Новости и аналитика Аналитические статьи Налоговые неясности: ситуация проясняется

Налоговые неясности: ситуация проясняется

Сергей Викторович Разгулин,
заместитель директора Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России

Новый 2008 год принес с собой многочисленные налоговые изменения. А вместе с нововведениями пришли и очередные неясности. Причем многие из них не разрешились до сих пор. Помимо этого, бухгалтеров интересует и множество других неоднозначных моментов, не связанных с последними поправками в Налоговый кодекс. Как всегда, особняком здесь стоят такие проблемные платежи в бюджет, как налог на прибыль, НДС и НДФЛ. На наиболее актуальные и спорные вопросы по этим налогам нам ответил Сергей Викторович Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

Здравствуйте, Сергей Викторович. Большинство вопросов, которые приходят в нашу редакцию, посвящены порядку применения глав Налогового кодекса о налоге на прибыль, НДС и налоге на доходы физических лиц. Не могли бы Вы ответить на наиболее интересные из них?

Постараюсь помочь читателям журнала и ответить на вопросы, которые их интересуют.

Первый вопрос заключается в следующем. Нормы расхода горюче-смазочных материалов на автотранспорте, утвержденные Минтрансом еще в 2003 году, с нынешнего года не действуют. Какими нормативами при списании затрат на бензин теперь нужно руководствоваться? Надо ли пересматривать нормативы расхода ГСМ, которые были утверждены ранее?

В Налоговом кодексе ничего не сказано о нормировании затрат на ГСМ. Однако нормы, утвержденные Минтрансом (*1), можно использовать для того, чтобы подтвердить экономическую обоснованность расходов на бензин по автомобильному транспорту. Ведь расходы на покупку бензина, как и иные расходы, должны удовлетворять требованиям, установленным пунктом 1 статьи 252 Кодекса, в частности, являться экономически обоснованными.

При расчете расходов также можно использовать данные технической документации на машину, информацию, полученную от ее производителя, данные контрольных замеров расхода бензина, выполненных самой организацией и оформленных специальным актом.
Что касается документального подтверждения, то для этих целей могут быть использованы кассовые чеки на покупку топлива и путевые листы.

В 2007 году компания купила легковой автомобиль стоимостью свыше 300 тысяч рублей. Амортизировали его в налоговом учете, применяя коэффициент 0,5. Нужно ли применять этот коэффициент и в 2008 году?

Прежде всего об истории вопроса. Напомню читателям, что до 1 января 2008 года понижающий коэффициент амортизации применялся в отношении легковых автомобилей стоимостью более 300 тысяч рублей. После этой даты данная стоимостная планка для такого вида имущества была поднята в 2 раза и составила 600 тысяч рублей (*2). Однако новая норма может применяться только по тому транспорту, который был включен в состав амортизируемого имущества в этом, то есть в 2008, году. По автомобилям, приобретенным и введенным
в эксплуатацию в 2007 году и ранее, порядок начисления амортизации не меняется. То есть вы должны применять понижающий коэффициент до полного списания их стоимости.

Фирма получила разрешение на привлечение иностранных работников в прошлом году, но так никого и не приняла на работу. Можно ли включить в расходы затраты на получение разрешения?

В каждой конкретной ситуации нужно исходить из экономической обоснованности тех или иных затрат. То есть их направленности на получение организацией дохода. Предположим, для производственных нужд компании нужны именно иностранные специалисты. С ними заключена предварительная договоренность, и получено разрешение на их работу. Уплачена пошлина. По каким-то не зависящим от компании причинам выйти на работу они не смогли. В этом случае затраты на получение разрешения можно учесть при налогообложении прибыли.

Можно ли учесть в составе налоговых расходов затраты на аренду жилого помещения для проживания иностранного сотрудника фирмы? Если да, то в полной сумме их учитывают или есть специальный норматив?

По нашему мнению, расходы, связанные с предоставлением жилья работникам, при условии их документального подтверждения учитываются для целей налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда в размере, не превышающем 20 процентов от суммы заработной платы. Именно такое ограничение предусмотрено трудовым законодательством для выплаты заработной платы в неденежной форме.

Пункт 4 статьи 255 Налогового кодекса предусматривает включение в состав расходов стоимости предоставляемого в соответствии с установленным законодательством РФ порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг). Вместе с тем гарантии жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в России под действие указанного пункта не подпадают.

Компания приняла решение выплатить дивиденды по итогам 9 месяцев 2007 года. Решение принято в ноябре, дивиденды начислены в декабре, а выплачены уже в 2008 году. В каком порядке компания удерживает с дивидендов налоги? По правилам 2007-го или 2008 года?

Российские организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, удерживают налог из доходов налогоплательщика при каждой выплате таких доходов. По доходам, выплачиваемым налогоплательщикам в виде дивидендов, налог, удержанный при выплате дохода, перечисляется в бюджет налоговым агентом, осуществившим выплату, в течение 10 дней со дня выплаты дохода (*3).

Таким образом, порядок налогообложения у источника выплаты определяется датой выплаты дивидендов — в рассматриваемом случае правилами 2008 года. Период, за который такие доходы начислены, значения не имеет.

На балансе компании числится значительное количество основных средств, которые полностью самортизированы в бухгалтерском и налоговом учете. Нужно ли их списать?

Основные средства списывают в том случае, когда они перестают использоваться в производственной деятельности организации и приносить доход. А тот факт, что их остаточная стоимость равна нулю, основанием для списания не является. Если же такое имущество не пригодно к дальнейшей эксплуатации, то его ликвидируют. При этом организации нужно оприходовать те или иные части основного средства, которые могут быть использованы в дальнейшей работе. Стоимость таких ценностей отражают в составе внереализационных доходов исходя из их рыночной цены и облагают налогом на прибыль (*4). В дальнейшем стоимость полученного имущества при его списании определяют как сумму налога на прибыль, начисленную с рыночной стоимости этих ценностей.

Об этом говорится в пункте 2 статьи 254 Налогового кодекса.

Налоговые инспекторы зачастую отказывают в вычете НДС по работам или услугам, если в счете-фактуре в графе "Наименование товаров..." указана только ссылка на реквизиты договора. Они требуют описания выполненных работ или оказанных услуг. Правомерно ли это?

На мой взгляд, да. По Налоговому кодексу в счете-фактуре должно быть отражено наименование поставляемых товаров, описание выполненных работ или оказанных услуг. Таково требование пункта 5 статьи 169 Кодекса, а также Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (*5).

Следовательно, там должна быть именно эта информация, а не реквизиты договора. Оптимальный вариант — скопировать наименование работ или услуг из самого договора или их краткую характеристику и указать в счете-фактуре. В этом случае все требования законодательства будут соблюдены и организация-заказчик получит право принять НДС к вычету по такому документу. В любом случае лучше выполнить эти, на мой взгляд, несложные требования, нежели вступать в дополнительные споры с проверяющими.

А можно ли принять к вычету НДС по счету-фактуре, на котором стоит печать поставщика?

Если речь не идет о внесении исправлений, заверение счета-фактуры печатью не требуется. Но, на мой взгляд, наличие печати не является основанием для отказа в вычете предъявленных сумм.

Налоговые инспекторы утверждают, что при оказании услуг дата и номер счета-фактуры должны совпадать с датой и номером акта их сдачи-приемки. В противном случае счет-фактура считается оформленным не верно. Так ли это?

Нет, это не так. Во многих случаях эти реквизиты совпадать не будут. Так, акт сдачи-приемки составляют в момент оказания тех или иных услуг. А счет-фактуру компания обязана выписать в течение 5 дней после этой даты. В результате будет несовпадение дат. Например, услуги оказаны 5 марта. Счет-фактура по ним может быть оформлен 9 марта. С номерами такая же ситуация. Предположим, компания оказывает услуги и продает товары.

В этом случае нумерация актов и счетов-фактур совпадать не будет и не должна.

Как известно, сумму НДС при проведении взаимозачета следует перечислить партнеру "живыми" деньгами. Требуется ли это делать при посреднических сделках? Например, посредник продает товар комитента, участвует в расчетах и удерживает свое вознаграждение из денежных средств, которые ему причитаются. Нужно ли собственнику товара (комитенту) перечислять сумму НДС в части вознаграждения посреднику, чтобы принять ее к вычету?

В данной ситуации этого делать не нужно. Дело в том, что здесь нет безденежной формы расчетов. Оплата услуг посредника осуществляется деньгами, которые он получил от конечного покупателя. Поэтому положения пункта 4 статьи 168 Налогового кодекса, о которых вы говорите, к этой ситуации не применимы. Кстати, аналогичные разъяснения Минфин России уже давал, например, в письме от 3 марта 2007 года N 03-07-11/93.

А в какой момент "входной" НДС при бартерных сделках можно принять к вычету? После оприходования товара и встречной отгрузки или после перечисления суммы налога поставщику?

Только после того, как сумма налога будет перечислена. Это прямо предусмотрено Налоговым кодексом. Приведу цитату из статьи 172: "При использовании налогоплательщиком собственного имущества в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком..." Поэтому до уплаты налога принять его к вычету вы не сможете. Основанием для зачета суммы НДС будет не только счет-фактура поставщика, но и ваше платежное поручение на перечисление налога.

Можно ли сумму налога заплатить наличными деньгами в кассу поставщика? Или это нужно делать обязательно через банковский счет компании?

При проведении бартерных сделок, зачете взаимных требований или использовании в расчетах ценных бумаг сумма НДС перечисляется поставщику именно платежным поручением. Такая норма прямо установлена Налоговым кодексом. Кодекс не предусматривает возможности заплатить НДС наличными денежными средствами в кассу поставщика.

В период проведения камеральной налоговой проверки организацией представлена уточненная декларация по НДС. Прекращается ли проверка по первоначальной декларации?

Порядок камеральной налоговой проверки предусмотрен статьей 88 Кодекса. Проверка уточненной налоговой декларации производится в том же порядке, что и проверка обычной — первичной — декларации. При этом камеральная налоговая проверка первичной декларации прекращается, если в ходе ее проведения налогоплательщиком представляется уточненная декларация. Исключением являются случаи, когда в ходе проверки налоговым органом обнаружено нарушение законодательства о налогах и сборах. В этом случае по ее результатам принимается решение в соответствии со статьей 101 Кодекса.

Как применять лимит суточных при расчете налога на доходы физических лиц, если часть командировки приходится на 2007 год, а часть — на 2008-й?

Дело в том, что в отношении размера суточных, которые подлежали освобождению от налогообложения в период до 2008 года, есть несколько точек зрения. Согласно арбитражной практике суточные не подлежат налогообложению в пределах сумм, которые установлены коллективным договором или локальным нормативным актом организации. По мнению Минфина России, для определения размера суточных, освобождаемых от налогообложения, следовало использовать нормы, установленные постановлениями Правительства РФ N 729 и N 93 (*6).

С 1 января 2008 года НДФЛ не удерживается с суммы, которая не превышает 700 рублей в сутки (при командировках по России). Удержание налога с превышения указанной суммы производится организацией за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, например, при выплате заработной платы (*7).

Если сотрудник вернулся из командировки 30 декабря 2007 года, а авансовый отчет представил в январе 2008 года, надо ли использовать лимит в 700 рублей?

Да, поскольку дата фактического получения указанного дохода определяется как день выплаты дохода (*8). То есть в данном случае — как день утверждения авансового отчета.

Вправе ли компания установить лимит суточных в большей сумме?

Да, фактический размер суточных может быть любым. Нормы Налогового кодекса применяют только при расчете тех или иных налогов. К трудовому законодательству они не имеют отношения. Просто суточные, которые превышают 700 рублей в день, будут облагаться налогом на доходы физлиц. А сумма суточных, превышающая 100 рублей в день, не уменьшает облагаемую прибыль организации. Я говорю о командировках по России. Для заграничных поездок установлены свои нормы.

Фирма дарит своим сотрудникам подарки по случаю праздника. Должна ли она вести, как и прежде, персональный учет выданных презентов? А в том случае, если стоимость подарка превышает 4000 рублей, нужно ли перечислять НДФЛ в бюджет?

Физические лица, получающие с 1 января 2008 года доходы в виде подарков в денежной и натуральной формах, самостоятельно исчисляют и уплачивают с их стоимости налог на доходы (*9). До 2008 года в отношении таких сумм соответствующие обязанности исполнялись налоговыми агентами.

С 2008 года обязанности налогового агента в этом случае организация не несет.

Большое спасибо, Сергей Викторович, что Вы согласились ответить на вопросы наших читателей.

Беседу провела Н.В. Горшенина,
эксперт журнала

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03) были утверждены Минтрансом России 29 апреля 2003 года, имели статус постоянных и действовали до 1 января 2008 года.

Между тем налоговым законодательством расходы на ГМС напрямую не отнесены к нормируемым.

И все же, на наш взгляд, списание на расходы ГСМ в размере фактически оплаченных сумм, не подкрепленных сведениями о пробеге автомобиля и нормами расходования топлива, приведет к риску непризнания данных затрат инспекторами. Не применять нормы вообще нельзя. И вот почему.

В налоговом учете организация может учитывать расходы на приобретение ГСМ в соответствии либо с подпунктом 5 пункта 1 статьи 254 (в составе материальных расходов), либо с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса (в составе прочих расходов как затраты на содержание служебного транспорта). Такие выводы сделаны в письме УФНС России по г. Москве от 14 ноября 2006 года N 20-12/100253.

Необходимо, чтобы все налоговые расходы соответствовали критериям пункта 1 статьи 252 Кодекса. То есть они должны быть обоснованы (экономически оправданы) и документально подтверждены.

Обоснованными расходами на ГСМ могут быть признаны подтвержденные затраты на определенный пробег автомобиля. Необходимое количество топлива на 100 километров пробега можно определить при помощи норм. Фактический пробег авто подтверждают сведениями из путевого листа. Отметим, что для транспортных организаций путевой лист обязателен к применению (пост. Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78).

Нормы предприятие должно разработать и утвердить самостоятельно. Для этого можно воспользоваться сведениями из технической документации на машину или подтвердить расход топлива данными контрольных замеров, произведенных специально созданной комиссией.

Нормы расхода ГСМ утверждаются приказом руководителя фирмы. Порядок расчета норм может быть оформлен также как элемент учетной политики компании.

Если на предприятии уже утверждены нормы, разработанные на основании Р3112194-0366-03, по нашему мнению, лучше их переутвердить со ссылками на техническую документацию или акты контрольных замеров. Это может оказаться более выгодным для организации, особенно со старым автомобильным парком.



*1) утв. Минтрансом РФ от 18.02.1997

*2) п. 9 ст. 259 НК РФ

*3) ст. 275, 287 НК РФ

*4) п. 13 ст. 250 НК РФ

*5) утв. пост. Правительства РФ от 02.12.2000 N 914

*6) пост. Правительства РФ от 02.10.2002 N 729, от 08.02.2002 N 93

*7) п. 4 ст. 226 НК РФ

*8) подп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ

*9) ст. 228 НК РФ


Журнал "Актуальная бухгалтерия" N 3/2008, Н.В. Горшенина, эксперт журнала
Читать ГАРАНТ.РУ в и