Новости и аналитика Аналитические статьи Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию РФ: ключевые инициативы

Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию РФ: ключевые инициативы

Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию РФ: ключевые инициативы4 декабря состоялось ежегодное послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию РФ (далее – Послание). На этот раз по вполне понятным причинам глава государства уделил особое внимание экономике и вопросам поддержки малого и среднего бизнеса. Именно в этих сферах сосредоточены самые громкие из озвученных им предложений и задачи. Попробуем разобраться, каково значение этих инициатив, возможные последствия и насколько реально их воплотить на практике. 

 

"Надзорные" каникулы 

Пожалуй, самым знаковым предложением, которое вызвало единодушнyю позитивную реакцию экспертов, стала инициатива о введении так называемых надзорных каникул для малого бизнеса. На данный момент организации и индивидуальные предприниматели подвергаются мероприятиям по контролю как в плановом порядке (на основании ежегодного плана проверок), так и во внеплановом – например, по жалобам о нарушении законодательства (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"). 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Защита прав бизнеса при проведении проверок. Дубль триНа каких принципах будет работать новая система государственного и муниципального контроля и надзора, в чем ее плюсы и минусы – читайте в нашем материале "Защита прав бизнеса при проведении проверок. Дубль три".

Ситуация в данной области достаточно тяжелая – на данный момент в России существует более 100 видов контроля и надзора. При этом и Минэкономразвития России, которое курирует в правительстве малое и среднее предпринимательство, и бизнес-омбудсмен Борис Титов, и общественные организации, такие как "Опора России" и "Деловая Россия", солидарны в том, что административное давление на бизнес со стороны контролирующих органов необходимо снижать. На данный момент Минэкономразвития России совместно с общественными организациями предпринимателей даже готовят реформу всей системы государственного контроля (надзора).

В связи с этим глава государства очень своевременно предложил освободить на три года от плановых проверок, проводимых государственными и муниципальными органами, те малые предприятия, которые в течение трех лет не имели "существенных нареканий". При этом возможность проведения внеплановых проверок, вызванных угрозой здоровью и жизни людей, по мнению президента, должна сохраниться. Как и когда данная инициатива будет реализована на практике – пока не понятно.

Как отметила вице-президент "Опоры России" Марина Блудян в перспективе предстоит принять необходимые нормативные акты. При этом общественные организации, отстаивающие интересы предпринимателей, будут данный процесс контролировать. По ее мнению, отмену плановых проверок для малых и средних предприятий при хорошем раскладе можно ожидать уже со следующего года.

 

МНЕНИЕ

Марина Блудян

Марина Блудян, вице-президент "Опоры России":

"Мы давно просим государство о сокращении проверок малых предприятий и уже добились от некоторых ведомств таких решений. Например, МЧС России в конце 2013 года было принято решение освободить от контроля и надзора субъекты малого и среднего предпринимательства. В итоге весь 2014 год плановые проверки в отношении этих бизнесменов не проводятся. Результат очень хороший и предпринимателями приветствуется. Но это не просто спонтанное решение. Это реализация риск-ориентированного подхода. МЧС России оценило, сколько было пожаров со смертельными случаями на объектах, принадлежащих малым и средним предприятиям, – эта цифра оказалась равна 0,01%. Было принято решение проверки не проводить, поскольку нет никаких рисков с точки зрения пожарной безопасности. И в настоящий момент статистика показывает, что в связи с их отменой не произошло резкого увеличения количества пожаров, нарушений или внеплановых проверок. То есть никакого негатива от такого решения не произошло. Мы это доказали, нас власть услышала, и президентом было принято соответствующее решение уже для всех остальных видов контроля и надзора".


 

МНЕНИЕ

Дмитрий Сазонов

Дмитрий Сазонов, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию малого и среднего бизнеса:

"На вопрос "Чем вам помочь?", бизнес, как правило, отвечает: "Не мешать". Данный посыл, безусловно, касается и вопросов, связанных с административным давлением, в том числе с проверками. Конечно, это очень правильная инициатива, чтобы добросовестный бизнес все-таки оставили в покое и в течение трех лет вообще не трогали. Вопрос в том, как это будет реализовано. Я думаю, что здесь должны работать механизмы общественного контроля, когда общество в рамках социального диалога с властью решает проблемы, которые стоят в том числе и перед бизнес-сообществом".


 

 

Четырехлетний мораторий на изменение налоговых условий 

Еще одной важной инициативой стало закрепление действующих налоговых условий на последующие четыре года. Основная задача этой меры – создать стабильные условия для ведения бизнеса. Причем в последовавшем за Посланием поручении Правительству РФ глава государства указал, что эти меры будут распространяться также и на физических лиц. Отметим, что речь идет о налоговых условиях, которые устанавливаются на федеральном уровне — в НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законах.

При этом мнения экспертов относительно данной инициативы расходятся. Так, по словам председателя комитета по налогам Московского городского отделения "Опора России" Сергея Зеленова, речь идет о том, что не будут вводиться новые налоги, и порядок расчета действующих налогов останется неизменным. Однако, по его мнению, на самом деле с большой долей вероятности это не позволит зафиксировать текущую налоговую нагрузку. 

Дело в том, что еще до Послания была проделана большая работа, которая позволила федеральному правительству дистанцироваться от установления налоговых ставок по налогам и сборам, идущим в бюджет регионов. Регионам предоставлена огромная "вилка", внутри которой они сами могут устанавливать размеры налогов и сборов. В первую очередь речь идет о налоге на имущество для предпринимателей на спецрежимах, и торговых сборах, которые пока могут применяться только в городах федерального значения, то есть в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе (Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 382-ФЗ).

 

МНЕНИЕ

Сергей Зеленов

Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "Опоры России", управляющий партнер консалтинговой компании Green Group:

"Налог на имущество физических лиц с 2015 года будет исчисляться по кадастровой стоимости имущества, которая, например, в Москве, со следующего года будет увеличена практически в два раза. Соответственно, во столько же раз вырастет и налог на имущество – без изменения ставки налога, просто за счет изменения стоимости налогооблагаемого недвижимого имущества, к оценке которой федеральная власть де-юре отношения не имеет. Очевидно, что ничто не помешает менять ее и в следующих периодах, так как законодательного ограничения такой стоимости нет. Стоит также вспомнить, что в Москве с 2015 года налог на имущество будут уплачивать малые предприятия, применяющие специальные налоговые режимы, которые сейчас не являются плательщиками этого налога. Также будут исключены ограничения по площади объектов недвижимости – налог будут уплачивать даже те организации, у которых в собственности небольшие офисы [см. Закон г. Москвы от 7 мая 2014 г. № 25. – Ред.]. 

Что касается торговых сборов, их размер привязан к стоимости патента, определяемой исходя из потенциально возможного годового дохода предпринимателя, который облагается налогом по ставке 6% и не может быть выше 1 млн руб. (п. 7 ст. 346.43 НК РФ). Однако субъекты РФ вправе увеличивать предельный размер дохода, в частности, в отношении торговли, в 10 раз (подп. 4 п. 8 ст. 346.43 НК РФ). Таким образом, максимально возможная стоимость годового патента для магазинов площадью до 50 кв. м может составить 600 тыс. руб. Например, в Москве для таких магазинов стоимость патента на 2014 год составляет 120 тыс. руб. С учетом того, что торговые сборы рассчитываются исходя из стоимости патента на один кв. м, то легко посчитать, что за один кв. м площади, магазины должны будут платить 2,4 тыс. руб. в год. Однако, Москва имеет право поднять ставку торгового сбора до 12 тыс. руб. за кв. м то есть в пять раз, без изменения ставок налога со стороны федеральной власти [если установит максимально возможный в соответствии с НК РФ годовой доход в размере 10 млн руб. – Ред.]".


 

Таким образом, получается, что государство сначала ухудшило положение налогоплательщиков, а потом объявило о фиксации налоговых условий. В итоге на последующие годы уже заложены механизмы практически неограниченного повышения налоговой нагрузки предпринимателей субъектами РФ. При этом федеральные власти в данном случае не могут без корректировки НК РФ дать прямое указание регионам о "заморозке" налоговых условий. По факту речь идет не столько о снижении налоговой нагрузки, сколько о перекладывании ответственности перед бизнесом за ее повышение с федерального уровня на регионы. 

"В связи с этим вспоминается недавнее обещание Минфина России о такой же "фиксации", которое сразу же было забыто, как только стало неудобным. Конечно, Президент РФ себе "разбрасывания" словами позволить не может, однако ему и не придется нарушать свое слово", – заключает Сергей Зеленов. 

Тем не менее, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрий Сазонов настроен гораздо более оптимистично. Он считает, что изменения, в частности, будут способствовать развитию инвестиций в субъектах РФ. Кроме того, по его мнению, предложенные меры позволят законопослушному бизнесу быть более конкурентоспособным по сравнению с предпринимателями, которые различными способами уклоняются от уплаты налогов.

 

МНЕНИЕ

Дмитрий Сазонов

Дмитрий Сазонов, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию малого и среднего бизнеса:

"Не менять налоговую нагрузку в течение четырех лет – это очень правильный посыл, который прозвучал в Послании. Данная позиция поддерживается не только бизнес-сообществом, но и регионами, потому что им сложно выстраивать отношения с бизнесом, в том числе привлекать инвестиции. Любые инвестиции – это бизнес-план, который в идеале подразумевает неизменную составляющую как налоговой ставки, так и остальной нагрузки на бизнес. Все, что касается издержек, должно быть стабильно. Пора уже зафиксировать правила, к которым бизнес привыкнет и по которым будет готов работать".


  

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Навстречу малому бизнесу: налоговые каникулы и патенты для самозанятыхО перспективах введения налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей, а также патентов для самозанятых лиц читайте в нашем материале "Навстречу малому бизнесу: налоговые каникулы и патенты для самозанятых".

При этом, по словам Дмитрия Сазонова, фиксация налоговых условий на четыре года не предполагает "заморозку" инициатив, улучшающих положение бизнеса в сфере налогообложения: "Общий посыл таков: все действия, которые ухудшают предпринимательский климат, нужно затормозить и не вводить таких изменений. Все, что касается улучшения – нужно внимательно обсуждать с бизнес-сообществом в рамках процедур оценки регулирующего воздействия и если есть консолидированное мнение – внедрять", – прокомментировал он. 

Также глава государства поддержал инициативу о введении налоговых каникул для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и патентную систему налогообложения. Кстати, эта инициатива в части повышения и понижения налоговой нагрузки также полностью  отдана на откуп регионам.

 

Амнистия капитала 

Наряду с инициативами по поддержке малого и среднего бизнеса президент озвучил и предложение о полной амнистии капиталов, возвращающихся в Россию. Это затронет как граждан, которые хранят за границей свои денежные средства, возможно, полученные не вполне законным путем или оформленные ненадлежащим образом, так и компании, "оптимизирующие" налогообложение с использованием оффшорных юрисдикций. Основная цель этой меры – привлечь в российскую экономику финансовые средства, так как потребность в них с учетом западных санкций и падения цен на нефть довольно велика.

"Если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе и правоохранительным, трясти его там и тут, не спросят об источниках и способах получения капиталов, что он не столкнется с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб", – пояснил глава государства.

 

МНЕНИЕ

Сергей Зеленов

Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "Опоры России", управляющий партнер консалтинговой компании Green Group:

"Можно твердо сказать, что для частных инвесторов, не имеющих никаких длительных интересов в России, кроме получения прибыли, время для инвестиций явно прошло. В такой ситуации, конечно, ни о каком инвестировании, кроме возврата ранее выведенных средств, речь идти не может. Да и возврат капиталов в добровольном порядке также сомнителен. Конечно же, предлагать вернуть капиталы в такие экономические условия не обещая ничего взамен – это, по крайней мере, излишне самонадеянно. В таких условиях амнистия возвращенного капитала – это самое меньшее, что может предложить государство. Думаю, что в первую очередь будут частично возвращаться те денежные средства, которые были выведены госкорпорациями и компаниями, аффилированными с государством".


 

Расширение доступа малого бизнеса к закупкам госкомпаний 

В Послании глава государства поручил правительству определить обязательный годовой объем закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса. По его словам, речь идет о десятках и сотнях миллиардов рублей, которые должны стать источником развития для отечественного предпринимательства. 

Стоит отметить, что данная инициатива не является новой. Соответствующее постановление правительства разработано еще в 2013 году и должно было вступить в силу 1 января 2014 года. Однако оно существовало только в виде проекта и было издано только после Послания. Документ вступит в силу теперь уже с 1 июля 2015 года (постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"). 

На данный момент закупки госкорпораций и госкомпаний ориентированы преимущественно на интересы крупного бизнеса, в первую очередь, их дочерних и аффилированных фирм. При этом доля малого и среднего бизнеса в таких закупках, в отличие от закупок, производимых государственными и муниципальными органами, законом или иным правовым актом не была установлена. Между тем, по данным Минэкономразвития России, объем закупок госкомпаний и госкорпораций по состоянию на 2013 год оценивался не менее чем в 7 трлн руб. в год, а доля субъектов малого и среднего предпринимательства в них – не более 10%. 

По новым правилам годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства должен составлять не менее чем 18% годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, и не менее 10% по результатам закупок, участниками которых были только субъекты малого и среднего предпринимательства. Стоит отметить, что в первоначальной версии рассматриваемого постановления правительства, планировалось установить объем закупок у малых и средних предприятий с 1 января 2015 года – не менее 18%, а с 1 января 2018 года – не менее 25% совокупного годового объема договоров, заключенных заказчиками. 

"Озвученные в Послании президента инициативы в области малого и среднего бизнеса – это, на мой взгляд, максимум того, что можно было ожидать в таких сложных условиях. Было сказано то, что нужно и то, что власть действительно может сделать. Это архиважно для предпринимательского сообщества", – резюмирует Марина Блудян.

 

Импортозамещение и поддержка отечественного производителя  

Говоря о санкциях, президент в очередной раз озвучил тезис о том, что они являются стимулом для более эффективного и ускоренного развития, в частности – импортозамещения и поддержки отечественного производителя. Данная позиция в последние месяцы является официальной и неоднократно озвучивалась чиновниками. 

По заявлению главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, внешнеторговые ограничения и динамика курса рубля сделали более конкурентоспособным российский экспорт и придали импульс импортозамещению. Так, в последние месяцы наблюдается ускорение годовых темпов роста промышленного производства (почти в два раза в сентябре-октябре по сравнению с 1,5% по итогам первой половины года) и улучшение настроений производителей промышленной продукции. Вклад чистого экспорта в темп роста ВВП увеличился. Однако в условиях высокой неопределенности этот рост выпуска пока не сопровождается ростом инвестиций. 

Однако далеко не все экономисты солидарны с позицией представителей власти. Как отмечал ранее финансовый омбудсмен Павел Медведев, санкции не способствуют развитию экономики России. Провозглашенная государством политика импортозамещения требует больших капитальных вложений. Однако объем последних падает, а потребность в них, напротив, очень резко выросла в связи с присоединением к России Крыма и Севастополя. Кроме того, по его словам, наблюдающийся в настоящий момент рост цен является следствием мер, принятых Россией в ответ на западные санкции. 

По мнению эксперта Института "Центр развития" Высшей школы экономики Сергея Пухова, изначально в России были благоприятные внешние и внутренние условия для развития, однако государство ими не воспользовалось. По его словам, на данный момент каких-либо преимуществ от санкций, принятых в отношении России, не наблюдается.

 

МНЕНИЕ

Сергей Пухов

Сергей Пухов, эксперт Института "Центр развития" Высшей школы экономики:

"Санкции, которые западные страны ввели в отношении российского нефтегазового сектора, никак не способствуют росту экономики. Ограничения, которые введены на капитальные заимствования, на долгосрочные заимствования – тоже никак не способствуют росту. Мы ввели контрсанкции, которые вроде как должны способствовать импортозамещению, но загвоздка в том, что цены на продукты выросли – мы это видим. Все потоки продовольственных товаров, которые раньше шли законным образом, теперь полузаконными схемами проходят через Казахстан и Белоруссию. Мы поменяли Европу в качестве импортера на более отдаленные страны, где цена на продукцию гораздо выше. Я пока не вижу преимуществ для России от таких внешних и внутренних факторов. Может быть, они заставили правительство поторопиться с тем, чтобы процесс импортозамещения пошел. Возможно, он действительно пошел, но я не думаю, что это долгосрочный процесс, и скорее всего, он спровоцирован ажиотажным спросом в условиях девальвации и роста цен. Первые результаты будут видны через полгода, но скорее всего, мы не увидим ничего хорошего".


 

Ускорение экономического роста

Еще одна амбициозная задача, поставленная в Послании, – вырваться из нулевых темпов роста экономики и в течение трех-четырех лет выйти на темпы роста выше среднемировых. Одновременно глава государства рассчитывает на ежегодный рост производительности труда не менее чем на 5% и снижение в среднесрочной перспективе инфляции до 4%.

По словам председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной, в 2014 году инфляция составит 10% (хотя по прогнозу Минэкономразвития России, опубликованному в сентябре текущего года, ожидалась в размере 7,5%). При этом согласно прогнозу Банка России ожидается, что инфляция продолжит расти до конца I квартала 2015 года и может достичь 11,5%, а затем начнет снижаться. На конец 2015 года ее уровень снизится примерно до 8%. Замедление инфляции до целевого уровня 4% прогнозируется только к концу 2017 года.

Прогноз темпов экономического роста у Банка России не такой позитивный, как планирует президент – по оценкам главного банка страны, они сохранятся на уровне, близком к нулю, в 2015-2016 годах, а в 2017 году ожидается рост ВВП до 1-1,2%. И это базовый сценарий, рассчитанный на то, что ситуация в экономике не ухудшится. Однако существует еще "стрессовый" сценарий, при наступлении которого, по словам Набиуллиной, в частности, "можно ожидать несколько большее ускорение инфляции".

При этом, как отметила Набиуллина, для того чтобы темпы роста в ближайшие три года были выше, необходимо проведение структурных реформ – в первую очередь, нужны меры по реальному улучшению делового климата, и повышение производительности труда.

По мнению Сергея Пухова, необходимо смотреть, как предложения главы государства будут реализовываться на практике, поскольку в Послании президент не озвучил каких-либо конкретных механизмов их реализации. При этом эксперт отметил что, например, для повышения производительности труда, нужны инвестиции в новые средства производства, в новые технологи, в частности, западные ноу-хау, к которым у России на данный момент доступа нет. 

"В противном случае мы будем изобретать велосипед, и соответственно, ни о каком росте производительности у нас не будет идти речь", – пояснил эксперт.

 

Принятие мер к "валютным спекулянтам"

Президент призвал Банк России и Правительство РФ принять жесткие скоординированные действия в отношении спекулянтов, которые играют на колебаниях курса рубля. По его словам, власти знают, кто эти спекулянты, и инструменты влияния на них есть. Тем не менее, как мы видим, курсы доллара и рубля, продолжают расти – "черный вторник", когда курс евро на торгах перевалил за 100 руб., запомнится россиянам надолго. В связи с этим возникает вопрос: а есть ли реальные рычаги у Банка России и Правительства РФ, чтобы исправить ситуацию?

По словам Сергея Пухова, механизмы, которые можно использовать достаточно агрессивно, если "спекулянты" на валютных рынках сильно активизируются, действительно, существуют. Однако, эти средства имеют кратковременный характер и относятся к разряду ручного управления экономикой.

"Понятно, что у каждого из упомянутых спекулянтов есть свои "скелеты в шкафу" и каждому найдется, что предъявить. Переход к ручному режиму, может быть, и нужен, чтобы сбить валютную панику, но получается, что рыночными инструментами государство никак не может пользоваться", – констатировал он.

 

***  

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Импортозамещение, "заморозка" налогов и увеличение продолжительности жизни – главное в президентском посланииПо результатам опроса, проведенного среди читателей портала ГАРАНТ.РУ, наибольшей популярностью пользуется инициатива президента, связанная с импортозамещением и поддержкой отечественного производителя. Второе по популярности предложение – фиксация действующих налоговых правил на четыре года. Замыкает тройку лидеров задача увеличения средней продолжительности жизни россиян до 74 лет.

Таким образом, несмотря на то, что инициативы, озвученные главой государства, на первый взгляд носят абсолютно положительный характер, многие из них имеют ряд подводных камней и с учетом нынешней экономической и политической ситуации могут привести к отрицательным результатам или просто остаться на уровне деклараций.

Стоит отметить, что помимо описанных выше идей президент озвучил и ряд других более общих и не столь громких инициатив в социальной, образовательной и трудовой сферах. Например, он предложил повысить качество подготовки рабочих кадров, усилить контроль за эффективностью госкомпаний, повысить ответственность учителей за качество работы, сформировать централизованную систему государственного контроля за качеством работы медицинских организаций и так далее.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и
Документы по теме:

Новости по теме:

Мнение: 

Ивченков Павел

Муниципальные сборы: дефицит бюджета vs интересы малого бизнеса
Не исключено, что скоро муниципалитеты смогут вводить новые налоговые сборы по своему усмотрению. Такая поправка в начале ноября была внесена к законопроекту о "налоговом маневре", который уже прошел к этому времени первое чтение в Госдуме. В ходе его рассмотрения предложенная инициатива была отклонена, но ее авторы нашли другой выход: поправка о введении муниципальных сборов 17 ноября была внесена к другому налоговому законопроекту, а 18 ноября он прошел второе чтение. О том, как это нововведение отразится в случае его принятия на предпринимателях и каковы шансы признания его неконституционным, читайте в нашем материале.

Павел Ивченков,
Юрист компании ООО "Деловой фарватер"