Новости и аналитика Аналитические статьи Отмена ККТ: "вмененщики" дождались

Отмена ККТ: "вмененщики" дождались

Отменить обязательное применение кассовых аппаратов для плательщиков ЕНВД законодатели обещали не один год. Наконец это свершилось. "Вмененщики" получили долгожданное освобождение от ККТ. Взамен у них появилась новая обязанность - выдавать по первому требованию покупателя документ, подтверждающий прием денежных средств. Однако этот "подводный камень", к сожалению, не единственный.

Федеральный закон от 17 июля 2009 года N 162 ФЗ внес изменения сразу в несколько нормативных актов, а именно: Законы о применении ККТ1, о налоговых органах2, а также в Кодекс об административных правонарушениях. Поправки вступили в силу 21 июля 2009 года. Рассмотрим их по порядку.

Вместо кассового чека - товарный

Основное изменение - статья 2 Закона о применении ККТ дополнена пунктом 2.1. Согласно новой норме плательщики ЕНВД вправе не применять кассовую технику при наличных расчетах с покупателями (клиентами). В то же время продавцы должны оформлять по требованию покупателей документ, подтверждающий оплату. Таким документом может стать, к примеру, товарный чек, квитанция и т. п. Его форму компания вправе разработать самостоятельно. Главное, чтобы он содержал следующие реквизиты:

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя);
  • ИНН организации (индивидуального предпринимателя);
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, а также его личную подпись.

Законом не предусмотрено, что документ, подтверждающий оплату, должен быть изготовлен типографским способом. Значит, изготовить его можно своими силами, например, распечатав на принтере. В перечне обязательных реквизитов нет упоминания о печати организации. Однако, на наш взгляд, заверить документ печатью не помешает (см. образец на стр. 19). Для хранения и учета выданных товарных чеков (квитанций и т. д.) можно завести специальный журнал. В него будут подшиваться вторые экземпляры выписанных покупателям документов или их копии.

Отметим, что начинать работать по новым правилам должны не все компании, переведенные на уплату ЕНВД. Так, изменения не коснутся "вмененщиков", которые и раньше были освобождены от применения кассовой техники. Например, компании, оказывающие услуги населению. Вместо кассовых чеков они, как и до этого, должны выписывать БСО3. Продавать товары (оказывать услуги) без кассовой техники или иных подтверждающих оплату документов по-прежнему могут фирмы, указанные в пункте 3 статьи 2 Закона о ККТ. Например, компании, которые обеспечивают питанием учащихся и работников общеобразовательных школ. В эту же группу входят организации, торгующие из цистерн (пивом, квасом, молоком, керосином и др.), вразвал овощами и бахчевыми культурами. Также это касается продавцов непродовольственных товаров на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (за исключением магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов и др.).

Отдельно стоит сказать о компаниях-"вмененщиках", которые торгуют крепким алкоголем (с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции). С большой долей вероятности можно сказать, что на них освобождение от ККТ распространяться не будет. Дело в том, что в отношении торговцев крепким спиртным установлена специальная норма, которая предписывает им применять кассовые аппараты.

В проекте Федерального закона от 17 июля 2009 года N 162 ФЗ данный момент был четко прописан. В проекте говорилось, что освобождение от применения ККТ не действует, в случае если в соответствии с федеральным законом наличие кассовой техники является обязательным условием для ведения той или иной деятельности. В тексте принятого Закона такого положения нет. Однако, на наш взгляд, это ничего не поменяло, ведь требование использовать ККТ при продаже в розницу алкоголя по-прежнему в силе.

Все под контролем

Вслед за порядком применения ККТ подкорректированы и правила проверки кассовой дисциплины. Поправки носят скорее уточняющий характер. Как и ранее, инспекторы будут проверять плательщиков ЕНВД на предмет применения кассовой техники. Но теперь проверяющие смогут оштрафовать только тех из них, кто не выписал по требованию покупателя (клиента) документ, подтверждающий прием денег. Основной момент здесь - именно требование покупателя. Соответственно, штраф за невыдачу указанного документа будет назначен, только если продавец проигнорирует эту просьбу. Выписывать товарный чек всем без исключения покупателям и клиентам не нужно.

Кстати, о штрафах. Ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники установлена статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии с произошедшими изменениями законодатели внесли поправки и в данную норму. Штрафы за невыдачу подтверждающего оплату документа предусмотрены такие же, как и за неприменение кассовой техники. Размер санкции для должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей, для организации - от 30 000 до 40 000 рублей.

Очевидно, что освобождение от обязательного применения ККТ - право, а не обязанность компаний. По желанию они могут продолжить использовать кассовые аппараты и пробивать покупателям чеки. Если же "вмененщики" захотят работать по новым правилам, кассовую технику желательно снять с учета в налоговой инспекции. Это убережет их от лишнего визита инспекторов с проверкой порядка применения ККТ. Ведь проверяющие могут и не знать, что фирма работает на "вмененке". Снятые с регистрации аппараты можно использовать и далее. Например, для учета поступившей выручки и контроля над кассирами. Однако вопрос, сможет ли фирма использовать кассовый чек, пробитый незарегистрированной кассой, как подтверждающий оплату документ, пока остается спорным.

Л.М. Лялин,
почетный адвокат, член Президиума Московской областной коллегии адвокатов

Федеральный закон от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ создал беспрецедентно провокационную ситуацию. Многие предприниматели, полагаясь на него, перестанут использовать кассовую технику при продаже алкоголя. Проверки последуют незамедлительно. Поскольку, во-первых, Закон "О ККТ" никого ни от чего не освобождает. Вместо кассовых чеков нужно писать и заполнять бланки с указанием нескольких граф. Если они не будут оформлены по требованию покупателя, это будет то же самое, что и невыдача чека. Во-вторых, закон читается и трактуется буквально. В России имеется немало прецедентов, подтверждающих, что специальный закон, уточняющий главный, всегда важнее. Можно вспомнить безуспешную борьбу налоговых органов против специальной нормы Закона "Об образовании" (п. 3 ст. 40 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-I). В соответствии с ней образовательные учреждения освобождались от всех видов налогов, в том числе платы за землю. Ссылки налоговиков на то, что льготы могут устанавливаться только Налоговым кодексом, не принимались во внимание судебными инстанциями: от первой и до Конституционного Суда РФ. В данном же случае речь идет не только об освобождении "вмененщиков" от использования ККТ, но и о специфике оборота алкогольной продукции, то есть о разных предметах правового регулирования. В связи с этим полагаю, что на настоящий момент следует руководствоваться нормами пункта 5 статьи 16 Федерального Закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ и применять ККТ при продаже алкоголя.

Автор статьи:
Е.Н. Тарасова,
эксперт журнала

Экспертиза статьи:
М.А. Золотых,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, юрисконсульт
 


1 Федеральный закон от 22.05.2003 N 54 ФЗ

2 Закон РФ от 21.03.1991 N 943 I

3 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54 ФЗ