправе ожидать, что если существуют национальные стандарты, то государственные органы власти должны закупать продукцию, прежде всего, ориентируясь на современные национальные стандарты, как это законодательно простимулировано в США и в других странах. Поэтому этот двухлетний период показал, что, прежде всего, ключевым моментом развития системы является ее законодательная основа. И промышленность нас в этом поддержала. Подтверждением этому являются результаты публичного обсуждения законопроекта "О стандартизации".

Есть еще целый ряд позитивных результатов, но я думаю, что большой шаг вперед в развитии национальной системы стандартизации мы сделаем после принятия закона "О стандартизации". Он в ближайшее время после доработки по результатам публичного обсуждения будет направлен в федеральные органы исполнительной власти для согласования.

Ведущий: Вы упомянули уровень гармонизации российских стандартов. Каков он в настоящее время? И по-прежнему ли отставание России в процессе гармонизации от развитых зарубежных стран остается существенным?

Пугачев С. В.: Да, уровень гармонизации в среднем, как температура по больнице, сейчас составляет 38%. Но я хотел напомнить, что у нас более 25000 национальных стандартов действуют в настоящее время и это достаточно большой фонд. У нас действуют 15 систем и 10 комплексов стандартов, которые разработаны еще в советское время, и мы их сохранили, потому что они, действительно, широко задействованы промышленностью. Я имею в виду стандарты единой системы конструкторской документации (ЕСКД), единой системы технологической документации (ЕСТД) и т. д. Целый ряд этих систем вообще не имеют аналогов за рубежом. Наша система национальной стандартизации в свое время очень высоко котировалась в мировом сообществе. И мы заслуженно входили в первую пятерку стран ИСО и МЭК. Системность была одним из самых главных наших плюсов. Во-вторых, уровень гармонизации в 38% - много это или мало? И отстаем ли мы здесь? Один пример. Есть европейская практика: 27 стран ЕС применяют одну из важнейших директив по безопасности машин и оборудования. Это очень большая номенклатура продукции. Уровень гармонизации европейских и международных стандартов, применяемых для подтверждения этой директивы в Европе, составляет около 30%. Есть специфика не только региональная, есть специфика нашей страны: климатические, технические, технологические условия. Они находят отражение в наших национальных стандартах. Даже уровень напряжения у нас 220 В, а номинальное напряжение в Европе 230 В, это как один из примеров. Технический регламент, о котором мы сегодня говорим (на молоко и продукты его переработки), предполагает специальную категорию продукции - "национальный молочный продукт", т. е. тот, который не имеет аналогов за рубежом. И у нас есть специальные национальные стандарты на ряженку, на простоквашу, на хлеб ржаной, этот список можно продолжать не только в области продуктов питания. Поэтому я бы не говорил о резком отставании. И второй пример. Там, где у нас идет речь о продукции экспортно-ориентированной, о продукции, которая широко импортируется к нам в Россию, там, где у нас есть определенные международные обязательства по признанию результатов испытаний и сертификации, допустим, та же самая электротехника, электрооборудование, бытовые электроприборы, радиоэлектронная аппаратура, компьютеры, уровень гармонизации доходит до 70-90%, Это очень хорошие цифры. И мы в последние годы в области стандартизации работали по ряду ключевых областей, и, прежде всего, в области защиты потребительского рынка. Те ограниченные средства, которые в последние годы государство выделяло на эти цели, мы целевым образом направляли, прежде всего, на обеспечение защиты потребительского рынка.

У нас есть среднесрочная программа гармонизации с международными стандартами. Она подготовлена по решению Правительства и Совета Безопасности, в нее вошло более 3500 стандартов. И после ее принятия уровень гармонизации по тем семи критическим направлениям, которые охватывает эта программа, повысится до 65%, это тоже очень неплохие цифры.

Ведущий: Спасибо.

Ведущий: Позвольте передать слово следующему выступающему - Игорю Ивановичу Куликову. И первый вопрос. В связи с принятием технического регламента Европейского Союза REACH в ближайшее время российских экспортеров ожидают серьезные проблемы на границе. 1 декабря текущего года в Европе заканчивается предварительная регистрация десятков тысяч химических веществ, "участвующих" в производстве товаров. Российским компаниям запретят ввоз товаров в Европу, если они не пройдут химическую регистрацию. Игорь Иванович, каковы главные причины принятия Евросоюзом регламента REACH, и какое влияние, на Ваш взгляд, он окажет на экспортный потенциал России, какие отрасли российской экономики особенно затронут законодательные нововведения?

Куликов И.И.: Здравствуйте, вступивший в силу в июне прошлого года в Европейском союзе регламент REACH решает вопросы защиты здоровья, жизни граждан европейского сообщества, окружающей среды и имущества от опасных свойств продукции, содержащей химические вещества. Основным фактором, вызвавшим необходимость принятия такого регламента, явилось то, что никаких финансовых средств, никакой любой силы государства не хватит для того, чтобы исследовать все опасности химических веществ. Поэтому при разработке регламента было принято решение, и оно действительно осуществлено, что все бремя исследования опасности химических веществ возлагается на бизнес. Для справки могу сказать, что опасностей в классификации 27. Для того, чтобы понять какие: это может быть канцерогенность, пирофорность, токсичность, мутагенность и ряд других опасностей. Само название REACH, аббревиатура, говорит о всех процедурных вопросах, которые необходимо выполнить. Это регистрация, оценка, разрешение или ограничение выпуска на рынок химического вещества. Поэтому вся сложность таких процедурных вопросов по REACH уже накладывает определенные барьеры для поступления продукции на рынок как продукции европейского сообщества, так и импортируемой в ЕС продукции наших российских товаропроизводителей. В чем сложность процедурных вопросов?

Во-первых: длительная и сложная процедура регистрации. Для экспортеров в европейское сообщество необходимо иметь "единственного представителя", который представляет вашу продукцию, содержащую химические вещества для Европейского химического агентства (ЕХА). И там рассматривается, как она соотносится с требованиями REACH.

И второе: это высокие затраты на поиск информации по опасности химических веществ. И если информация не будет найдена, то необходимо представить их ЕХА или изучить эти опасности, т.е провести научно-исследовательские работы. Да, это очень дорогостоящие исследования, но ради здоровья граждан и окружающей среды на это идут. Под процедуры REACH подпадают химический, металлургический комплекс, промышленность строительных материалов, легкая промышленность, фармацевтика, машиностроение и другие отрасли, экспортирующие в ЕС свою продукцию, содержащую химические вещества. Два года назад, когда вышел этот регламент, мы, понимая важность этой проблемы, начали готовить наших товаропроизводителей, экспортирующих продукцию в ЕС, понимать и выдерживать требования REACH. Что было сделано? Был проведен ряд совещаний с представителями крупных предприятий, таких, как СИБУР, Еврохим, Лукойл, где ставились и разбирались такие проблемы, как требования к системе REACH. В сентябре прошлого года был проведен крупный обучающий семинар с привлечением разработчиков REACH из ЕС, которые посетили представители различных российских отраслей промышленности. В рамках дорожной карты велся диалог с европейскими коллегами, где проводились разъяснения тех моментов, которые были для нас непонятны. Министерство и Российский союз химиков организовали на базе ФГУП "Оргмин" и Центра "Восток" обучение специалистов предприятий по актуальным вопросам выполнения требований REACH. А начиная с первой половины 2008 года, предприятия-экспортеры продукции были оповещены о начале с 1 июня предрегистрации химических веществ. И как нам сообщали наши коллеги из Европы - это льготная процедура, поэтому мы очень настаивали, несколько раз работали с нашими предприятиями-экспортерами, чтобы они приняли участие в этой процедуре. Льготность заключается в том, что предприятия декларировали в Европейское химическое агентство свои вещества по продукции, и далее они могли до 1 декабря 2010 года ее поставлять на европейский рынок. Соответственно, европейское агентство должно сообщить то, чего не хватает и какие надо провести исследования по опасностям химических веществ. В ходе предрегистрации наши организации ФГУП "Оргмин" и Центр "Восток" помогали нашим предприятиям: в части оформления досье на химическую продукцию, в части разъяснения некоторых моментов по единственному представителю и другим вопросам. В результате всех мероприятий, которые проводило Министерство и соответствующие организации, такие крупные предприятия, как СИБУР, Еврохим и Лукойл, успешно провели предрегистрацию в ЕХА. Ряд малых и средних предприятий, хотя это им и финансово затруднительно (порядка 40-50%), также прошли предрегистрацию. В настоящий момент в Минпромторге создается межведомственная рабочая группа по химическим веществам, перед которой ставится задача координации деятельности по регистрации российских экспортеров и оказании помощи по исследованию и по другим вопросам.

Ведущий: Игорь Иванович, в каком состоянии на сегодняшний день находится ТР "О безопасности химической продукции" и "О безопасности изделий медицинского назначения"?

Куликов И.И.: Срок представления в Госдуму этого регламента и принятие его как Федеральный закон - до 01.01.2010 года. В настоящий момент этот регламент разработан и проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти. Так как изначально ставился вопрос гармонизации технического регламента с европейским законодательством, в него заложены те же элементы, что и в системе REACH, т. е. регистрация, оценка, санкционирование и ограничения выпуска на рынок химических веществ. Соответственно, будут наложены определенные ограничения на товаропроизводителей в части, касающейся импорта, который будет поступать на отечественный рынок. В регламенте заложены определенные барьеры, которые не будут допускать продукцию, содержащую опасность для здоровья граждан и окружающей среды. Уже сейчас в поддержку этого регламента приняты национальные стандарты "Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования" и "Предупредительная маркировка химической продукции. Общие требования". В программу национальной стандартизации включены и успешно разрабатываются еще 5 стандартов по классификации химпродукции по СГС.

Ведущий: Спасибо большое.

Ведущий: Если вы не против, я передам слово Николаю Григорьевичу. В октябре 2005 года был принят Специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". Каковы практические результаты в связи с принятием данного регламента?

Безъязычный Н.Г.: Хочу привести классический пример необходимости подобного документа. В свое время в Афинах Акрополь под воздействием выхлопных газов дошел до такого состояния, что задумывались о том, чтобы создать над ним "балдахин", потому что, оказалось, что он очень быстро разрушается от загрязнений воздуха. Того воздуха, которым дышит население. Во всей Европе немного раньше стали понимать величину затрат на здравоохранение и необходимость вложений в модернизацию автомобильной техники. Принятие специального регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" позволит отечественным производителям оставаться конкурентоспособной, потому что экспортировать автомобили класса ниже Евро 3, или даже Евро 4 через какое-то время станет просто невозможным, так как экологическая проблема - проблема глобального характера.

Сейчас у нас образовалась целая система институтов, которые начали "подходить" к европейским стандартам качества жизни. И есть понимание, что для принятия любого документа необходимо технико-экономическое обоснование.

Поэтому, если говорить о техническом регламенте "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", эффектом от его принятия можно назвать реальное улучшение экологической обстановки в городах. И мы понимаем, что если бы, например, в Москве сейчас преобладали машины с мотором Евро-2 и ниже, то совсем по- другому мы чувствовали бы себя утром, особенно после атмосферных осадков. Сейчас мы находимся в самом начале пути, и уже принятые нормативные акты со временем подвергнутся коррекции, потому что жизнь просто заставляет по-новому смотреть на некоторые моменты. И этот регламент также должен быть пересмотрен со временем.

У нас появляется регламент по безопасности колесных транспортных средств, у нас есть регламент по сельскохозяйственной технике безопасности, и все эти нормативы как живой организм друг друга дополняют, и в какой-то степени позволяют оценивать их необходимость, показывают, что мы двигаемся по правильному пути.

Читать ГАРАНТ.РУ в и