Новости и аналитика Аналитические статьи Экологичные технологии, или Как предприятиям не платить за вредное воздействие на окружающую среду

Экологичные технологии, или Как предприятиям не платить за вредное воздействие на окружающую среду

Экологичные технологии, или Как предприятиям не платить за вредное воздействие на окружающую средуПредставить себе какое-либо производство, не загрязняющее природу, в настоящее время просто невозможно. Для обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду государство устанавливает определенные меры регулирования хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на нее вредное воздействие. Так, закреплены лимиты выбросов загрязняющих веществ, определены правила размещения отходов производства и потребления и т. д. Тем не менее, принятые меры не обеспечивают полноценную защиту окружающей среды от загрязнения – из года в год защитники природы заявляют о необходимости использования более экологичных производственных технологий. 

С начала следующего года начнут вступать в силу положения Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон), предусматривающего существенное изменение системы государственного управления в области охраны окружающей среды. Как отмечают авторы законопроекта, на основе которого был принят Закон1, реализация его положений позволит снизить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности до уровня, соответствующего наилучшим экологически безопасным мировым технологиям. Кроме того, документом предусмотрены методы экономического стимулирования организаций и ИП, проводящих мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую среду (далее – ОС) и применяющих наилучшие технологии.

 

Классификация негативно влияющих на окружающую среду объектов

Сразу оговоримся, что большинство предусмотренных Законом и рассматриваемых нами изменений являются поправками в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – закон об охране ОС). Вместе с тем корреспондирующие изменения внесены и в специальные законы, затрагивающие сферу охраны ОС, – Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". 

Для того чтобы сделать меры государственного регулирования в области охраны ОС более эффективными, Правительству РФ предстоит определить конкретный перечень загрязняющих веществ, в отношении которых такое регулирование будет применяться (абз. 9 п. 4 ст. 1 Закона). 

Законом вводится классификация негативно влияющих на окружающую среду объектов (абз. 8 п. 4 ст. 1 Закона). Так, выделяются объекты, оказывающие:

  • значительное негативное воздействие на ОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий – объекты I категории;
  • умеренное негативное воздействие на ОС – объекты II категории;
  • незначительное негативное воздействие на окружающую среду – объекты III категории;
  • минимальное негативное воздействие на окружающую среду – объекты IV категории. 

СПРАВКА

Объект, оказывающий негативное воздействие на ОС, – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (абз. 2 подп. "л" п. 1 ст. 1 Закона).

При распределении объектов по категориям будут учитываться, в частности, уровень воздействия на ОС конкретного вида деятельности, уровень токсичности содержащихся в выбросах загрязняющих веществ, класс опасности отходов производства и потребления. Полный перечень этих критериев установит Правительство РФ. Категория будет присваиваться объекту, оказывающему негативное воздействие на ОС, при его постановке на государственный учет. В случае если учетные сведения об объекте изменятся, категория тоже может быть изменена.

Для чего нужно такое деление? Во-первых, категории будут учитываться при расчете платы за негативное воздействие на ОС, причем владельцев некоторых объектов и вовсе освободят от обязанности ее внесения. Во-вторых, от категории объекта будет зависеть необходимость получать специальное экологическое разрешение для ведения на нем деятельности. 

 

    МНЕНИЕ
     

    Сергей Чернин
    Фото: oprf.ru

    Сергей Чернин, председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды ОП РФ:

    "Можно предположить, что критерии, на основании которых осуществляется отнесение оказывающих негативное воздействие на ОС объектов к объектам I, II, III и IV категории, и требования к таким объектам будут конкретно сформулированы в течение двух лет, которые даются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для постановки на государственный учет принадлежащих им объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС. Безусловно, внесение комплексных поправок – это движение вперед. В России нет широкой практики использования многих технологий, которые успешно внедряются в других странах. Подобная классификация вместе с актуализированным перечнем наилучших технологий сможет сформировать определенную культуру производства, основанную на заботе к окружающей среде".


 

Документы, необходимые для осуществления причиняющей вред ОС деятельности

С 1 января 2019 года организации и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на объектах I категории, обяжут получать комплексное экологическое разрешение, а тех, чья деятельность ведется на объектах II категории, – представлять декларацию о воздействии на ОС (п. 16 ст. 1 Закона). Первое будет содержать в себе, в частности, нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, лимиты на размещение отходов производства и потребления, согласованную программу производственного экологического контроля (подробнее о ней мы расскажем ниже). Выдаваться такое разрешение будет на семь лет, после чего оно может быть продлено на такой же срок при соблюдении ряда условий. В случае если изменение технологических процессов, замена оборудования или сырья на предприятии повлечет изменение установленных объема или массы выбросов /сбросов загрязняющих веществ либо лимитов на размещение отходов производства и потребления, экологическое разрешение будет пересматриваться. Порядок выдачи и переоформления разрешений установит Правительство РФ. К слову, за выдачу, продление, переоформление или пересмотр комплексного экологического разрешения, а также за внесение в него изменений будет взиматься госпошлина в размере 6 тыс. руб. (п. 1 ст. 333.33 НК РФ дополняется соответствующим подп. 118.2). Кроме того, за осуществление деятельности без этого разрешения установлен штраф: для должностных лиц – от 4 до 10 тыс. руб, для ИП и юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб. (подп. "б" п. 2 ст. 7 Закона). 

В декларацию о воздействии на ОС необходимо будет включать, в частности, сведения о виде основной деятельности, объеме производимой продукции, реализации природоохранных мероприятий, об авариях и инцидентах за предыдущие семь лет, объеме или массе выбросов/сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов, о программе производственного экологического контроля. Такая декларация представляется один раз в семь лет при условии, что технологические процессы производства, а также характеристики выбросов или сбросов загрязняющих веществ не меняются. Форма и порядок заполнения декларации будут утверждены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – логично предположить, что Росприроднадзором.

Юридические лица и ИП, осуществляющие деятельность на объектах III категории, должны будут представлять отчетность о выбросах вредных веществ, образовании и размещении отходов в уведомительном порядке. Для тех же, кто работает с объектами IV категории, вообще не предусмотрено никакой отчетности.

 

Плата за негативное воздействие на ОС и сроки ее внесения

Напомним, субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на ОС, должны вносить за это определенную плату (ст. 16 закона об охране ОС). Платить нужно за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы таких веществ в составе сточных вод в водные объекты и размещение отходов производства и потребления. Разумеется, внесение платы на освобождает предприятия и ИП от обязанности проводить мероприятия по охране ОС и возмещать вред, причиненный их деятельностью природе и населению. 

НАША СПРАВКА

Справка о нормативах платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2003-2014 годах.

С 1 января 2016 года юридические лица и ИП, осуществляющие хозяйственную и или иную деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождаются от платы за воздействие на ОС (абз. 3 п. 9 ст. 1 Закона). Все остальные обязаны ее вносить.

Порядок исчисления и внесения платы за негативно воздействие будет подробно расписан в законе об охране ОС – он дополняется соответствующими ст. 16.2-16.52. С 1 января 2016 года платежной базой для расчета платы будет объем или масса выбросов/сбросов загрязняющих веществ либо размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (абз. 7 п. 9 ст. 1 Закона). Устанавливаться она будет самими организациями и ИП на основе данных производственного экологического контроля. Самостоятельно будут рассчитывать они и размер платы за негативное воздействие на ОС: умножая величину платежной базы по каждому загрязняющему веществу (как мы писали, перечень их установит Правительство РФ) или по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки этой платы и суммируя полученные величины. Кроме того, с 1 января 2020 года при расчете платы нужно будет учитывать еще и определенные коэффициенты (абз. 19 п. 9 ст. 1 Закона). Если объем или масса выбросов/сбросов загрязняющих веществ за отчетный период не превысят нормативы для конкретного вещества, применяться будет коэффициент 1, то есть размер платы не увеличивается. Такой же коэффициент применяется для размещенных в пределах лимитов отходов производства и потребления. В случае превышения последних применению подлежит коэффициент 25 (то есть размер платы увеличивается в 25 раз). Он же применяется при расчете платы предприятиями или ИП, которые загрязняют ОС выше нормы, но нацелены на улучшение ситуации, например утвердили план мероприятий по ее охране или программу повышения экологической эффективности3

Если же объем или масса выбросов/сбросов загрязняющих веществ превышают пределы, установленные для объектов I категории или указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории, плата возрастет в 100 раз (применяется коэффициент 100). 

Однако Законом предусмотрены не только увеличивающие, но и понижающие плату коэффициенты (абз. 20 п. 9 ст. 1 Закона). Так, предприятия и ИП, внедрившие на своем производстве наилучшие доступные технологии (о них мы расскажем далее), смогут не платить за воздействие на ОС, если выбросы/сбросы загрязняющих веществ не превышают технологических нормативов, – в этом случае применяется коэффициент 0. Нулевой коэффициент будет применяться и тогда, когда отходы производства и потребления использованы в собственном производстве или переданы для использования в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". 

Стоит отметить, что установленные Законом повышающие плату коэффициенты гораздо выше тех, которые используются в настоящее время – в случае сверхлимитного загрязнения ОС сейчас применяется пятикратный повышающий коэффициент (п. 5 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия). Поэтому организациям и ИП следует внимательно подумать о том, как сократить объемы выбросов/сбросов загрязняющих веществ в ближайшие шесть лет. К слову, с 1 января 2016 года затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на ОС будут вычитаться из суммы платы за такое воздействие (в пределах исчисленного размера платы). Важно, что на переходный период также установлены применяемые к ставкам платы за воздействие на ОС коэффициенты, максимальный из них – 25 (п. 8 ст. 11 Закона). 

Еще один важный момент: с 1 января 2019 года при исчислении платы за негативное воздействие на ОС деятельностью, ведущейся на объектах III категории, объем или масса выбросов/сбросов загрязняющих веществ будут признаваться осуществляемыми в пределах нормативов (абз. 28 п. 9 ст. 1 Закона). Исключение – случаи выброса/сброса радиоактивных или высокотоксичных веществ, а также веществ, обладающих канцерогенными и мутагенными свойствами.

Кроме того, изменяется срок внесения платы за воздействие на ОС. В настоящее время заплатить нужно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Начиная с 2016 года плата должна будет вноситься не позднее 1-го марта следующего за отчетным периодом года. Отчетным периодом будет считаться не календарный квартал, а календарный год (абз. 38 п. 9 ст. 1 Закона). 

Напомним, форма расчета платы за негативное воздействие на ОС и порядок ее заполнения и представления утверждены приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.  

БЛАНКИ

Примеры заполнения расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

Другие бланки

Однако подаются расчеты в территориальные органы Росприроднадзора – постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717

последний наделен полномочиями по контролю и надзору в области охраны ОС в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами, за исключением радиоактивных отходов и государственной экологической экспертизы (ранее это входило в полномочия Ростехнадзора)4.


Экологический надзор и контроль

Уполномоченные органы исполнительной власти: как федеральные, так и региональные – осуществляют государственный экологический надзор в области охраны ОС (ст. 65 закона об охране ОС). Закон разделяет такой надзор на федеральный и региональный, определяя для каждого из них свои объекты. Так, федеральный государственный экологический надзор будет проводиться при осуществлении хозяйственной или иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на ОС и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень (подп. "в" п. 21 ст. 1 Закона). В данный перечень будет включаться до 300 объектов, вклад которых в суммарные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в России составляет не менее 60% (п. 6 ст. 11 Закона). В отношении деятельности с использованием остальных вредно влияющих на ОС объектов будет осуществляться региональный надзор. 

Одна из форм осуществления властными органами своих надзорных полномочий – проведение проверок субъектов хозяйственной и иной деятельности. Важно отметить, что начиная с 2019 года плановые проверки не будут проводиться в отношении организаций и ИП, работающих на объектах IV категории (подп. "д" п. 21 ст. 1 Закона). 

Помимо надзорных мероприятий властных органов, в целях соблюдения требований в области охраны ОС самими организациями и ИП проводится производственный экологический контроль. С 1 января 2015 года осуществлять его нужно будет на объектах I, II и III категорий (подп. "а" п. 22 Закона). В связи с этим соответствующие субъекты хозяйственной и иной деятельности должны будут утвердить программы контроля, определяющие, в частности, ответственных за него лиц, периодичность и методы его осуществления. Требования к содержанию программ контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах его осуществления предстоит определить уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС. 

Напомним, все вредно влияющие на ОС объекты подлежат учету (ст. 69 закона об охране ОС). Закон устанавливает, что он осуществляется в форме ведения государственного реестра этих объектов, для этого будет создана специальная государственная информационная система (п. 24 ст. 1 Закона). Порядок создания и ведения этого реестра установит Правительство РФ. Кроме того, закон об охране ОС дополняется ст. 69.2, закрепляющей тонкости постановки на учет таких объектов и выдачи соответствующего свидетельства (п. 26 ст. 1 Закона). Все объекты, негативно влияющие на ОС, должны быть поставлены на учет до 1 января 2017 года (п. 3 ст. 11 Закона). За непостановку их на учет или затягивание этого процесса установлен штраф: от 5 до 20 тыс. руб. – для должностных лиц, от 30 до 100 тыс. руб. – для юрлиц и ИП. КоАП РФ дополнен соответствующей ст. 8.46. 

 

Государственная поддержка заботящихся об охране ОС предпринимателей
Одним из основных направлений государственного регулирования охраны ОС является стимулирование предпринимателей к переходу на более экологичное производство. В связи с этим Законом расширяется перечень видов государственной поддержки, оказываемой организациям и ИП, которые предпринимают меры по защите ОС от вредного воздействия.

Действующей редакцией ч. 2 ст. 17 закона об охране ОС установлено, что такая господдержка осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством. Законом же предусмотрены три направления такой поддержки (п. 10 ст. 1 Закона) – в виде содействия:

1

в осуществлении инвестиционной деятельности, направленной на внедрение наилучших доступных технологий и реализацию иных мер по снижению негативного воздействия на ОС. Применяющим такие технологии организациям и ИП могут быть предоставлены налоговые льготы, льготы в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду (как мы писали ранее, они освобождаются от этой платы) либо выделены бюджетные средства;

2

в осуществлении образовательной деятельности в области охраны ОС и оказании информационной поддержки мероприятий по снижению негативного воздействия на нее;

3

в использовании возобновляемых источников энергии, вторичных ресурсов, а также в разработке новых методов контроля за загрязнением ОС и реализацией иных эффективных мер по ее охране. 

Сергей Чернин
Фото: oprf.ru
ЦИТАТА

Сергей Чернин, председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды ОП РФ:

"Пересмотр технологий, определенных в качестве наилучших доступных, будет осуществляется не реже чем один раз в 10 лет, то есть указан максимальный срок. Возможно, на самом деле, что такой перечень будет дополняться по мере поступления заявок на внедрение новых технологий".

 

Цель внедрения наилучших доступных технологий – предотвращение или минимизация негативного воздействия на ОС. Какое оборудование, технические способы и методы будут применяться в таких технологиях, предстоит определить уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти (при этом пока непонятно, какому именно: Ростехнадзору или Росприроднадзору) при участии экспертов государственных научных организаций и НКО. При определении наилучшей доступной технологии необходимо будет учитывать, в частности, такие критерии, как наименьший уровень негативного воздействия на ОС в расчете на единицу времени или объем производимой продукции (выполняемой работы или оказываемой услуги), экономическая эффективность ее внедрения и эксплуатации, применение ресурсо- и энергосберегающих методов (абз. 7 п. 14 ст. 1 Закона). Кроме того, по таким технологиям будут составлены информационно-технические справочники с учетом имеющегося в нашей стране оборудования и сырья, а также климатических, экономических и социальных особенностей.

 

Возможные трудности переходного периода

Рассмотренные нами поправки в закон об охране ОС направлены, с одной стороны, на то, чтобы освободить небольшие не оказывающие существенного влияния на природу предприятия от процедуры получения экологических разрешений и предоставление отчетов о воздействии на ОС. С другой стороны, они должны побудить владельцев крупных предприятий перейти на использование более экологичных технологий. В случае применения таковых им предоставят льготы и иную господдержку, в противном случае – существенно вырастет плата за негативное воздействие на ОС. 

Вполне логично, что для значительной корректировки модели государственного регулирования в этой области законодатель установил определенный переходный период: изменения будут вступать в силу с начала следующего года и до 1 января 2020 года. Однако некоторые положения Закона, направленные на регулирование охраны ОС во время этого периода, уже вызывают опасения защитников природы. В частности, к ним относятся нормы ст. 11 Закона. Согласно п. 4 данной статьи при проектировании, строительстве и реконструкции объектов, оказывающих негативное воздействие на ОС и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, можно не соблюдать требования об учете нормативов допустимой антропогенной нагрузки на ОС, применении ресурсосберегающих, малоотходных или безотходных технологий и другие, предусмотренных п. 1 ст. 36 закона об охране ОС, требования до опубликования соответствующих информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям. 

 

    МНЕНИЕ
     

    Мария Пшеницына

    Мария Пшеницына, юрист Гринпис России:

    "Разработка и опубликование данных справочников может занять неопределенный период времени, поскольку вначале Правительством РФ должен быть разработан порядок определения технологии в качестве наилучшей доступной, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям. Сколько времени займет разработка данного порядка, а в дальнейшем утверждение справочников, – неизвестно".


 

Кроме того, п. 5 ст. 11 Закона установлено, что если разрешение на строительство отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий объектов выдано до 1 января 2019 года, их можно будет вводить в эксплуатацию без оснащения техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, средствами контроля за загрязнением ОС, а также без завершения предусмотренных проектами работ по охране природы, восстановлению природной среды, рекультивации земель и благоустройству территорий. "Теперь практически любые хозяйственные объекты, разрешение на которые получено до 1 января 2019 года, могут быть введены в эксплуатацию без соблюдения указанных требований [они закреплены в п. 2 ст. 38 закона об охране ОС. – Ред.]. Ни граждане, ни контрольно-надзорные органы не смогут требовать их выполнения", – подчеркивает Мария Пшеницына.

 

***
У руководителей организаций и ИП, обязанных соблюдать определенные требования в области охраны ОС, нередко возникают вопросы, в частности, по поводу платы за негативное воздействие на нее: кто и за что именно должен платить, кто освобожден от платы, по каким основаниям и др.  С 22 июля текущего года начала работу единая справочная служба Росприроднадзора. За время ее работы наибольшее количество обращений было связано как раз с такими вопросами, в связи с чем ведомство опубликовало дополнительные разъяснения законодательства в области внесения платы за негативное воздействие на ОС5. В частности, ведомство подчеркнуло, что обязанность платить возникает у организаций и ИП независимо от видов осуществляемой деятельности: производственная, непроизводственная, любая другая – определяющим критерием является факт оказания вредного воздействия на ОС. Если его оказывают организации, например, социальной и культурной сферы, они обязаны за это платить. Кроме того, Росприроднадзор обратил внимание на то, что плата за такое воздействие вносится и организациями, которые используют для своей деятельности арендованные площади и оборудование, если они являются источниками загрязнения ОС.

Надо полагать, что положения Закона тоже вызовут целый ряд вопросов у заинтересованных граждан. Остается надеяться, что необходимые для реализации документа подзаконные нормативные акты будут приняты в ближайшее время и разъяснят все тонкости его применения.

Источник: ГАРАНТ.РУ

 

Документы по теме: Новости по теме:

Материалы по теме:

Промзоны: погибшие и бессмертные

Промзоны: погибшие и бессмертные
Минстрой России готовит концепцию законопроекта о реорганизации промзон. Решить проблему на региональном уровне не удалось. Мы проследили за историей возникновения и упадка промзон на примере Москвы.

 

Отходы производства и потребления: копить или вводить в обращение?

Отходы производства и потребления: копить или вводить в обращение?
Правовое регулирование РФ в области обращения с отходами производства и потребления во многом отстает от международных требований. Снижение вредного воздействия отходов на человека и окружающую среду, а также повторное их использование в качестве альтернативного источника энергии и сырья – задачи, которые сегодня стоят перед государством. Что изменилось в законодательстве с момента принятия Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", с какими проблемами сталкиваются регионы, и какие пути решения этих проблем они предлагают, читайте в нашем материале.

 

______________________________

1 С текстом законопроекта № 584587-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 В настоящее время порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия установлен постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, сроки ее внесения – приказом Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557.
3 Статья 67.1 закона об охране ОС "План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности" вступит в силу с 1 января 2019 года.
4 Для урегулирования порядка передачи полномочий был подписан приказ Ростехнадзора, Росприроднадзора от 29 сентября 2010 г. № 975/282 "О взаимодействии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и их территориальных органов по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. № 717".
5 С текстом разъяснений можно ознакомиться на официальном сайте Росприроднадзора.