Новости и аналитика Аналитические статьи Налог на прибыль. Спорные вопросы

Налог на прибыль. Спорные вопросы

Большинство вопросов, которые поступают в нашу редакцию, связаны с формированием базы по налогу на прибыль. Для разъяснения некоторых из них мы обратились к Константину Новоселову, советнику государственной гражданской службы РФ II класса, кандидату экономических наук — специалисту по налогу на прибыль, согласившемуся высказать свое частное мнение по актуальным проблемам.



Как известно, оплатить больничный лист за счет средств ФСС России можно лишь в пределах установленного лимита. При этом некоторые организации доплачивают деньги болевшим работникам, исходя из их фактического среднего заработка. То есть часть денег погашается за счет соцстраха, а часть — за счет фирмы. Можно ли учесть такие доплаты в затратах, которые уменьшают облагаемую прибыль?

Подобные доплаты учитываются при налогообложении прибыли. Главное — прописать в трудовом договоре с работником или в коллективном договоре обязанность компании оплачивать лист нетрудоспособности, исходя из среднего заработка сотрудника. В этом случае у организации никаких проблем не возникнет.

При покупке тех или иных ценностей в розницу подотчетному лицу фирмы выдают помимо то варного еще и кассовый чек. Со временем краска на чеке выцветает и он становится нечитаемым. Как быть в такой ситуации? Достаточно ли только товарного чека?

Нет, недостаточно. Расходы на покупку тех или иных ценностей в розничной торговле должны подтверждать оба этих документа. В одном прописывается название купленных ценностей, второй подтверждает факт их оплаты. Причем, именно на основании кассового чека бухгалтер фирмы может списать задолженность с подотчетного лица по выданным ему средствам.
В вашей ситуации можно действовать так. Получив чек от подотчетного лица, его нужно ксерокопировать. Затем копию заверяют подписью должностного лица компании и ее печатью. К копии прилагают оригинал чека. В таком случае покупку ценностей можно считать документально подтвержденной. Кстати, аналогичные разъяснения уже давал Минфин России.

Наша организация оплатила сотрудникам визы, но командировка не состоялась. Учитываются ли в этом случае расходы на визы при расчете налога на прибыль?

На мой взгляд, нет. Ну, не будете же вы уменьшать облагаемую прибыль на расходы по покупке билетов при несостоявшейся командировке. Или возьмем другую ситуацию. Сотруднику выдали суточные, но в командировку он не поехал и деньги в кассу не вернул. Ведь никому и в голову не придет включить сумму суточных в налоговые затраты. Я, конечно, утрирую. Но принцип списания затрат, в том числе и по визам, во всех этих случаях примерно одинаков. В данной ситуации подобные затраты можно считать экономически не обоснованными. Следовательно, при налогообложении прибыли их не учитывают.

В соответствии с пунктом 6 статьи 254 Налогового кодекса РФ сумму материальных расходов уменьшают на стоимость возвратных отходов. Если данные отходы реализуют на сторону, они оцениваются по цене реализации. Как правильно определить такую цену, исходя из рыночных цен (по статье 40 НК РФ) или из фактической цены реализации?

Прежде всего, отмечу, что возвратные отходы — это товар. Так прямо прописано в Налоговом кодексе. Согласно этому документу товаром считают любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Любой товар должен быть продан по рыночным ценам. Получается, что рыночная цена должна совпадать с фактической ценой реализации. Причем, если товар был реализован по заниженной стоимости, которая значительно отклоняется от рыночной, налоговая инспекция вправе провести проверку правильности применения цен и посчитать все налоги, исходя из рыночной цены. Подведу итог. При оценке возвратных отходов учитывают их фактическую цену реализации. Однако, она не должна значительно отклоняться от рыночной цены.

В отчетном периоде фирма заключила договор на оказание рекламных услуг. Как учесть рекламные расходы и как их нормировать, если выручки в данном периоде не было?

Рекламные расходы бывают двух видов: нормируемые и нет. Например, рекламу в средствах массовой информации принимают полностью без какого-либо нормирования. Поэтому подобные (ненормируемые) затраты включайте в налоговые расходы независимо от того, была у организации выручка или нет. Если в течение года выручки так и не будет, у вас сформируется убыток. Его вы вправе перенести на следующий год. Конечно, при этом нужно помнить о требовании статьи 252 Налогового кодекса об экономической обоснованности затрат и о том, что расходы можно учесть, только если осуществляется деятельность, направленная на получение дохода.
Перейдем к нормируемым рекламным расходам. Как прописано в Налоговом кодексе, их можно учесть в пределах 1 процента выручки. Отсюда следует очень простой вывод. Нет выручки — норматив этих расходов равен нулю. Следовательно, уменьшить на их сумму налогооблагаемую прибыль компания не вправе.

В 1999 году у фирмы был значительный убыток. Компания постепенно его покрывала за счет прибыли, которая получена в последующие годы. В 2007 году в организации прошла выездная налоговая проверка. По ее результатам было принято решение оштрафовать компанию за занижение облагаемой прибыли на сумму "старого" убытка. По мнению проверяющих, тот факт, что в 1999 году был убыток, документально не подтвержден. Дело в том, что часть документов была компанией утилизирована. Остались декларация по налогу на прибыль за 1999 год и формы бухгалтерской отчетности. Правы ли проверяющие? Ведь фирма обязана хранить те или иные документы максимум пять лет.

Безусловно, проверяющие правы. Действительно, Налоговый кодекс предоставляет право организациям переносить убытки на будущее. Однако, помимо предоставления прав, Кодекс налагает на компании и дополнительные обязанности. В нем четко написано, что налогоплательщик обязан хранить все документы, которые подтверждают понесенный убыток в течение того срока, когда он уменьшает облагаемую прибыль. А этот период может растянуться и на 10 лет. Причем, в Налоговом кодексе перечня подобных документов нет. Бухгалтерская отчетность, равно как и декларация по налогу на прибыль, обоснованность и факт наличия этого убытка не подтверждают. Его нужно подтверждать первичными документами и документами налогового учета.

Работник отправляется в командировку. После выполнения служебного поручения он остается в месте командировки для проведения отпуска. Компания оплачивает командированному билеты в оба конца. Сможет ли она учесть стоимость обратного билета в налоговых расходах?

Вопрос спорный. По мнению Минфина России, при возвращении работодатель будет фактически оплачивать возвращение из места проведения отпуска, а не из служебной командировки. Поэтому стоимость обратного билета не учитывается.
Я полагаю, что по Трудовому кодексу работодатель должен возместить расходы работника, связанные с выполнением им служебного поручения. В данном случае — оплатить проезд до места командировки и обратно. Тот факт, что работник не вернулся из командировки, а остался в отпуске, подобной обязанности с работодателя не снимает.

Компания организует официальные встречи с потенциальными партнерами в кафе или ресторанах. Причем бывает, что переговоры к дальнейшему сотрудничеству не привели. Можно ли включить затраты на проведение таких встреч в состав представительских расходов?

Можно. В данном случае главное — не результат переговоров, а их направленность на получение прибыли. Если фирма планировала, что переговоры приведут к новому сотрудничеству и к получению дополнительных доходов в будущем, то затраты на них принимают в налоговом учете. Важно, чтобы подобные расходы были подтверждены документально.

Командированный сотрудник воспользовался в аэропорту услугами VIP-зала. Фирма возместила ему эти траты. Сможет ли она уменьшить на такие расходы налогооблагаемую прибыль?

Нет, такие затраты в перечень командировочных расходов, определенный подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса не входят, так как не являются обязательными сборами аэропорта и их осуществление трудно экономически обосновать. Поэтому при налогообложении прибыли они не учитываются. Есть и судебная практика по этому поводу.

Большое Вам спасибо за то, что согласились нам ответить.

Беседу провел Андрей Веселов,
выпускающий редактор

Журнал "Актуальная бухгалтерия" N 12/2007, Андрей Веселов, выпускающий редактор
Читать ГАРАНТ.РУ в и