Качество образования на отлично!

Качество образования на отлично!Качество высшего профессионального образования – острый и злободневный вопрос. Он волнует как абитуриентов и их родителей, которым хочется выбрать достойный вуз, так и студентов, которые на своем опыте отмечают все недостатки преподавания, и даже выпускников – мало приятного услышать при приеме на работу: "Забудьте все, чему вас учили!". Вопрос качества образования стоит ребром и для работодателей – по их мнению, выпускники вузов не имеют нужных для работы навыков, и поэтому приходится тратить лишнее время и средства на их переобучение.

Первый вице-президент Молодежного союза юристов России, член Общественной палаты РФ Артем Кирьянов выразил особенную обеспокоенность качеством юридического образования: "Например, для начала карьеры в адвокатуре мало иметь одни только теоретические знания, важно уметь применять их. К сожалению, лишь немногие вузы в стране, готовящие специалистов по юридической специальности, имеют возможность предоставить студентам хорошую практику для использования полученных знаний и навыков. Основная проблема современного юридического образования – отсутствие взаимодействия между вузами и работодателями". 

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Несоответствие качества образования ожиданиям работодателей приводит к отказу многих компаний от такого распространенного способа поиска новых сотрудников, как Дни карьеры в вузах. Особенно это заметно в тех сферах, за развитием которых образование просто не успевает, – например, в информационных технологиях. Так, в Mail.Ru.Group три года назад отказались от участия в таких мероприятиях. "Мы тратили огромные ресурсы на переобучение студентов, пришедших к нам на стажировку после "Дня карьеры". Это нецелесообразно. В настоящее время во многих вузах по всей стране мы ведем курс дополнительного образования, который полностью был разработан нашими сотрудниками. Курс составляет 2,5 тыс. часов – это почти половина образовательной программы бакалавриата. Сегодня устроиться на работу в нашу компанию может только тот выпускник, который прошел наш курс", – рассказал нам директор департамента исследования и образования Mail.Ru.Group Дмитрий Волошин.

Качество высшего образования заботит и государство – невозможно совершенствовать правовую систему, если больше половины выпускников юридических факультетов после получения диплома работают не по специальности. Для решения проблемы качества высшего, в том числе юридического, образования государство в последнее время предпринимает активные действия.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – закон) определяет качество образования как соответствие подготовки выпускника и образовательной деятельности вуза в целом государственным образовательным стандартам, государственным требованиям и/или потребностям работодателей (п. 29 ст. 2 закона). Для проверки этого соответствия используются различные механизмы.

 

Государственная аккредитация вуза и его образовательных программ

Этот механизм действует довольно давно и вполне успешно. Государственная аккредитация каждого вуза проходит раз в шесть лет (п. 19 ст. 92 закона). На сегодняшний день в Реестре аккредитованных образовательных организаций Рособрнадзора зарегистрировано 1981 вузов по России, прошедших государственную аккредитацию. После завершения этой процедуры вуз имеет право выдавать диплом о высшем образовании государственного образца и предоставлять отсрочку от армии на все время обучения. Узнать, прошел ли тот или иной вуз государственную аккредитацию можно на сайте Рособрнадзора (http://accred.obrnadzor.gov.ru/) .

 

Внутренняя система оценки качества образования самим вузом

Чаще всего такая оценка проводится в форме ежегодного анкетирования студентов по различным вопросам деятельности вуза – от полноты библиотечной базы учебников до оценки занятий преподавателей по содержанию и другим критериям. Результаты анкетирования анализируются для дальнейшего совершенствования образовательного процесса, но объективно оценить их влияние на повышение качества образования часто очень сложно.

 

Независимая оценка качества образования

Этот механизм появился совсем недавно, после принятия в конце 2012 года нового закона об образовании (ст. 95). Однако, до сих пор независимая оценка качества образования не проводилась – этот закон не предусматривал конкретные процедуры ее проведения. Только в мае 2014 года Президент РФ Владимир Путин обязал Минобрнауки России до 1 сентября текущего года разработать соответствующие процедуры.

В результате выполнения этого поручения процедуры независимой оценки получили закрепление в Федеральном законе от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования". Согласно внесенным в закон изменениям, независимая оценка качества образования проходит по двум направлениям.

Первым из них является оценка качества подготовки учащихся, проводимая специальными организациями, которые профессионально осуществляют такую оценку (ст. 95.1 закона). Инициатором проведения независимой оценки может выступить как любое юридическое или физическое лицо, так и сама образовательная организация.

Для проведения оценки привлекаются организации, имеющие опыт в данной деятельности. В мировой практике такими организациями являются информационные холдинги, а результатом проведения независимой оценки, как правило, выступает рейтинг вузов. Такие рейтинги могут составляться как в рамках одной страны – например, рейтинг лучших вузов США US News and World Report (формируется американским информационным холдингом US News), так и в виде международного сравнительного исследования – к примеру, мировой рейтинг лучших университетов Times World University Rankings (формируется английским информационным холдингом News UK). В России независимая оценка также может проходить в виде международного сравнительного исследования (п. 3 ст. 95.1 закона), но пока российскими информационными агентствами или при их активном участии составляются рейтинги вузов только в пределах нашей страны.

Вторая составляющая независимой оценки – оценка образовательной деятельности самого вуза (ст. 95.2 закона). Она проводится специальными общественными советами, созданными на базе муниципальных и государственных органов, как федеральных, так и субъекта РФ. Совет формируется из представителей общественных организаций таким образом, чтобы исключить конфликт интересов. Для его работы необходимо не менее пяти членов.

Показатели независимой оценки установлены Минобрнауки России и начали действовать с 30 марта этого года (приказ Минобрнауки России от 15 января 2014 г. № 14 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования"). Правда, первые независимые оценки качества в вузах по новым положениям закона пройдут не раньше начала ноября, так как изменения в закон об образовании вступили в силу 21 октября 2014 года. Независимая оценка качества образовательной деятельности организации должна проводиться не чаще одного раза в год и не реже, чем раз в три года.

 

Общественная и общественно-профессиональная аккредитация вузов

Этот способ как раз и направлен на выявление соответствия требованиям работодателей и профессионального сообщества тех знаний и навыков, которые прививаются студентам в вузах (ст. 96 закона). Такую аккредитацию проводят различные общественные организации, например, Агентство по контролю качества образования и развития карьеры (АККОРК), которое является экспертной организацией, уполномоченной на проведение общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ такими объединениями работодателей как ОПОРА России, Федерация рестораторов и отельеров России, Гильдия маркетологов и др.

В сфере юридического образования общественно-профессиональную аккредитацию проводит Ассоциация юристов России (АЮР).

С одной стороны, прохождение такой аккредитации призвано удостоверить, что подготовка студентов конкретного вуза отвечает всем требованиям работодателей. С другой стороны, такая проверка не слишком показательна – аккредитация проводится по перечню основных показателей и критериев, большинство из которых заимствовано из нормативов, утвержденных Минобрнауки России для прохождения вузами государственной аккредитации и получения лицензии на образование. "Всего один-два критерия отражают мнение работодателей о качестве юридического образования в вузе", – отметил Артем Кирьянов.

Показатели по большей части посвящены не конкретным требованиям к знаниям и навыкам, которыми должны обладать студенты, а наличию в вузе определенной материально-технической базы (собственного здания, кафедр, библиотек и т. д.), собственного профессорско-преподавательского состава и другим требованиям, которые не так важны для работодателей.

Так, критерии, используемые при общественно-профессиональной аккредитации, разделены на пять разделов. Первый из них, "Качество организации и обеспечения образовательного процесса", к важным показателям относит соответствие учебных планов образовательным программам Минобрнауки России, наличие утвержденного расписания занятий, достаточное обеспечение методическими материалами и т. д. Из 14 показателей этого раздела только два отражают позицию работодателей по качеству юридического образования. Первый оценивает адекватность организации учебного процесса профессиональным требованиям и условиям будущей профессиональной деятельности выпускников. Правда, для этого проверяется соответствие подготовки студентов опять-таки образовательным программам. Также в рамках этого критерия запрашиваются отзывы работодателей. Второй показатель – мнение работодателей о подготовке юристов в данном вузе, получаемое путем анонимного опроса.

Оставшиеся разделы, оценивающие кадровую обеспеченность вуза, его научную деятельность, материально-техническую обеспеченность и уровень информационной и финансовой обеспеченности, не содержат никаких других указаний на оценку работы вуза работодателями или профессиональным сообществом.

 

МНЕНИЕ

Артем Кирьянов

Артем Кирьянов, первый вице-президент Молодежного союза юристов России, член Общественной палаты РФ, к. ю. н.:

"При прохождении процедуры общественной аккредитации проверку вуза осуществляют не представители работодателей, а преподаватели старейших профильных юридических вузов и факультетов, таких, как МГЮА имени О.Е. Кутафина, юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова и т. д. Складывается впечатление, что это не мнение работодателей о качестве юридического образования в конкретном вузе, а определение образовательной политики старейшими вузами для всех остальных. В результате те учреждения, которые делают акцент на развитие у студентов навыков, необходимых работодателям, не проходят по показателям материально-технического обеспечения, установленным Ассоциацией юристов России".


 

По данным АЮР, на сегодняшний день общественно-профессиональную аккредитацию по образовательным программам в области юриспруденции прошли 138 вузов из более чем тысячи вузов, осуществляющих подготовку юристов по всей стране. Наличие общественно-профессиональной аккредитации учитывается как дополнительный плюс со стороны Минобрнауки России, но абитуриенты и их родители часто даже и не знают о наличии или отсутствии такой аккредитации у выбранного вуза – информация об этом не обязательна к опубликованию.

Кстати, результаты проведения общественно-профессиональной аккредитации не устраивают ни юристов, ни работодателей. "Безусловно, наличие общественной аккредитации вузов со стороны профессионального юридического сообщества необходимо, но нужно пересмотреть ее критерии, разработать их с учетом мнения работодателей и самих студентов", – полагает Артем Кирьянов.

К такому выводу пришли и в Минтруде России. 7 августа 2014 года на сайте министерства появилось сообщение о том, что подготовлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 96 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", детализирующий положения об общественно-профессиональной аккредитации и уточняющий порядок ее проведения. В частности, сузится круг общественных организаций, которые смогут проводить общественно-профессиональную аккредитацию образовательных программ, и будет сформирован их закрытый перечень.

 

Студенческий мониторинг

Повлиять на качество образования хотят и сами студенты, которые, наряду с работодателями, являются "конечным потребителем" образовательных услуг. И в этом году представителями студенческого сообщества и различных молодежных движений было предложено добавить пятый метод оценки качества высшего профессионального образования – студенческий мониторинг. Разработкой и продвижением этой идеи занимается Всероссийское общественное движение "За качественное образование", которое летом 2014 года разработало Проект студенческого стандарта качества образования1 и предложило его на обсуждение Общественной палаты РФ.

Основными идеями этого стандарта, по мнению заместителя председателя комиссии по вопросам качества образования Совета по делам молодежи Минобрнауки России Валерии Зотовой, является разработка критериев и системы показателей оценки качества образования самими студентами.

Оценка будет проводиться специальными студенческими комиссиями при тесном сотрудничестве с администрацией вуза. Также предполагается проведение мониторинга среди всех студентов вуза и запуск системы обратной связи.

Проект студенческого стандарта качества образования обсуждался на крупных молодежных форумах 2014 года – "УТРО", "БалтАртек", "Селигер", "Машук" и получил одобрение молодежи России. Основными направлениями оценки качества образования студенты выбрали:

  • теоретические занятия, которые должны быть актуальными, с использованием современных и инновационных методов донесения информации (помимо стандартных форматов "лекция" и "семинар", занятия могут проходить в форме ролевых игр, "мозгового штурма", разбора конкретных кейсов, подготовки собственных проектов и т. д.);

  • практические и лабораторные занятия, которые должны проводиться на современном оборудовании, а их результаты должны быть полезными как для дальнейшего обучения, так и для трудоустройства;

  • учебная и производственная практика, которая должна быть связана непосредственно с получаемой специальностью и проходить в реальных рабочих условиях – для этого студенты предлагают обязать вузы заключать соглашения с работодателями.

Отдельно был вынесен вопрос оценки качества самого преподавания, к критериям которого студенты отнесли актуальность информации по преподаваемой дисциплине, посещаемость занятий конкретного преподавателя, использование им инновационных образовательных технологий и современных методов обучения.

Как отметил председатель комиссии по вопросам качества образования Совета Минобрнауки России Антоний Швиндт, проект нуждается в серьезной доработке – в частности, необходимо обеспечить полную независимость студенческих комиссий от администрации вуза. Кроме того, мониторинг должен давать "осязаемый" результат, например, студенческий рейтинг вузов. "Это должен быть взгляд именно студентов, не надо брать критерии работодателей или Рособрнадзора", – пояснил он.

А вот ректор МГГУ имени М.А. Шолохова Владимир Нечаев сомневается в том, смогут ли студенты оценить качество образования в принципе. "Образование – это не услуга в чистом виде, а скорее инвестиция. Эффект от полученного образования отложенный", – отметил он. По его мнению, студенты могут оценить только условия, в которых проходит образовательный процесс, свою мотивацию к обучению и соответствие получаемого образования их ожиданиям на старте. Но сама идея еще одного уровня контроля за качеством высшего профессионального образования нашла положительный отклик у экспертов. Конечно, проект требует доработки, но списывать его со счетов нельзя.

***

Несмотря на значимые изменения в системе оценки качества высшего образования, она все еще нуждается в совершенствовании. На совместном заседании Государственного совета и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития, прошедшем 23 декабря 2013 года, Президентом РФ Владимиром Путиным была поставлена амбициозная задача – максимально настроить высшее профессиональное образование на потребности экономики. "Бизнес и образовательные учреждения должны наконец иметь широкий набор механизмов сотрудничества", – подчеркнул Владимир Путин. И первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и
Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме: 

Сергей Пепеляев

Сергей Пепеляев: "Санкции приходят и уходят, а кушать хочется всегда"
Интервью с Управляющим партнером юридической компании "Пепеляев Групп".

Мнение:  

Журин Алексей

Основные проблемы внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов
Федеральные государственные образовательные стандарты – это принципиально новые для отечественной школы документы. Они стандартизируют в школьной жизни практически все: какие документы требуются для процесса обучения, в каком объеме, какое оборудование необходимо для ведения учебного процесса. Единственно, чего в них нет, так это конкретного содержания образования.

Журин Алексей,
Заместитель директора по научной работе Федерального государственного научного учреждения "Институт содержания и методов обучения Российской академии образования", д.п.н.
 

 

______________________________

1 С текстом Проекта студенческого стандарта качества образования можно ознакомиться на сайте Всероссийского общественного движения "За качественное образование".