Новости и аналитика Аналитические статьи Реформа корпоративного законодательства: новые возможности для акционеров

Реформа корпоративного законодательства: новые возможности для акционеров

На правах рекламы

Информация о компании

Акционерное общество ВТБ Регистратор оказывает услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг. АО ВТБ Регистратор является современным специализированным реестродержателем, обеспечивающим высокую надежность ведения и хранения реестров и профессиональный подход в работе с эмитентами и акционерами.

100% акций АО ВТБ Регистратор принадлежит Банк ВТБ (ПАО), (открытая ссылка: ) что обеспечивает дополнительную надежность бизнеса регистратора и наиболее полно отвечает требованиям предприятий с государственным участием о раскрытии информации в отношении всей цепочки собственников организаций-контрагентов, включая конечных бенефициаров. В настоящее время Компания включает в себя 44 региональных подразделения.

Более 8 300 акционерных обществ доверяют нам ведение реестра их владельцев, что делает нас одним из крупнейших реестродержателей Российской Федерации.

 

Реформа корпоративного законодательства: новые возможности для акционеровВ России последнее время идет интенсивная модернизация корпоративного законодательства, которая расширяет, в том числе возможности акционеров.

Важным аспектом является увеличение доли электронного взаимодействия, в первую очередь, между профессиональными участниками рынка при проведении корпоративных процедур – подготовка, созыв и проведение собрания акционеров, выплата дивидендов и др. Еще 15 лет назад было сложно представить, что можно взаимодействовать с участниками финансового рынка по каналам электронного документооборота. Активная часть развития электронного  взаимодействия между регистраторами и номинальными держателями в электронном виде началась в 2007-2009 годах. АО ВТБ Регистратор (тогда ЗАО "ЦОР") один из первых перешел на электронное взаимодействие: с НРД (тогда НДЦ) договор об информационном взаимодействии был заключен в феврале 2007 года; с ДКК – в марте 2009 года; с Банком ВТБ – в мае 2009 года; с ВНЕШЭКОНОМБАНКом – в декабре 2009 года. Важным фактом является то, что эти договора были заключены не только как с номинальными держателями, но и как с владельцами акций эмитентов, ведение реестров которых осуществлял ВТБ Регистратор. Это дает положительный опыт в нынешнем стремительном развитии электронных сервисов.

Что же можно считать электронным документооборотом? Направление скана заявления по электронной почте? Нет – ведь изначально документ создан в бумаге. Электронным документом следует считать документ, который создан не в бумажном виде, при этом, он подразумевает содержание всей необходимой нормативными требованиями информации. Такой документ создается в специальном формате, который должен быть распознан системой электронного документооборота. А как же его сможет прочесть пользователь? Ответ прост – если есть формат, значит можно его "перекодировать" – то есть перевести в иной вид – отобразить привычным способом, в том числе, при желании и необходимости, распечатать в бумаге.

Интересный факт: в п. 8-9 Указания Банка России от 22 сентября 2014 г. № 3388-У появляется термин "электрической связи" в качестве способа направления требований акционеров эмитенту на получение информации.

Мы понимаем, что модернизация идет постепенно и нацелена на то, чтобы:

  • инвестор (акционер) получал информацию (в том числе дивиденды) от своего учетного института – т. е. от того, кто ведет учет его акций (у своего депозитария – если счет открыт в депозитарии, у регистратора – если счет открыт у регистратора);
  • инвестор (акционер) подавал требования в рамках реализации своих прав (в том числе – голосование) через свой учетный институт.

Большинство акционеров держат свои акции в депозитарии, торгуют акциями, взаимодействуют со своим депозитарием, брокером. И им будет проще получить информацию, например, о собрании, о предстоящем выкупе, от своего депозитария, брокера. И проголосовать (передать бюллетень в электронной форме) будет намного проще через свой депозитарий (брокера). Поэтому законодатель начал модернизацию электронных сервисов с таких акционеров.

 

Дивиденды

В соответствии со ст. 31-32 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон об АО) неоспоримым правом акционеров – владельцев акций общества – является право на получение дивидендов. Изменения и дополнения, внесенные в Закон об АО с 1 января 2014 года (в частности, в п. 3 ст. 42), установили новые требования к содержанию решения о выплате (объявлении) дивидендов и изменили сам базовый принцип – выплаты дивидендов: акционеры, чьи акции учитываются в депозитарии (брокером) – выплачиваются именно этим депозитарием (брокером). Эмитент (или регистратор, если он является агентом эмитента по выплате дивидендом) направляет дивиденды по акциям, учитываемым на счете номинального держателя – этому номинальному держателю (депозитарию), а тот, уже доводит их до своих депонентов. Следует обратить внимание, что при выплате дивидендов номинальным держателем (депозитарием) именно он производит удержание налога (расчет и удержание). Если раньше налоговым агентом по дивидендам был исключительно эмитент, то с 1 января 2014 года налоговым агентом по своим депонентам является номинальный держатель. Удержание налога происходит депозитарием, учитывающим акции акционера – значит получать справку по начисленным дивидендам и удержанным налогам теперь нужно акционеру, учитывающему свои акции в депозитарии – у своего депозитария (брокера).

Напомним, по действовавшей до 1 января 2014 года редакции Закона об АО номинальный держатель не участвовал в выплате дивидендов (разве что акционер мог написать заявление, чтобы дивиденды направляли на счет номинального держателя, что, по сути, действовало в большинстве случаев). Он был обязан раскрыть эмитенту данные о лицах, в интересах которых он владеет акциями. На основании этих данных составлялся список лиц, имеющих право на получение дивидендов и дивиденды перечислял (и удерживал налог) сам эмитент.

Выплата дивидендов депозитарием производится по реквизитам, указанным акционером. Необходимо особо обратить внимание акционеров на то, что, если депозитарий (брокер) не сможет выплатить дивиденды из-за некорректных реквизитов – он вынужден будет вернуть дивиденды в адрес эмитента (или держателя реестра) и акционеру придется приложить массу усилий чтобы получить их: внести изменения в свои данные у депозитария (брокера), депозитарий (брокер) запросит повторное перечисление суммы дивидендов что займет время, и только после получения суммы – выплатит. Похожие проблемы могут быть и у акционеров, чьи акции учитываются в реестре. Необходимо поддерживать свои реквизиты в актуальном виде. Ни эмитент, ни регистратор, ни депозитарий, ни брокер не несут ответственности за невозможность выплатить дивиденды, если реквизиты на момент выплаты дивидендов были неактуальными.

 

Информация, материалы собрания, отчет об итогах голосования на собрании

С 1 января 2014 года введено обязательное направление сообщения о созыве собрания, материалов к нему в электронном виде в адрес номинальных держателей (п. 4 ст. 52 Закона об АО). Номинальный держатель акций обязан довести до сведения своих депонентов сообщение о проведении общего собрания акционеров, а также информацию (материалы), полученную им в соответствии с условиями договора с депонентом.

Аналогично, с 1 июля 2014 года рассылаются итоги голосования на собрании (п. 4 ст. 62 Закона об АО).

Поскольку регистратор имеет необходимое техническое и нормативное взаимодействие с номинальными держателями – направление информации от эмитента происходит в адрес номинальных держателей (депозитариев) через регистратор, осуществляющий ведение реестра этого эмитента.

Таким образом – при заключении договора с депозитарием (брокером) акционеру необходимо уделить внимание на условия получения указанной информации, обсудив и выбрав тот способ, который будет удобен именно Вам, как акционеру. Ваш депозитарий, получив информацию в электронном виде доведет её до Вас так, как оговорено в договоре с Вами.

За счет внедрения в рамках реформы электронного документооборота, издержки на рассылку информационных сообщений по корпоративным действиям на бумажных носителях у эмитентов сокращаются, однако, следует отметить, что бумажная рассылка не отменяется, а уменьшается в объемах.

 

Голосование через свой депозитарий

Возможность проголосовать через свой депозитарий – появилось в акционерном законодательстве еще с августа 2014 года (с вступлением в силу со 2 августа 2014 года изменений, внесенных Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 218-ФЗ (далее – Закон 218-ФЗ)).

Тут следует немного остановиться и рассмотреть поверхностно порядок доведения бюллетеня до акционеров, чьи акции учитываются в депозитарии и как акционер может проголосовать через свой депозитарий (брокера):

Эмитент заключает с регистратором договор или соглашение к договору на ведение реестра, в соответствии с которым:

  • Эмитент передает Регистратору бюллетень на бумаге со всеми вопросами.
  • Регистратор переводит бумажный бюллетень в "электронный вид".
  • Регистратор направляет информацию в электронном виде в адрес номинальных держателей – то есть тех депозитариев, счета которых открыты напрямую в реестре.
  • Депозитарий направляет информацию другому депозитарию и так далее (по так называемому – "каскаду").
  • Депозитарий, который учитывает акции акционера, если это предусмотрено договором между акционером и депозитарием (брокером), сообщает акционеру о возможности проголосовать по такому электронному бюллетеню.
  • Акционер направляет своему депозитарию (брокеру), если это предусмотрено договором между акционером и депозитарием (брокером), оговоренным договором способом –документ, содержащий сведения о голосовании.

Разные депозитарии (брокеры) реализуют эту возможность по-своему:

  • через Интернет в личном кабинете;
  • путем подачи специального распоряжения;
  • через своего личного брокера.

Депозитарий, получив сведения от акционера о том, как он проголосовал, перенаправляет в электронном виде заполненный "электронный бюллетень" по так называемому – обратному каскаду.

Пройдя путь по обратному каскаду – заполненный электронный бюллетень поступает к регистратору.

Полученный заполненный электронный бюллетень при подведении итогов голосования приравнивается регистратором к бумажным бюллетеням.

Схематично это можно изложить так:


           

Следует обратить внимание, что по аналогичной схеме производится и выплата дивидендов.
Важным моментом при проведении корпоративных мероприятий является наличие актуальных сведений в учетной системе об акционере.

 

Электронное голосование через сайт ВТБ Регистратор

Как отмечалось выше, с вступлением в силу со 2 августа 2014г. изменений, внесенных Законом 218-ФЗакционеры – клиенты депозитариев получили возможность голосовать через свой депозитарий. То есть фактически, если депозитарий предоставляет это право своему депоненту в электронном виде – то все взаимодействие осуществляется электронно. А что же для акционеров, чьи акции учитываются непосредственно на счетах в реестре у регистратора? Возможность организовать электронное голосование для акционеров, учитывающих права у реестродержателя существует. Так в п. 20 Кодекса корпоративного поведения, одобренного Правительством РФ и рекомендованном Банком России к исполнению эмитентами – обществу рекомендуется создавать системы, позволяющие акционерам принимать участие в голосовании с помощью электронных средств – например, путем заполнения бюллетеня для голосования в электронной форме на сайте. Создавать такие системы самому обществу самостоятельно – довольно накладно – особенно средним и мелким обществам. В этом плане регистратор всегда подставит плечо, особенно если регистратор является счетной комиссией на собрании. При этом, при наличии сведений от номинальных держателей, возможность проголосовать таким электронным способом возникает и у депонентов депозитария, и это важно в случае, если депозитарий не предоставляет таких услуг.

С 1 июля 2016 года в ст.49 Закона об АО введен п. 11: "При проведении общего собрания акционеров в форме собрания (совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) могут использоваться информационные и коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить возможность дистанционного участия в общем собрании акционеров, обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, без присутствия в месте проведения общего собрания акционеров."

Возможность голосовать через web-кабинет ВТБ Регистратор может обеспечить уже сейчас. Как это происходит?

Эмитент заключает соответствующий договор на обеспечение электронного голосования.
Акционер получает у регистратора логин/пароль доступа (если он еще не использует свой Личный кабинет в Web-режиме).

Зайдя на сайте ВТБ Регистратора в раздел Web-кабинета для голосования – акционер в пределах срока приема бюллетеней может проголосовать.

 

Схематично процесс голосования, с учетом возможности проголосовать через сайт регистратора можно изложить так:


Следует отметить, что данную возможность акционер сможет использовать, если это установлено в договоре на проведение собрания акционеров между Регистратором и Эмитентом.

Возможность принять участие в очном собрании путем очного присутствия на нем или направить бюллетень по почте – никем не отменяется.

 

Возможность участия в обсуждении вопросов ОСА

Как было указано выше с 1 июля 2016 г. дополнительно введена возможность на уровне Закона об АО (в п. 11 ст. 49) использовать информационные и коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить возможность дистанционного участия в общем собрании акционеров, обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, без присутствия в месте проведения общего собрания акционеров.

Если акционер проголосовал через свой депозитарий или электронно через сайт Регистратора – акционер лишается возможности задать вопрос, принять участие в обсуждении вопросов. Для этих целей ВТБ Регистратор внедрил сервис – "Интернет конференция".

Акционер, зайдя на сайт Регистратора, авторизовавшись в разделе Интернет-конференции – сможет задать вопрос председателю собрания или иным лицам из числа президиума на собрании, получить ответ на него в интернет трансляции собрания.

 

Иные изменения

Законом  210-ФЗ с 1 июля 2016 года меняется корпоративная процедура взаимодействия учетных институтов между собой и с зарегистрированными лицами, чьи права они учитывают.
В числе изменений можно выделить следующее:

  • законодательное закрепление возможности взаимодействия акционеров с эмитентом, регистратором, депозитарием посредством электронных сервисов,
  • представление депозитариями интересов своих клиентов (депонентов) при совершении корпоративных действий,
  • стандартизацию корпоративных процедур и введение универсальных форматов документов; основанных на международных форматах, а так же сбор сведений о таких корпоративных процедурах в электронном банке данных – центре корпоративной информации,
  • возможность максимально широкого использования электронного документооборота, соответствующего международным стандартам, как при сборе, так и при распространении корпоративной информации, а также при проведении корпоративных действий.

Какие основные возможности появляются у акционеров, эмитентов, регистраторов, депозитариев, на которые хотелось бы обратить внимание, и которые, безусловно, связаны с электронными сервисами, это:

  • закрепление в законе возможности реализации участия в очном собрании через телекоммуникационные сети (удаленно);
  • возможность информирования акционеров о собрании и иных корпоративных процедурах по E-mail или sms;
  • закрепление в законе возможности реализации регистрации акционера на ОСА через сайт (удаленно);
  • каскадный способ взаимодействия в таких корпоративных процедурах, как
  • преимущественное право приобретения ценных бумаг;
  • приобретение ценных бумаг обществом;
  • погашение ценных бумаг;
  • выкуп акций по требованию акционеров;
  • выкуп акций в рамках добровольного или обязательного предложения;
  • необходимость уведомления всех акционеров (по каскаду) о наличии заявлений в суде, об оспаривании решений ОСА или об оспаривании сделок, о возмещении причинённых обществу убытков;
  • возможность подачи требований о созыве ОСА, кандидатов на должности в избираемые органы и иное – через своего депозитария;
  • возможность организации передачи вопросов для президиума на ОСА в электронном виде.

Ранее взаимодействие АО с его акционером происходило без участия учетных институтов, либо с их минимальным участием. С 1 июля 2016 г. проведение всех основных корпоративных действий будет идти через учетные институты: через депозитарии и регистраторы.

Роль регистратора в реализации корпоративных процедур увеличивается. Следует отметить, что ведущие регистраторы уже давно обеспечивали прием указанных заявлений и требований по выкупам, обязательному, добровольному и принудительным выкупам: эмитенты привлекали регистратора в качестве агента по приему заявлений. Информирование акционеров о корпоративных процедурах по sms или e-mail так же реализовались и ранее: например, при размещении дополнительного выпуска акций Банка ВТБ – со стороны ВТБ Регистратора было произведено информирование акционеров об удовлетворении заявлений с направлением необходимой информации как по e-mail, так и по sms. А возможность голосовать через web-кабинет, возможность задать удаленно вопросы на ОСА, как отмечалось выше, ВТБ Регистратор может обеспечить уже сейчас.

Гецьман Максим Александрович, Заместитель генерального директора АО ВТБ Регистратор

Прохоров Андрей Юрьевич, Заместитель генерального директора – Директор по информационным технологиям АО ВТБ Регистратор