Новости и аналитика Аналитические статьи Теперь у бухгалтеров есть свой профстандарт

Теперь у бухгалтеров есть свой профстандарт

Еще в конце прошлого года Президент РФ Владимир Путин выступил на совещании по разработке профессиональных стандартов, подчеркнув их особенную "важность для развития экономики, для рынка труда и практически для каждого работника". Сама система профстандартов в России была введена еще в декабре 2012 года. Тогда Президент РФ подписал Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании", в котором было закреплено понятие профессионального стандарта. Теперь же перед Минтрудом России стоит конкретная задача – к 2015 году разработать и утвердить 800 профстандартов. В настоящее время утверждено уже 124 стандарта, а экспертизу прошли еще 250 стандартов. В последних числах июня закончилось обсуждение по еще одному профстандарту – для бухгалтеров. Как нам сообщили в Минтруде России, сейчас проект находится на рассмотрении в Минфине России. А планируемый срок принятия – конец года.

Стандарт обязателен для использования бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями и организациями с государственным участием. Для всех остальных компаний использовать стандарты не обязательно, но они могут руководствоваться им при формировании кадровой политики, составлении должностных инструкций, регламентов и прочих кадровых документов.

В первом разделе стандарта определена цель такого вида деятельности как "деятельность в области бухгалтерского учета". В двух словах – это формирование информации об объекте бухучета, учитывая требования законодательства, которая будет раскрывать сведения о финансовом положении компании, о финансовом результате ее деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Второй раздел – это функциональная карта. В ней перечислены основные трудовые функции и необходимый уровень квалификации для их осуществления. В стандарте предусмотрено шесть обобщенных трудовых функций, которые, в свою очередь, делятся на более детализированные функции:

  • ведение бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности компании;
  • внутренний контроль в компании;
  • налоговое консультирование в организации;
  • управление финансами организации;
  • составление финансовой отчетности группы организаций.

Разберем по порядку эти функции, и посмотрим, какая должность им соответствует, какое образование и опыт необходимы, какие умения и знания потребуются, а также какой уровень квалификации им присвоен.

 

    ДЛЯ СПРАВКИ

    Квалификация работника – это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, который характеризует насколько сотрудник подготовлен к выполнению того или иного вида профессиональной деятельности (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

    Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н утверждены уровни квалификации, применяемые в профстандартах. Всего их девять. В профстандарте для бухгалтеров используется только три – пятый, шестой и седьмой.

    Пятый уровень квалификации присваивается, если работник самостоятельно решает практические задачи, требующие анализа ситуаций, участвует в управлении решения поставленных задач в рамках отдельных подразделений, несет ответственность за их решение или результат деятельности группы.

    Для этого сотрудник должен применять технологические или методологические знания, а также самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации. Высшего образования не требуется, достаточно получить среднее профессиональное.

    Чтобы присвоить шестой уровень квалификации для определенной должности, сотрудник должен уметь самостоятельно определять задачи не только для себя, но и для подчиненных, обеспечивать взаимодействие со смежными подразделениями и нести ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или самой организации.

    При этом нужно использовать не только технологические или методологические знания, как для пятого уровня, но и инновационные, а самостоятельно полученную профессиональную информацию надо еще уметь оценивать и анализировать.

    Конечно, и требования к образованию выше – для этого уровня нужно закончить программу бакалавриата.

    Для седьмого уровня квалификации характерны следующие обязанности: определять стратегии, управлять процессами и инновационной деятельностью, принимать решения на уровне крупных компаний и нести ответственность за их деятельность.

    Сотруднику потребуется не только понимать методологические основы профессиональной деятельности, но и создавать новые знания прикладного характера, а также определять источники для поиска информации , необходимой для развития организации.

    Чтобы выполнять такие задачи, сотрудник должен обязательно получить высшее образование: программу магистратуры или специалитета. 


 

Ведение бухучета

Должность для этой трудовой функции так и называется – "бухгалтер". Наличие высшего образования не обязательно, достаточно иметь среднее профессиональное или дополнительное профессиональное по спецпрограммам. Требования к опыту работы тоже невелики – один год в должности кассира, табельщика, учетчика или иного технического исполнителя.

Эта функция подразделяется еще на три:

  • прием и проверка первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни организации, в том числе и подготовка информации о нарушениях календарного плана и порядка предоставления учетных документов, передача первичных документов в архив;
  • оценка объектов бухучета (по первоначальной, восстановительной, текущей рыночной и дисконтированной стоимости);
  • обобщение фактов хозяйственной жизни, в том числе сравнение данных аналитического учета с остатками по счетам синтетического учета, подготовка отчетности в налоговые инспекции и внебюджетные фонды.

Чтобы выполнять эти функции, бухгалтер должен не только знать нормы российского законодательства по соответствующей тематике (документооборот, налогообложение, хранение регистров бухучета и прочее), локальные нормативные акты организации, регламентирующие эту деятельность, но и судебную практику по вопросам, касающимся его деятельности.

Поскольку требования к образованию, опыту и уровню знаний предъявляются не слишком высокие, то данной квалификации присвоен пятый уровень.

 

Составление бухгалтерской отчетности компании

Эту функцию может исполнять только сотрудник на должности главного бухгалтера. Причем образование по-прежнему может быть и средним профессиональным. Но опыта работы потребуется больше – общий стаж не менее семи календарных лет, пять последних из которых сотрудник должен отработать на должности, связанной с ведением бухучета или аудиторской деятельностью. Единственное, если у работника есть высшее образование, то в бухгалтерской области он должен отработать только три последних года вместо пяти.

Здесь также есть две подфункции: управление процессом формирования информации в системе бухучета и непосредственно составление бухгалтерской и/или финансовой отчетности.

Естественно, что и знаний от сотрудника потребуется больше. Он должен разбираться в российском законодательстве о бухучете, налогообложении, аудите, официальном статистическом учете, обязательном пенсионном и социальном страховании и обеспечении, архивном деле, гражданском, таможенном, трудовом, финансовом законодательстве, законодательстве о противодействии коррупции и коммерческому подкупу, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, законодательство о порядке изъятия бухгалтерских документов, об ответственности за непредставление или представление недостоверной отчетности. Естественно, в необходимых для работы рамках. Кроме того, главный бухгалтер должен быть знаком с методическими документами в области управления процессом формирования информации в системе бухучета, а также с порядком обмена информацией по телекоммуникационным каналам связи.

Для этой функции присвоен шестой уровень квалификации.

 

Внутренний контроль в компании

Должность, так же, как и в предыдущей функции, здесь называется "главный бухгалтер". Требования к образованию и опыту работы тоже аналогичны, а уровень квалификации – шестой.

Для выполнения этой функции, сотрудник должен:

  • понимать цели и принципы построения системы внутреннего контроля за составлением бухгалтерской и финансовой отчетности компании;
  • разрабатывать локальные нормативные акты, регламентирующие эту систему;
  • осуществлять непрерывный мониторинг соответствия системы внутреннего контроля бухгалтерской службы целям деятельности компании, разрабатывать мероприятия по развитию системы;
  • формировать отчеты о результатах внутреннего контроля, организовывать их хранение и передачу в архив в установленные сроки и прочее.

Для выполнения этих обязанностей сотрудник должен иметь теоретические основы в области внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности, разбираться в российском законодательстве о бухучете, налогообложении и других смежных областях, а также иметь представление об отечественном и зарубежном опыте в сфере организации и проведения внутреннего контроля, ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности.

 

Налоговое консультирование в организации

Формальные параметры у этой функции такие же как и у предыдущих двух: должность – главный бухгалтер, образование – среднее профессиональное, опыт работы – пять последних лет в сфере бухучета, уровень квалификации - шестой.

А вот подфункций здесь больше – три. Это консультирование по применению налогового законодательства и урегулированию налоговых споров, экспертиза налоговых решений организации и оценка рисков.

Необходимые знания – помимо российского законодательства в релевантных областях, главный бухгалтер должен разбираться в порядке проведения мероприятий налогового контроля, оформлении их результатов, процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки, а также порядке проведения досудебного урегулирования налоговых споров и процедуре обжалования решений налоговой инспекции.

 

Управление финансами организации

Поскольку и для этой функции присвоен шестой уровень квалификации, то требования к образованию и опыту работы аналогичны вышеуказанным требованиям.

Эта функция подразумевает под собой следующие обязанности:

  • организация работ по анализу финансового состояния компании, их планирование, координация и контроль выполненных работ;
  • организация финансового планирования в организации, представление для утверждения перспективных и текущих финансовых планов руководителю;
  • текущее управление денежными средствами и источниками финансирования деятельности фирмы, организация оперативного контроля выполнения планов (бюджетов, смет, инвестиционных проектов и прочее) в части финансовых показателей, организация управления финансами в изменяющихся условиях деятельности экономического субъекта.

Помимо знаний в области российского законодательства, сотрудник еще должен быть знаком с правилами защиты информации и методическими материалами в области финансового анализа, планирования и управления.

 

Составление финансовой отчетности группы организаций

Последняя функция является самой сложной, ей присвоен седьмой уровень квалификации. Требования к образованию жестче – только высшее (программы магистратуры и специалитета). А что касается опыта, то ничего не поменялось – общий стаж не менее пяти лет, причем последние три сотрудник должен отработать на работе, связанной с ведением бухучета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью.

Эта функция подразумевает следующие трудовые обязанности:

  • проверка качества информации, представленной материнской компании по совместной деятельности, зависимыми и дочерними организациями для составления консолидированной финансовой отчетности;
  • выполнение процедур консолидации, предусмотренных международными стандартами финансовой отчетности;
  • счетная и логическая проверка правильности формирования числовых показателей в отчетах, входящих в комплект консолидированной финансовой отчетности;
  • контроль соблюдения порядка проведения внешнего аудита консолидированной финансовой отчетности, достоверности и обоснованности информации, представляемой руководству материнской компании, подготовка пояснений.

 

5 причин использовать профстандарт

Напомним еще раз, профстандарт планируется сделать обязательным для применения только в бюджетных учреждениях, унитарных предприятиях и организациях с государственным участием. Однако и всем остальным компаниям стандарт может быть полезен при разработке кадровой политики и управлении персоналом.

Во-первых, требованиями стандарта можно воспользоваться при составлении вакансий и проведении собеседований с претендентами.

Во-вторых, при разработке должностных инструкций можно руководствоваться требованиями к той или иной должности, указанными в профстандарте.

В-третьих, он поможет при разработке карьерограмм для повышения сотрудников по карьерной лестнице.

В-четвертых, информацию о необходимых знаниях и умениях для занимаемой должности можно использовать при проведении аттестации и обучении работников.

И в-пятых, он пригодится и при разработке штатного расписания, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов и установлении размера оклада.

 

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме: 

Цисана Шамликашвили

О профстандарте в сфере медиации читайте в интервью с его разработчиком
Президент Научно-методического центра медиации и права, Председатель подкомиссии по альтернативным способам разрешения споров и медиации "Ассоциация юристов России"

Разработан профстандарт для работников по обеспечению защиты детских образовательных учреждений

Разработан профстандарт для работников по обеспечению защиты детских образовательных учреждений
Он содержит трудовые функции, требования к образованию, навыкам и умениям охранников детских садов, школ, училищ, техникумов и колледжей.

 

 

 

Источник: ГАРАНТ.РУ