IT

Новости и аналитика Аналитические статьи Побег в виртуальную реальность, или Как правильно использовать электронные деньги

Побег в виртуальную реальность, или Как правильно использовать электронные деньги

Побег в виртуальную реальность, или Как правильно использовать электронные деньгиСтатистика Банка России показывает, что доля безналичных расчетов в нашей стране уверенно растет с каждым годом. Вместе с тем, расчеты без использования банкнот и монет прогрессируют не только количественно, но и качественно, с появлением новых инструментов и форм расчетов.

Так, широкую популярность получили так называемые электронные средства платежа (электронные деньги). По итогам первых трех кварталов 2013 года было совершено 957,4 млрд переводов на общую сумму 3 млрд руб., причем в основном – в пользу юридических лиц (91,6% от общего количества операций). С каждым кварталом число переводов и общий объем переведенных средств только возрастали, и эти тенденции не могли укрыться от внимания законодателя.  

Первоначально основы правового статуса и правил использования электронных денег были закреплены в Федеральном законе от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее – закон о платежной системе), а позже – в нормативных актах Банка России. Одним из последних стала Памятка "Об электронных денежных средствах", утвержденная письмом Банка России от 20 декабря 2013 г. № 249-Т (далее – Памятка) которая была рекомендована мегарегулятором к изучению кредитными организациями и распространению среди их клиентов-физических лиц.

 

Без купюр

Электронные деньги – это безналичные денежные средства, учитываемые кредитными организациями без открытия банковского счета и переводимые с использованием электронных средств платежа (п. 1.2 Памятки). В частности, к электронным средствам платежа относятся банковские предоплаченные карты, а также так называемые "электронные кошельки"

40% респондентов предпочитают электронные деньги бумажным. 40% респондентов предпочитают электронные деньги бумажным.

Узнать больше

Первые представляют собой банковскую карту, на которую клиент кредитной организации кладет определенную сумму денег, и после этого может совершать платежи посредством этой карты (а если карта именная – также получить наличными остаток денежных средств) (п. 1.5 положения Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием").

Пока они не получили широкого распространения среди россиян, однако в некоторых случаях могут быть очень удобными – к примеру, если нужно оплатить покупку в интернет-магазине, но не хочется раскрывать полные данные о зарплатной или другой платежной карте. Владельцы дистанционной торговли также выигрывают от использования электронных денег за счет уменьшения сумм наличных денег, которые курьеры магазина возят с собой для расчетов с покупателями, а также снижения риска получения фальшивых банкнот.

"Электронный кошелек" позволяет распоряжаться деньгами дистанционно, в том числе с установкой на компьютер, мобильный телефон или другое техническое устройство клиента специального программного устройства.

Банк России еще раз подчеркнул, что осуществлять операции по переводу электронных денежных средств может только кредитная организация (ст. 12 закона о платежной системе, п. 1.4 Памятки). Кстати, необязательно это должен быть банк – оператором по переводу электронных денег может быть и небанковская кредитная организация, получившая соответствующую лицензию.

 

Гюльчатай, открой личико

Электронные средства платежа делятся на две большие группы: персонифицированные и неперсонифицированные – в зависимости от того, осуществляется ли при переводе идентификация клиента. Впрочем, для юридических лиц и ИП, использующих электронные деньги, доступен только один вариант – все операции с их участием совершаются с обязательной идентификацией (ч. 7 ст. 10 закона о платежной системе).

 

ВНИМАНИЕ!

Электронные деньги отнесены законом к денежным средствам (п. 18 ст. 3 закона о платежной системе), поэтому их получение влечет налоговые последствия.

Если источником дохода физического лица является организация или ИП, они выступают по отношению к нему налоговым агентом и обязаны удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ).

В противном случае гражданин обязан самостоятельно задекларировать свой доход в виде полученной суммы электронных денег и уплатить налог (ст. 228 НК РФ).

У физических лиц возможности шире – они могут воспользоваться анонимными "электронными кошельками" или обезличенными предоплаченными банковскими картами (ч. 2, ч. 4 ст. 10 закона о платежной системе). Однако если предприниматель переводит электронные деньги гражданину (например, в счет оплаты услуг по гражданско-правовому договору), последний обязан использовать для этих целей именно персонифицированное средство платежа (ч. 9 ст. 7 закона о платежной системе).

Это, кстати, вызывает ряд вопросов при возврате некачественного товара, оплаченного, к примеру, через анонимный "электронный кошелек", – ведь вернуть деньги за товар на этот же кошелек продавец не сможет в силу закона. Учитывая, что наличными деньгами в этом случае плату за возвращенный товар выдать также невозможно (ч. 20 ст. 7 закона о платежной системе), остается только один вариант – покупатель предоставляет продавцу реквизиты своего банковского счета, и деньги перечисляются уже на него.

Различия между идентифицированными и неидентифицированными электронными средствами платежа проявляются и в предельно допустимой сумме переводов электронных денег.

 

Таблица 1. Ограничения при использовании электронных денег (для физических лиц) 

Ограничение Персонифицированное электронное средство платежа Неперсонифицированное электронное средство платежа
Максимально допустимый остаток электронных денег (в любой момент) 100 тыс. руб. (ч. 2 ст. 10 закона о платежной системе) 15 тыс. руб. (ч. 4 ст. 10 закона о платежной системе)
Общая сумма переводов Без ограничений Не более 40 тыс. руб. в течение календарного месяца для одного электронного средства платежа (ч. 5 ст. 10 закона о платежной системе)

 

    МНЕНИЕ

    Виктор Достов, председатель Совета Ассоциации "Электронные деньги"Виктор Достов, председатель Совета Ассоциации "Электронные деньги": 

    "В сложившейся ситуации неверно считать неперсонифицированные электронные средства платежа анонимными. Даже если клиент и остается формально неидентифицированным, с точки зрения существующего закона, оператор электронных денежных средств располагает о нем обширным набором сведений: номером мобильного телефона, реквизитами привязанной карты, IP-адресами и прочей информацией. В определенном смысле это лучше, чем копия паспорта, – по телефону, например, можно определить местонахождение владельца, копия паспорта тут бесполезна. У правоохранителей всегда есть возможность запросить эти данные и эффективно использовать в ходе расследования. В наличных расчетах это, разумеется, невозможно".


 

От начала до конца

Создать резерв электронных денежных средств можно, перечислив определенную сумму со своего банковского счета либо без использования банковского счета – в том числе путем внесения наличных денег в банкоматы и платежные терминалы.

Банк России указал, что есть и еще один вариант – если у оператора мобильной связи, который обслуживает клиента, заключен договор с соответствующей кредитной организацией, то остаток электронных средств может быть пополнен за счет аванса на оплату услуг связи (п. 2.2 Памятки).

При переводе электронных денег происходит два действия одновременно – остаток средств плательщика уменьшается, а получателя – увеличивается.

После этого оператор обязан направить подтверждение об исполнении распоряжения клиента о переводе электронных денежных средств (п. 4.5 Памятки). Пленум ВС РФ в 2012 году подчеркнул, что в целях защиты прав потребителей оно расценивается как подтверждение факта покупки (абз. 3 п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей").

При использовании платежных терминалов обязательно выдается чек – кстати, по поводу субъекта административной ответственности за нарушение этого требования в судебной практике существует два похода: в одном случае правонарушителем признается владелец платежного терминала (постановление ФАС Поволжского округа от 27 декабря 2010 г. по делу № А12-12756/2010, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10 января 2008 г. по делу № А29-7985/2007), в другом – собственно оператор (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 февраля 2008 г. по делу № А28-8144/2007-456/1). 

 

К слову

На электронные деньги распространяются правила о возврате средств по операциям, совершенным без согласия клиента. Более подробно – в нашем материале
"Возврат денег по несанкционированным транзакциям: что изменится с 1 января 2014 года

О любой операции по переводу электронных денег кредитная организация обязана уведомить клиента (ч. 4 ст. 9 закона о платежной системе). Банк России в разъяснениях, размещенных на его официальном сайте 10 февраля текущего года, подчеркнул, что эта обязанность является законодательной, и следовательно, не предполагает взимания платы – в договоре должен быть предусмотрен способ безвозмездного информирования клиента.

По словам директора департамента информационных технологий СБ Банка Максима Волкова, из всех способов уведомления клиентов наиболее часто используется отправка SMS-сообщений. "Около 30% клиентов выбирают уведомления по e-mail. Дополнительно для всех клиентов в личном кабинете интернет-банка доступны уведомления об операциях с использованием электронного средства платежа", – рассказывает эксперт.

Конечно, перевод электронных средств можно осуществлять и в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства (ч. 24 ст. 7 закона о платежной системе).

Электронные деньги могут стать реальными – в случае зачисления остатка средств на банковский счет или выдачи его наличными деньгами. Правда, здесь необходимо учитывать, персонифицировано ли средство платежа, а также принимать во внимание статус владельца денег.

 

Таблица 2. Возможности распоряжения остатком электронных денежных средств 

Статус владельца электронных денег Возможности распоряжения остатком электронных денег
Персонифицированное электронное средство платежа Неперсонифицированное электронное средство платежа
Физическое лицо Перевод на банковский счет (выдача наличными деньгами запрещена) (ч. 20 ст. 7 закона о платежной системе)
Юридическое лицо или ИП Перевод на банковский счет (ч. 22 ст. 7 закона о платежной системе) Юридическое лицо или ИП идентифицируется при осуществлении операций с электронными деньгами в обязательном порядке (ч. 7 ст. 10 закона о платежной системе)

 

Надо знать

Электронные деньги могут быть очень удобными в использовании, однако по некоторым статьям они проигрывают прочим формам расчетов:

1. На электронные деньги не распространяются правила о страховании вкладов на случай банкротства кредитной организации (п. 5 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"). Напомним, сейчас сумма страхового возмещения по вкладам при наступлении страхового случая (чаще всего страховым случаем является аннулирование лицензии Банком России) составляет 700 тыс. руб. (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"), но в ближайшем будущем планируется увеличить его до 1 млн руб.

2. На остаток электронных денежных средств не начисляются проценты, а также не выплачивается любое иное вознаграждение клиенту за их использование (ч. 6 ст. 7 закона о платежной системе). Действительно, целью использования электронных денег является проведение платежей, а не создание накоплений. К тому же в отношении клиентов-физических лиц операции с электронными деньгами чаще всего осуществляются без открытия банковского счета – соответственно, к ним не могут применяться нормы о банковском вкладе, поскольку открытие вклада предполагает наличие счета (ст. 834 ГК РФ). 

 

О действиях вкладчика в случае отзыва лицензии у банка узнайте из наших материалов:

Кстати, сведения об остатках электронных денег и о переводах электронных денежных средств кредитными организациями по распоряжению их клиентов относятся к банковской тайне (ч. 20 ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I "О банках и банковской деятельности") и могут разглашаться только по запросу уполномоченного органа – к примеру, налоговой инспекции (п. 2 ст. 86 НК РФ).

3. Оператор не вправе предоставлять клиенту средства для увеличения остатка электронных денег. Таким образом, исключается кредитование посредством электронных денег. Фактически, единственный способ увеличения остатка электронных денежных средств заключается в пополнении его самим клиентом.

4. За операции с электронными деньгами взимается комиссия. Банк России еще раз подчеркнул право кредитных организаций взимать комиссионное вознаграждение за совершение операций с электронными деньгами (п. 4.4 Памятки). Размеры комиссии разнятся в зависимости от политики кредитной организации и типа операции. К примеру, при оплате покупки в интернет-магазине с использованием электронного кошелька Яндекс.Деньги комиссия составит от 0,5% до 3% от суммы перевода, за совершение каждой транзакции через систему WebMoney Transfer придется уплатить вознаграждение в размере 0,8% от суммы платежа, а та же операция на платформе RBK Money будет проведена без комиссии.

 

Взгляд в будущее

Законодательные инициативы последнего времени нередко направлены на борьбу с терроризмом и противодействие его финансированию – отразилось это и на предложениях по регулированию расчетов с использованием электронных денег. В середине января текущего года в Госдуму поступил законопроект, ужесточающий требования к переводам электронных денежных средств без идентификации клиента1.

Документ предусматривает следующие правила расчетов электронными деньгами:

  • общая сумма перевода без идентификации для одного электронного средства платежа не может превышать 1 тыс. руб. в течение одного дня (в случае использования предоплаченной карты – 3 тыс. руб.) и 15 тыс. руб. в течение календарного месяца (сейчас – не более 40 тыс. руб. в течение месяца, без ограничения суммы перевода за день);
  • максимально допустимый остаток электронных денег на каждом неперсонифицированном средстве платежа в любой момент не должен превышать 5 тыс. руб. (сейчас – не более 15 тыс. руб.);
  • запрещается использование неперсонифицированного средства платежа при трансграничных переводах (получатель либо плательщик находится за пределами России, при этом в переводе участвует иностранный банк), а также в случаях, когда идентификация отправителя и получателя проведена, но полная информация о них отсутствует;
  • запрещается использование неперсонифицированного средства платежа, выданного за пределами России либо иностранными финансовыми организациями;
  • анонимные переводы между физическими лицами (в том числе пополнение предоплаченных карт) не допускаются. 

Авторы инициативы подчеркивают, что нововведения в случае их одобрения не окажут негативного влияния на интернет-торговлю и на использование персонифицированных средств платежа – более того, для последних предельно допустимый лимит электронных денег с 1 августа 2014 года будет увеличен со 100 тыс. руб. до 600 тыс. руб. (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 403-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").

Однако представители экспертного сообщества делают неутешительные прогнозы по поводу платежей с использованием электронных денег в случае принятия новых правил. Так, Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) в своей официальной позиции по законопроекту выдвинула предположение о том, что введение предлагаемых мер приведет к обратному эффекту – граждане будут предпочитать наличные деньги электронным.  

Отличительная черта переводов с использованием электронных денег заключается в том, что они осуществляются без открытия банковского счета (п. 18 ст. 3 закона о платежной системе). Вместе с тем, для физическое лицо по желанию может предоставлять денежные средства оператору с использованием своего банковского счета, а для юридических лиц и ИП это требование является обязательным (ч. 2, ч. 3 ст. 7 закона о платежной системе).

Применительно к максимальному ограничению общей суммы анонимного перевода за один день аналитики РАЭК со ссылкой на Яндекс.Деньги отметили, что средний чек за ЖКУ составляет 1,7 тыс. руб., за купленные в интернет-магазине вещи – 1,3 тыс. руб., за авиабилеты – 8 тыс. руб., то есть зачастую превышают 1 тыс. руб.

В настоящее время, подчеркивают эксперты, платежи от 5 тыс. руб. составляют 19% от всех платежей, но при этом именно они обеспечивают 77% всего объема платежей. Если же ограничения коснутся не только платежей между неперсонифицированными электронными кошельками, но и платежей в пользу юридических лиц/поставщиков (ЖКХ, сотовая связь, игровые проекты и т.д.), то более 30% платежей превысят дневной лимит и более 10% – месячный лимит.

Кроме того, нередко указывают и на недостатки существующей в России системы идентификации плательщика и получателя платежа – как правило, она всегда требует визита в офис финансовой организации. 

 

    МНЕНИЕ

    Виктор Достов, председатель Совета Ассоциации "Электронные деньги"Виктор Достов, председатель Совета Ассоциации "Электронные деньги": 

    "За рубежом уже много лет применяется рискориентированный подход, рекомендованный ФАТФ [Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. – Ред. ]. Для операций пониженного риска (например, бытовых платежей, уплаты налогов) применяются упрощенные меры, личная явка необходима только для получения сложных финансовых продуктов. Например, в Европе для снятия лимитов на исходящие платежи в системе PayPal достаточно привязать к аккаунту банковскую карту. В США кредитные организации могут удаленно устанавливать личность клиента, проверяя сведения по государственным и частным базам данных. В Австралии, Новой Зеландии, Канаде очень активно используется потенциал кредитных бюро и электронных паспортов. Все эти подходы можно адаптировать и к российским реалиям.

    В течение последних двух лет экспертами и регуляторами были выработаны конкретные законодательные предложения в этом направлении; к сожалению, в январском законопроекте они оказались полностью проигнорированы. Мы надеемся, что в ходе обсуждения проекта федерального закона акцент будет все же перенесен с неэффективных мер по ограничению электронных платежей на модернизацию процедур идентификации клиентов".


 

Председатель Совета Ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов подчеркивает также, что законопроект снижает и порог для неперсонифицированных операций без открытия банковского счета, совершаемых в личном присутствии клиента (до 5 тыс. руб.). "Поэтому его последствия ощутят на себе также и те, кто ходит оплачивать квитанции на почту или в банк, – очереди станут длиннее, организации будут вынуждены перекладывать возрастающие издержки на потребителей. Возникнут проблемы с рядом операций через терминалы – например, погашением кредитов и пополнением карт", – прогнозирует эксперт.

Правда, некоторые эксперты надеются, что банковская система в целом от нововведений может только выиграть. Директор департамента информационных технологий СБ Банка Максим Волков обращает внимание на необходимость использования большого количества неперсонифицированных средств платежа при снижении планки максимальной суммы платежа для одного средства платежа, что не всегда удобно для клиента. "Но сделать в уличном терминале коммунальный платеж будет уже сложнее. При этом, возможно, люди, совершавшие подобные платежи, но не пользовавшиеся услугами банка, станут банковскими клиентами. Так что банковская система может и выиграть от таких нововведений", – заключает представитель банковского сообщества. 

 

Документы по теме:

Новости по теме:

Существующие ограничения анонимных электронных платежей предлагают ужесточить – ИА "ГАРАНТ", 16 января 2014 г. 

Материалы по теме:

Биткойн: что это такое и с чем его едят

10 февраля 2014
Биткойн: что это такое и с чем его едят
Пресс-служба ЦБ РФ опубликовала "Информацию об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, Биткойн", в которой предостерегает граждан и юридических лиц, прежде всего кредитные организации и некредитные финансовые организации, от использования "виртуальных валют" для их обмена на товары (работы, услуги) или на денежные средства в рублях и в иностранной валюте. А в Генеральной прокуратуре РФ состоялось заседание по противодействию преступлениям в сфере экономики, посвященное вопросам использования на территории России анонимных платежных систем и криптовалют.

Обзор изменений законодательства, регулирующего банковскую сферу, которые вступили в силу в 2014 году

16 января 2014
Обзор изменений законодательства, регулирующего банковскую сферу, которые вступили в силу в 2014 году
В 2014 году вступили в силу новые нормативные акты и новые положения некоторых нормативных актов, так или иначе, затрагивающих банковскую сферу. Предлагаем вашему вниманию обзор таких нововведений и изменений.

Лимит для граждан на наличные расчеты: об инициативе Минфина России

20 декабря 2013
Лимит для граждан на наличные расчеты: об инициативе Минфина России
Будут ли ограничены наличные расчеты между гражданами? Покупки на какую сумму необходимо будет оплачивать в безналичной форме? Какое наказание планируется предусмотреть за нарушение правил расчетов? Об этом читайте в нашем материале.

 

Правовые консультации:

 

_________________________

1 С текстом законопроекта № 428896-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы. По состоянию на 17 февраля 2014 года дата первого чтения не назначена.