Новости и аналитика Аналитические статьи Новые правила применения судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей

Новые правила применения судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей

Новые правила применения судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детейНачало 2013 года ознаменовалось вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", более известного как "Закон Димы Яковлева", и Указа Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". А в конце 2013 года Пленум ВС РФ принимает Постановление от 17 декабря 2013 г. № 37 "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 года № 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 37).

 

Новые правила усыновления (удочерения) детей

После вступления в силу Постановления Пленума ВС РФ № 37 судам необходимо выяснять и учитывать не только состояние здоровья, взаимоотношения с семьей и ребенком, нравственные и иные качества усыновителя, но и проживающих совместно с ним членов его семьи. Выяснению и проверке подлежат также жилищные условия усыновителя.

Одной из новелл Постановления Пленума ВС РФ № 37 является возможность опросить в судебном заседании ребенка в возрасте младше 10 лет, если он способен сформулировать свои взгляды по вопросам, касающимся его усыновления. При этом судам необходимо руководствоваться положениями ст. 12 Конвенции о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) и ст. 57 Семейного кодекса РФ. Судам также надлежит самостоятельно проверять наличие согласия усыновляемого ребенка на усыновление при достижении им десятилетнего возраста. Это представляется разумным, поскольку дети в современном мире, как правило, способны достаточно рано и верно ориентироваться в складывающейся вокруг них ситуации и точно выражать свое мнение. Ввиду того, что усыновление в существенной мере изменяет весь образ жизни ребенка, судебные органы правомочны тщательно проверять доказательства, подтверждающие реальность сложившихся отношений между усыновителем и ребенком. При этом не следует забывать, что усыновление проводится, прежде всего, в целях обеспечения жизненных интересов и нормального развития ребенка. "Выявление мнения ребенка позволит более точно судить о сущности и степени доверительности сложившихся между усыновителем и ребенком отношений. По этим причинам очевидно, что данная правовая позиция Пленума ВС РФ представляется своевременной и полезной для достижения правоохраняемых целей усыновления", – считает Ольга Гюрджан, к. ю. н., доцент кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

 

Обстоятельства, исключающие возможность быть усыновителем

Пленум ВС РФ в своем Постановлении № 37 предписывает, что при рассмотрении заявления об усыновлении необходимо проверять, не имеются ли основания, исключающие для заявителя возможность быть усыновителем. В особенности, необходимо обратить внимание на то, что даже в случае приобретения несовершеннолетним лицом полной дееспособности, он не может стать усыновителем до достижения 18 лет.

Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть, как правило, не менее 16 лет (п. 1 ст. 128 Семейного кодекса РФ). Указанная цифра может быть сокращена судом только при наличии уважительных причин и при условии, что такое сокращение позволит усыновителю обеспечить ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Например, это возможно, если ребенок испытывает чувство привязанности к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем.

Судам необходимо иметь в виду, что при решении вопроса о доходе кандидата в усыновители ограничение в его размере не распространяется на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка (п. 1.2 ст. 127 Семейного кодекса РФ). А самым важным является то, что суд вправе вовсе отступить от положений относительно дохода усыновителя, если придет к выводу о необходимости удовлетворения конкретного заявления об усыновлении. Это возможно, в частности, если ребенка усыновляет его родственник; до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем; усыновитель проживает в сельской местности и имеет подсобное хозяйство. 

 

    ВНИМАНИЕ!

    28 ноября 2013 года КС РФ провел слушание по делу о проверке конституционности абз. 10 п. 1 ст. 127 Семейного кодекса РФ по жалобе С. А. Аникиева. Данным абзацем Семейного кодекса РФ установлено, что усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (кроме лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

    В отношении заявителя в 2009 году было возбуждено уголовное дело об умышленном причинении вреда здоровью средней тяжести, прекращенное впоследствии в связи с примирением сторон. В 2012 году суды, ссылаясь на указанную выше норму, отказали заявителю в усыновлении пасынка, воспитываемого вместе с женой. При этом биологический отец мальчика дал согласие на усыновление.

    31 января 2014 года КС РФ принял решение по данной жалобе. Суд отметил, что уголовное прошлое позволяет усомниться в наличии у потенциального усыновителя качеств, необходимых для воспитания ребенка. В то же время, безусловный и бессрочный характер запрета не позволяет учесть обстоятельства конкретного дела и обеспечить индивидуальный подход исходя из интересов ребенка. В данной части оспариваемая норма противоречит Конституции РФ.

    КС РФ обязал законодателя уточнить положения Семейного кодекса РФ в указанной части. Суд также постановил, что до внесения соответствующих изменений запрет на усыновление будет носить абсолютный характер для привлекавшихся к уголовной ответственности по тяжким или особо тяжким статьям УК РФ, а также за сексуальные преступления. В отношении других лиц с уголовным прошлым вопрос о праве на усыновление должен решаться судом. При этом суд обязан оценить обстоятельства конкретного дела, а также права, интересы и безопасность ребенка.


 

При решении вопроса о состоянии здоровья заявителя, желающего усыновить ребенка, судам надлежит руководствоваться Перечнем заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 117, и Положением о медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, установленным Минздравом России.

Усыновителями не могут быть лица, не прошедшие психолого-педагогическую и правовую подготовку. Это ограничение не распространяется на близких родственников, отчима, мачеху, на лиц, которые являются или были усыновителями и в отношении которых усыновление не отменялось, а также на лиц, которые являются или были опекунами (попечителями) и не отстранялись от исполнения данных обязанностей.

Программа подготовки кандидатов в приемные родители утверждается органами исполнительной власти субъектов федерации. Требования, предъявляемые к содержанию такой программы, включая требование к общей трудоемкости, а также форма свидетельства о прохождении данной подготовки на территории нашей страны утверждены приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации". Суд с учетом интересов ребенка, а также иных заслуживающих внимание обстоятельств вправе отступить от положения об обязательности прохождении заявителем подготовки, например, с учетом полученного заявителем педагогического, психолого-педагогического образования, опыта работы по воспитанию, обучению, социальной адаптации детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

    МНЕНИЕ

    Ольга ГюрджанОльга Гюрджан, к. ю. н., доцент кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА):

    "Постановление Пленума ВС РФ № 37 нацелено на совершенствование применения норм об усыновлении в судебной практике. Кроме того, положения, изложенные в данном постановлении, призваны обеспечить законные интересы ребенка, а также реализовать основные принципы семейного права. В Постановлении Пленума ВС РФ № 37 особое внимание уделяется необходимости преимущественного сохранения связи ребенка с его кровными родственниками, а также особо отмечается усыновление ребенка мачехой или отчимом, так как в этом случае ребенок проживает и воспитывается в семье, а усыновление носит в большей степени характер придания законной силы уже сложившимся отношениям. Обращается также внимание и на указание относительно прохождения подготовки лицами, претендующими стать усыновителями. Это крайне важная стадия процесса усыновления. Также важным представляется и указание Постановления Пленума ВС РФ № 37 относительно необходимости оценки общей психологической и моральной атмосферы в семье, претендующей на усыновление ребенка".


 

Усыновление российских детей нашими гражданами, постоянно проживающими за границей, иностранцами или лицами без гражданства

При усыновлении российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами нашей страны, суду надлежит проводить проверку документов о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители на предмет наличия у организаций, которые проводят подготовку и выдают соответствующий документ, необходимых полномочий. Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, содержатся в одноименном приказе Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623. Согласно нововведениям, установленным Постановлением Пленума ВС РФ № 37, указанные граждане должны приложить к заявлению об усыновлении помимо прочих документов свидетельство о прохождении в установленном порядке подготовки кандидатов в приемные родители.

При наличии обоснованных сомнений в прохождении указанными лицами надлежащей подготовки на территории иностранного государства, суд вправе отложить разбирательство дела до прохождения подготовки на территории РФ (п. 4 ст. 127 Семейного кодекса РФ, ст. 169 ГПК РФ).

Также необходимо учитывать, что представительство иностранной государственной организации правомочно осуществлять в России деятельность по усыновлению со дня, когда Минобрнауки России выдало разрешение на открытие представительства, а в случае с иностранной некоммерческой организацией – с даты выдачи разрешения на эту деятельность. В случае приостановления или прекращения действия разрешений такие представительства не вправе представлять интересы кандидатов в усыновители в России.

Пленум ВС РФ своим Постановлением № 37 увеличил до 12 месяцев срок поступления сведений о детях в федеральный банк данных. По истечении указанного срока дети могут передаваться на усыновление иностранцам, лицам без гражданства, а также россиянам, постоянно проживающим за границей, не являющимся родственниками детей.

 

    МНЕНИЕ

    Ольга ГюрджанОльга Гюрджан, к. ю. н., доцент кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА):

    Постановлении Пленума ВС РФ № 37 затронуты многие острые вопросы, оно направлено на развитие правоприменительной практики в области отношений по усыновлению. В то же время значительный круг проблем остался за рамками данного документа".


 

Документы по теме: 

Новости по теме: 

Материалы по теме:

Домашняя правовая энциклопедия. Семья и дети (подготовлено экспертами компании "Гарант")

Мнение:

Кравчук Наталья Вячеславовна

Закон Димы Яковлева: год спустя
Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" вступил в силу 1 января 2013 года. Данный Закон позиционировался представителями российской власти как ответ на принятый незадолго до этого в США "закон Магнитского", но позднее премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что Закон "принимался на эмоциональной волне...

Кравчук Наталья,
Доцент кафедры публичной политики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", член Экспертного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Исследование:

54% опрошенных не поддерживают запрет на усыновление гражданами США российских детей

Читать ГАРАНТ.РУ в и