Как ПФР рассчитывает пени?


Екатерина Голубева,
старший юрист-консульт компании "ФБК-право"

Арбитры ФАС Дальневосточного округа решили, что ПФР не обязан прилагать подробный расчет пеней к требованию об уплате недоимки по страховым взносам1. Хотя раньше, при ЕСН, такой расчет был нормой. Выясним, обязаны ли чиновники показывать, каким образом они рассчитывали пени.

Не так давно судьи Дальневосточного округа приняли решение, которым, по сути, позволили отделениям ПФР не раскрывать компаниям способ расчет пеней за опоздание с уплатой страховых взносов. Решение это довольно неожиданное, ведь до отмены ЕСН расчет пеней по взносам на пенсионное страхование должен был обязательно доведен до фирмы. Теперь, видимо, компаниям придется снова вырабатывать судебную практику по спорным вопросам, связанным с уплатой страховых взносов.

Суть спора

Компания в июне 2010 года получила требование ПФР об уплате недоимки по страховым взносам и пеням. Недоимка была уплачена обществом в полном объеме, а с требованием в части взыскания пеней фирма не согласилась и обжаловала его в арбитражный суд. Причиной стал тот факт, что в требовании ПФР не были указаны подробные данные об основаниях взыскания пеней: на какую сумму недоимки по страховым взносам и за какой период начислены пени. Кроме того, фирма указывала ранее, что обязанность ПФР показывать расчет пеней в требовании вытекает из аналогии с пенями по налоговой задолженности, которую обязаны расшифровывать налоговики2.
В свою очередь ПФР в отзыве на жалобу указал, что форма № 5-ПФР3 не определяет, что к требованию должен прилагаться расчет (или его копия) подлежащих уплате пеней на момент направления требования.
Суды всех инстанций согласились с мнением ПФР, решив, что он не обязан указывать в требовании расчет пеней. Рассмотрим, насколько обосновано мнение судей и самого ПФР.

Закон обязывает показать расчет

Согласно законодательству о страховых взносах требование об уплате недоимки, пеней и штрафов должно содержать4:

  • сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, которые начислены на день направления требования;
  • информацию о сроке уплаты суммы, сроке исполнения этого требования;
  • сведения о мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования компанией;
  • подробные данные об основаниях взыскания недоимки, пеней и штрафов, а также ссылки на положения федерального закона, которые устанавливают обязанность фирмы уплатить страховой взнос.

Как мы видим из буквального толкования нормы, требование должно содержать подробные данные об основаниях взыскания пеней, а не только их размер. Однако формой требования № 5-ПФР не определено, что к ней должен прилагаться расчет (или его копия) пеней, подлежащих уплате на момент направления требования. В связи с чем ПФР посчитал, что в требовании достаточно указать только размер пеней.
Что понимается под подробными данными, Закон № 212-ФЗ не раскрывает. Если попробовать применить в данном вопросе аналогию с содержанием требования по налогам, то судебная практика под такими данными понимала необходимость расшифровки начисления пеней в требовании5.
В связи с чем, как мы предполагаем, под подробными данными следует понимать те, которые позволяют компании проверить, правильно ли рассчитаны пени, и при возможности представить свой расчет. Таковыми являются: сведения о размере недоимки, на которую начислены пени; дата, начиная с которой производится начисление пеней; процентная ставка пеней (с учетом положений ст. 75 НК РФ); напоминание о том, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки. Указание только на размер пеней не позволяет фирме проверить, правильно ли они были посчитаны.
В качестве обоснования своей позиции в судебном споре ПФР разъяснил, что форма требования № 5-ПФР не содержит ссылки на необходимость расшифровки расчета пеней. Однако еще раз отметим, что в самом Законе № 212-ФЗ есть требование о необходимости подробной детализации основания взыскания пеней. Так как форма № 5-ПФР, по сути, противоречит Закону № 212-ФЗ, считаем, что в судебном порядке она должна быть признана недействительной.

Судебная практика

Обратите внимание, что к старой форме требования (она касалась и взносов на пенсионное страхование), которая действовала до утверждения формы № 5-ПФР, должен был прикладываться расчет суммы пеней6. Отсутствие подобного расчета являлось для судов основанием признания таких требований незаконными.
Так, например, в одном из решений арбитры пришли к выводу, что при обращении в суд с требованием о взыскании недоимки и пеней управление ПФР должно не только доказать правомерность направления требования предприятию, но и подтвердить наличие недоимки и размер пеней соответствующими документами и расчетами7.
Также отметим, что по вопросу необходимости расшифровки пеней в требовании об уплате страховых взносов существует и противоположное позиции ФАС Дальневосточного округа мнение ФАС Северо-За­падного округа. Суд указал, что оспариваемое требование Пенсионного фонда РФ об уплате страховых взносов не содержит сведений о сумме недоимки, на которую начислены пени, и основаниях возникновения этой недоимки, а также о дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пеней8. Таким образом, суд фактически настаивал на необходимости расчета пеней в требовании, а не только суммы недоимки.
В связи с этим полагаем, что к требованию об уплате страховых взносов должен прилагаться расчет пеней.

Аналогия с налоговым требованием

В качестве дополнительного обоснования своей позиции компания сослалась на аналогию выставления требования налоговым органом, а именно на тот факт, что к требованию об уплате налогов обязательно прикладывается расчет пеней.
Мы согласны с этим доводом и хотели бы заострить внимание на том, что в форме требования об уплате налогов и сборов прописано, что должны указываться подробные данные об основаниях взимания налога, штрафа и пеней9. Также отметим следующее: еще в 2001 году ВАС РФ разъяснял, что в требовании об уплате налогов и сборов необходима расшифровка пеней10. Придерживался своей позиции ВАС РФ и позднее11.
Указанные в Законе № 212-ФЗ страховые взносы относятся к обязательным платежам12. Эти взносы налоговыми платежами не признаются, хотя и имеют такую же структуру (плательщики, объект, база обложения и др.).
В связи с отменой ЕСН уплату страховых взносов администри­рует Пенсионный фонд РФ, а не налоговый орган, как было раньше. С нашей точки зрения, такие изменения не должны влиять на право организации иметь полную и достоверную информацию о данных, на основании которых рассчитываются ее обязательства, в том числе и пени.
Пусть страховой взнос не является налоговым платежом, требование о его уплате также должно содержать полную и достаточную информацию, необходимую для расчета пеней, как и требование об уплате налогов и сборов.
Поэтому, несмотря на прецедент, имевший место в Дальневосточном округе, считаем, что, если к требованию не приложен расчет пеней, данное обстоятельство является основанием для признания его недействительным.

Руководство к действию

Из документа
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 августа 2009 г. № Ф04-4551/2009(11920-А27-14)

<...> Арбитражные суды установили, что из имеющегося в материалах дела расчета пеней невозможно определить суммы задолженности, по которым произведено начисление пеней, отчетный (расчетный) период образования недоимки, сроки уплаты страховых взносов, в связи с чем суды пришли к выводу, что заявителем не представлено доказательств направления Обществу требования об уплате пеней, начисленных на спорную сумму задолженности по страховым взносам. <...>

В том случае, если к требованию расчет не приложен, компания вправе обратиться в отделение Пенсионного фонда РФ с просьбой представить расчет и провести сверку. Самостоятельно рассчитывать пени организация не обязана.
Однако возникает вопрос: что делать тем компаниям, которые получили требование об уплате и расчет пеней, но не согласны с суммой, указанной в расчете? На наш взгляд, в таком случае фирме стоит обратиться со своим контррасчетом пеней в ПФР и провести сверку.
По заявлению компании органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны осуществлять совместную сверку сумм уплачен­ных страховых взносов, пеней и штрафов13. Если организация придет к выводу, что данные фонда не соответствует действительному объему ее обязательств по уплате пеней, ей следует обратиться с заявлением в арбитражный суд.
В заключение считаем необ­ходимым отметить, что на момент подготовки настоящей статьи проигравшая фирма не обращалась в ВАС РФ с заявлением о пересмотре постановления ФАС Дальневосточного округа в порядке надзора. На наш взгляд, в том случае, если компания примет решение обратиться в ВАС РФ, шансы отстоять свои интересы достаточно велики.

  


Алена Гвоздицкая,
ведущий консультант пресс-службы ПФР

Расшифровка расчета пеней не обязательна

Утвержденная Минздравсоцразвития России форма требования об уплате задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н) не предполагает обязательную расшифровку расчета пеней.
Организация, которая уплачивает страховые взносы, может обратиться в территориальный орган ПФР по месту регистрации для предоставления расчета пеней лично либо в письменном виде отправить письмо по почте или электронным письмом по телекоммуникационным каналам связи.
Также согласно пункту 9 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или самой организации может быть проведена совместная сверка уплаченных плательщиком страховых взносов.

Экспертиза статьи:
Светлана Мягкова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер-эксперт


1 пост. ФАС ДВО от 04.07.2011 № Ф03-2755/11 по делу № А51-13051/2010
2 пост. Пятого ААС от 22.03.2011 № 05АП-737/2011
3 приказ Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 957н
4 п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)
5 п. 19 пост. Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5
6 пп. 1, 2 приказа Минфина России от 30.01.2006 № 18н
7 определение ВАС РФ от 30.08.2010 № ВАС-9400/10
8 пост. ФАС СЗО от 14.04.2011 № А44-3385/2010
9 приказ ФНС России от 01.12.2006 № САЭ-3-19/825@
10 п. 19 пост. Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5
11 определение ВАС РФ от 21.08.2008 № 10217/08
12 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ
13 п. 8 ч. 3 ст. 29 Закона № 212-ФЗ

Читать ГАРАНТ.РУ в и